Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
В эпоху войн и революций. К 100-летию пребывания М.А. Волошина в Екатеринодаре (1919)
М.А. Волошин родился в Киеве, долгие годы провел в Крыму. С 1917 года, с началом эпохи великих потрясений, постоянно жил в своем доме в Коктебеле, где, как он позже напишет в стихотворении «Дом поэта» (1926), скрываются от преследований «и красный вождь, и белый офицер».
Хранил права убежища, как храм, И растворялся только беглецам, Скрывавшимся от петли и расстрела. И красный вождь, и белый офицер – Фанатики непримиримых вер – Искали здесь под кровлею поэта Убежища, защиты и совета. Я ж делал всё, чтоб братьям помешать Себя – губить, друг друга – истреблять, И сам читал – в одном столбце с другими В кровавых списках собственное имя…
Живший в Крыму поэт был тесно связан с литераторами нашего края. Близкие дружественные отношения в течение многих лет поддерживал он с поэтессой Черубиной де Габриак (Е.И. Дмитриевой), которая в 1920 году вместе с С.Я. Маршаком создаст в Екатеринодаре-Краснодаре детский театр, напишет для него множество пьес. Находясь в Краснодаре, Е.И. Дмитриева переписывалась с Волошиным, считала его своим близким другом и учителем. Впоследствии в своей «Автобиографии Черубины де Габриак» Е.И. Дмитриева писала о Волошине: «Считаю его очень большим художником. У него большая эрудиция и особое умение брать слово. Его акварели похожи на жемчужины и на самые нежные работы японских мастеров. Если в его теперешних стихах – весь целиком его дух, то в его акварелях осталась его душа, которую мало кто угадывал до конца». Многолетняя дружба связывала Волошина и с другой кубанской поэтессой – Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, будущей матерью Марией, которая была знакома с Максимилианом Волошиным еще с детства. Юную Елизавету Юрьевну привлекали в нем поэтический дар и мастерство художника, ведь она сама в ту пору начинала писать стихи и увлекалась живописью. Когда в 1919 году до Волошина дошли сведения о суде над Кузьминой-Караваевой за кратковременное сотрудничество с большевиками, он вместе с А. Толстым, Тэффи и другими писателями направил генералу А. Деникину письменный протест. В том же 1919 году Максимилиан Волошин вступился на суде в Екатеринодаре за литератора, крупного ученого, историка, археолога и палеографа Н.А. Маркса. Он тоже обвинялся в сотрудничестве с большевиками, но заступничество Волошина, предпринявшего поездку в Екатеринодар, помогло добиться освобождения. В 1920 году Н.А. Маркс стал первым ректором только что открытого Кубанского государственного университета. Шла гражд анская война, и власть на юге России менялась с пугающей частотой. В 1919-1920 гг. Максимилиан Волошин приезжал из Крыма в Екатеринодар и выступал с чтением своих стихов. Летом 1919 года в екатеринодарском театре «Мон Плезир» он читал стихи о революции… В связи с военными событиями в Екатеринодаре тогда оказалась большая часть творческой русской интеллигенции. Позже об этом рассказала известная писательница Н.А. Тэффи в своей книге «Ностальгия»: «Екатеринодар был тогда нашим центром, нашей столицей…» Волошин ощущал себя «над схваткой» и писал в письме к другу: «Мои стихи одинаково нравятся и большевикам, и добровольцам. Я, относясь ко всем партиям с глубоким снисхождением, как к отдельным видам коллективного безумия, ни к одной из них не питаю враждебности: человек мне важнее его убеждений. Поэтому единственная форма активной деятельности, которую я себе позволил, – это мешать людям расстреливать друг друга». Действительно, Максимилиану Волошину, деятелю культуры, известному в то время и белым, и красным, удалось в послереволюционные годы спасти жизнь таким поэтам, как Осип Мандельштам и Марина Цветаева. Возвращаясь из Екатеринодара домой, М. Волошин навестил в Ростове-на-Дону М. Шагинян. В Коктебеле он написал стихотворение «На вокзале» (1919), отразившее его впечатления от поездки по югу России.
М. Волошин и его близкий друг, крымский художник К. Богаевский, создали в своем творчестве художественный образ Крыма легендарной древнейшей эпохи – Киммерию, не уставая изображать ее в своих поэтических и живописных произведениях. В Крыму Волошин оказался в самой смертоносной гуще событий эпохи. Его убеждение о необходимости разделить участь всех жертв в братоубийственной войне была глубоко выстраданной позицией христианина. Бесконечные вариации крымских пейзажей – своеобразная молитва, настраивающая душу на миролюбивый лад, дающая свет и покой. Сказочной, фантастической Киммерия Максимилиана Волошина предстает в его акварелях. Художник построил для себя большую мастерскую, получившую название «Дом поэта», и сам стал своеобразным символом маленького поселка Коктебель, расположенного в юго-восточной части Крыма. Пять акварелей Максимилиана Волошина, хранящиеся в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко, были подарены автором в марте 1926 года. На этих небольших работах – виды из окна дома художника на море и горную гряду Карадаг. Одна из акварелей подписана поэтической строкой: «Вечерний профиль Карадага над успокоенной водой». Другая подпись не менее поэтична: «Под серебристой паутиной зубчатый очерк Кок-Кая» – той самой горы, на которой четко отобразился знаменитый профиль поэта. В Краснодарский художественный музей акварели Максимилиана Волошина попали не случайно. Активную роль в формировании коллекции музея сыграл Ромуальд Казимирович Войцик, который с 1924 года стал его научным сотрудником, а затем и директором. Р. Войцик лично написал М. Волошину письмо с просьбой украсить экспозицию краснодарского музея его работами. И вскоре ими уже любовалась краснодарская публика. В следующем письме к Волошину Войцик с благодарностью отмечал: «Это «лучшие страницы» нашего скромного музея, однако наполненные немузейной действенности и глубокого очарования». В истории живописи акварельным пейзажам Волошина принадлежит особое место. Оно обусловлено глубоким своеобразием их содержания и неповторимостью художественной формы. В бумагах М.А. Волошина найдена незавершенная статья «О самом себе», в которой автор рассказывает о своем пути к искусству акварелиста и о собственном творческом методе в создании пейзажей. Но на восприятие творчества Максимилиана Волошина в огромной степени оказывает влияние его личность. Волошин как человек и гражданин не смог остаться вне политических событий. Войны и революции, обрушившиеся на Россию в начале XX века и настолько изменившие ее, стали одними из важнейших рубежей и в жизни художника. Он воспринял грозные события как философ, как человек, абсолютно не приемлющий насилия, но главное – как истинный сын России. Об этом говорят его стихи, поступки, его жизнь. В первые годы смуты на предложение эмигрировать Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею». Испытав ужас белого и красного террора и голод, художник-поэт твердо стоял на своем – он должен жить в России. Страдания Отечества Максимилиан Волошин воспринимал как собственную боль, крушение многовековой державы – как личную трагедию. Он сознательно отказывался воевать, не хотел принимать сторону ни белых, ни красных, не вступал ни в одну политическую партию, но при этом являлся истинным патриотом. Умея сохранять силу духа во времена смуты, он находил общий язык со всеми, белые и красные для него всегда были прежде всего людьми.
И не смолкает грохот битв По всем просторам южной степи Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. «Гражданская война». 1919.
В великом пламени революционных лет хозяин дома в Коктебеле сумел сохранить очаг добра, мудрости и терпимости. Разносторонне одаренный человек, поэт, художник, яркая индивидуальность, самобытная личность, Максимилиан Волошин все же сумел остаться не оторванным от реальности эстетом, но реалистом в широком смысле этого слова: в своих суждениях об истории, современности и, прежде всего, о художественном творчестве. Показательны его слова: «Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить... и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть...»
Источники:
Бащенко, Р. Д. К. Ф. Богаевский : монография. – Москва, 1984. – 296 с. : ил. – Из содерж. : Репродукции. 72. В Коктебеле. Дом М.А. Волошина. 1905. Константин Богаевский / авт. текста В. Манин. – Москва, 2000. – С. 7. Веленгурин, Н. Ф. Максимилиан Волошин и Кубань: из творческого наследия Н.Ф. Веленгурина // Литературная Кубань. – 2000. – 16-30 нояб. – С. 2. Волошин, М. А. Избранное : Стихотворения. Воспоминания. Переписка / вступ. ст. и коммент. З. Давыдова, В. Купченко. – Минск, 1993. – 479 с. : ил. Волошин, М. А. Коктебельские берега: поэзия, рисунки, акварели, статьи. – Симферополь, 1990. – 244 с. : ил. Волошин, М. А. О самом себе // Волошин, М. Пейзажи. – Ленинград, 1970. – С. 17-20. Волошин, М. Пейзажи. – Ленинград, 1970. – 20 с. : ил. Максимилиан Волошин – художник : сборник материалов / сост. Р. И. Попова. – Москва, 1976. – 238 с. : ил. Екатеринодар – Краснодар : два века города в датах, событиях, воспоминаниях [1793 - 1993] : материалы к летописи / сост. А. М. Авраменко, Гос. архив Краснодар. края, Центр документации новейшей истории Краснодар. края. – Краснодар, 1993. – С. 436, 455. Жарких, В. Максимилиан Волошин о природе подсознательного // Искусство. – 1989. – № 2. – С. 51-53. Искусство автографа: инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов / сост. М. Сеславинский. – Т. 1 : А – И. – 2015. – 375 с. : ил. – Из содерж. : М. Волошин. – С. 206-213. Елизавета Кузьмина-Караваева // Веленгурин, Н. Ф. Пути и судьбы : литературные очерки. – Краснодар, 1988. – 252 с. Е.Ю. Кузьмина-Караваева // Земляки : сборник. – Т. 2. – 2015. – 243 с. Купченко, В. П. Жизнь Максимилиана Волошина : док. повествование – Санкт-Петербург, 2000. – 399 с. : ил. Купченко, В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина: летопись жизни и творчества, 1877-1916. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с. Левичев, С. Первый ректор Кубанского университета // Вольная Кубань. – 2016. – 24 марта. – Прил. : Над Кубанью. – Из содерж. : О Н.А. Марксе, известном российском ученом – археологе, этнографе, историке, первом ректоре Кубанского университета. Мирошниченко, Н. Ясновидец вещей // Русское искусство. – 2007. – № IV. – С. 38-45. Русское искусство первой трети XX века : каталог / Департамент культуры Краснодар. края, Краснодар. краев. худож. музей им. Ф. А. Коваленко. – Самара, 2011. – С. 31-34. Скоробогачева, Е. А. Максимилиан Волошин, 1877-1932. – Москва, 2012. – 96 с. : ил. Солодовников, Ю. А. Акварели Максимилиана Волошина в фондах Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко. (К истории формирования коллекции и творческих взаимосвязей) // Голос минувшего. – 2003. – № 3-4. – С.95-96. Солодовников, Ю. А. «Дело» профессора Войцика: исследования и документы / Ю. А. Солодовников, Департамент культуры Краснодар. края, Краснодар. краев. худож. музей им. Ф. А. Коваленко. – Краснодар, 2009. – С. 81-85. Черубина де Габриак. Исповедь. – Москва, 1999. – 384 с.
Подготовлено заведующей отделом литературы по искусству Поляковой О.Н. График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца. Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8 Дополнительные услуги - Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва). - Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ). - Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.). - Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете). - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).
|