Новые книги на БиблиоРоссике

«Новое литературное обозрение» – российское гуманитарное издательство, основанное филологом и историком культуры Ириной Прохоровой в 1992 году.
Интеллектуальное ядро деятельности «НЛО» составляют три академических журнала: «Новое литературное обозрение», ориентированное на развитие новых направлений в гуманитарной науке (и давшее название всему издательскому дому); «Неприкосновенный запас», посвященный анализу современных тенденций в социальных дисциплинах, и «Теория моды» – первое в России периодическое издание, представляющее моду как феномен культуры.
Ежегодно издательство выпускает свыше 100 книг в широком диапазоне от философии, истории, культурологии, антропологии, филологии, искусствознания до современной прозы и поэзии, мемуаров, переписки и интеллектуальной эссеистики. За годы существования «Новое литературное обозрение» стало неотъемлемой частью общемирового научного, интеллектуального и культурного ландшафта. Периодические и книжные издания «НЛО» включены в программу обязательной подготовки студентов-гуманитариев не только в российских вузах, но и в университетах США, Канады, Германии, Финляндии и других стран.
Мы предлагаем читателям ознакомиться с произведениями издательства «Новое литературное обозрение», доступными в «БиблиоРоссике». Электронные версии этих и многих других изданий доступны уже сейчас, бесплатно, для всех зарегистрированных пользователей.

Вадим Михайлин «Из глубины экрана. Интерпретация кинотекстов»
Советская эпоха закрылась, отодвинулась на дистанцию и стала видна как целое – противоречивое, динамичное и многоаспектное. Эта цельность бывает обманчива, так как умение считывать смыслы, естественные для обитателя СССР, не всегда доступно даже тем, кто чувствует эпоху. На материале советского кино – от картин Юлия Райзмана и фильмов военного периода до «Маленькой Веры» и «Бакенбардов» – антрополог и филолог, профессор Саратовского университета Вадим Михайлин реконструирует советские «языки умолчания», символические коды, без понимания которых невозможно составить убедительный портрет homo soveticus. Дополнительные главы, посвященные зарубежным фильмам, служат в книге в качестве внешнего референта, не дающего забыть о том, что советская визуальная культура, несмотря на свою уникальность, все же была локальным вариантом европейской культуры.

Ксения Гусарова «Мода и границы человеческого: зооморфизм как топос модной образности в XIX–XXI веках»
Карикатуры, на которых модницы превращаются в экзотических насекомых или обитателей моря; чучела птиц в качестве шляпного декора; живые гепарды как ультрамодный аксессуар – мода последних двух столетий очарована образами животных. Ксения Гусарова в своей монографии анализирует всплеск зооморфной образности в моде второй половины XIX века и стремится найти ответы на ряд важных вопросов: почему начиная с 1860-х годов зооморфизм становится лейтмотивом модных практик и как это связано с идеями Чарлза Дарвина? Что выбор зооморфных нарядов в тот или иной исторический период говорит о самих носителях и какие представления о природе выражают подобные образы? Как современные модельеры вроде Эльзы Скьяпарелли и Александра Маккуина переосмыслили наследие викторианской анималистики? Ксения Гусарова – кандидат культурологии, старший научный сотрудник ИВГИ РГГУ, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС.

Татьяна Борисова «Когда велит совесть. Культурные истоки Судебной реформы 1864 года в России»
Судебная реформа 1864 года стала попыткой радикальных преобразований российского общества, причем не только в юридической, но и в нравственной сфере. Начиная с 1830-х – 1840-х годов в публичном дискурсе человек, государство и его законы стали связываться сложной сетью различных понятий и чувств, а «долг совести» и «чувство истины» стали восприниматься как доступные всем сословиям средства этической ревизии русской жизни. В центре исследования Татьяны Борисовой – понятие совести, которое вступало зачастую в противоречивые отношения с понятием законности. Почему законность и судопроизводство в Российской империи стали восприниматься значительной частью образованного класса как безнравственные и аморальные? Как совесть получила большую преобразовательную силу, действие которой оказалось непредсказуемым для самих реформаторов? И почему порожденная переменами судебная практика стала ярким явлением русской культуры, но в то же время замедлила формирование правового самосознания и гражданского общества? Татьяна Борисова – историк, доктор права, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

атьяна Миронова «Оптика документальности. Практики работы с памятью и историей в современном искусстве»
«Каждый человек заслуживает собственного музея», – говорил французский художник Кристиан Болтански, на протяжении многих лет исследовавший вопросы памяти и забвения. Он оказал большое влияние на современных художников, также ищущих способы осмысления и репрезентации напряжения между «маленькой памятью» и «большой памятью» (пользуясь выражением Болтански). В своей книге Татьяна Миронова показывает, что этот поиск приводит художников к работе с документом, которым становится практически любой предмет: дневник, памятный сувенир, письмо или случайно найденная фотография. Как утверждает автор, соединение таких материалов и художественных средств выражения формирует особое пространство, в котором статус документа меняется, а вслед за ним расширяется наше восприятие истории и памяти. Татьяна Миронова – исследовательница современного искусства, куратор, преподаватель НИУ ВШЭ.

Евгений Пчелов «История России языком дворянских гербов»
Традиционная геральдика, берущая начало в культуре высокого Средневековья, – это целая символическая система, «дешифровка» и исследование которой может быть нетривиальным источником сведений о том или ином периоде человеческой истории. Книга Евгения Пчелова знакомит читателей с российской дореволюционной дворянской геральдикой и преломлением в ней истории России XVIII – начала XX века. Как составлялись гербы и что они означали? Что они могут рассказать не только о своих владельцах, но и о культурной истории страны императорского периода? Какое отражение нашла символика гербов в литературе, изобразительном искусстве и социальной жизни России на протяжении веков? Отвечая на эти вопросы, автор одновременно развеивает распространенные мифы и заблуждения, связанные с геральдикой. Евгений Пчелов – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии исторического факультета Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН.