Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Певец русской души

s61820529.jpgПервая половина XIX столетия не зря называется золотым веком русской культуры. Расцвет всех видов искусств - поэзии, живописи, архитектуры, театра - дал нашей стране великие такие имена, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Брюллов, А Иванов.

В музыке этот небывалый подъем связан с именем Михаила Ивановича Глинки - композитора, чье творчество по праву стало своеобразной "точкой отсчета". Он на многие годы вперед определил пути развития русской музыкальной культуры. В истории отечественного искусства Глинку можно сравнить с Пушкиным: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русской музыки.

В сочинениях Глинки гармонично сочетаются богатства русской национальной интонации с величайшими достижениями профессионального мастерства. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота и выразительность мелодий, красочность гармонии и инструментовки.. В музыке Глинки есть что-то моцартовское, солнечная и добрая - она проста и, вместе с тем, внутренне очень благородна.

Главная заслуга Глинки заключается в создании первых русских опер - «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы». Эти оперы определили историческую судьбу русской композиторской школы, положили начало двум основным ветвям оперной классики: народной музыкальной драме и опере-сказке.

На протяжении всей своей жизни Михаил Иванович писал романсы и песни. Им создано свыше 70 вокальных сочинений, многие из которых стали настоящей классикой жанра. Подобно Пушкину, поднявшему лирическую поэзию на новый художественный уровень, Глинка придал русскому романсу классическую глубину и стройность, наполнил благородными и высокими чувствами.

Результатом работы великого композитора стал уникальный русский стиль в классической музыке, совмещавший мелодии и напевы далекого прошлого Руси с современными Глинке инструментами, звучаниями, манерой исполнения.

Михаил Иванович Глинка был другом многих великих людей своей эпохи, его поиски уникального звучания начались не с пустого листа. Он дружил с Пушкиным и декабристами, поддерживал теплые отношения с выдающимися художниками, писателями, музыкантами. Среди знакомых Глинки были Грибоедов, Жуковский, знаменитый живописец Серов, все они оказывали влияние на гения, а он в равной степени влиял на них.

М. И. Глинка по праву считается основоположником русской классической музыки. Конечно, были и до него на Руси талантливые композиторы, но именно благодаря Глинке русская музыка обрела мировую славу, а русская композиторская школа стала в ряду главенствующих, самых оригинальных и самобытных школ Европы.

«Создает музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» - эти слова, сказанные Глинкой уже на склоне лет, были его основным творческим кредо.

Главными продолжателями традиций Глинки в русской музыке традиционно считаются композиторы «Могучей кучки» - содружества

передовых русских музыкантов, сложившегося в конце 1850-х - начале 1860-х г. в Петербурге. Во главе кружка стоял известный профессиональный музыкант, композитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев.

О творчестве Глинки написано множество музыковедческих книг. Но при всей популярности Глинки-композитора, Глинка-человек практически неизвестен. О творчестве и личной жизни композитора расскажут книги которые мы хотим представить вниманию наших читателя:

Петрушанская Е. «Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества» ( Москва, 2009) В книге известного музыковеда, сотрудника Государственного института искусствознания Е. М. Петрушанской «отец русской профессиональной музыки» Михаил Иванович Глинка предстает перед нами в довольно неожиданной ипостаси. Изучив в итальянских архивах огромное количество ранее недоступных источников, автор убедительно доказывает теснейшую связь музыки Глинки с европейской и, в частности, итальянской культурой, несмотря на все присущее ей национальное своеобразие. Издание снабжено нотными примерами и содержит ряд уникальных, ранее не публиковавшихся иллюстраций.

«Книга о Глинке» музыковеда Асафьева Б.В. (Москва, 1978) обобщает почти все, что сделано Асафьевым для нашей глинкианы, и занимает выдающееся место в советском музыкознании. Среди множества новых идей и ценнейших наблюдений основными достоинствами книги о Глинке являются: новое, более верное и глубокое раскрытие личности и биографии великого русского композитора на основе творческого комментирования его «Записок», а также новая, более правильная трактовка его гениальной оперы «Руслан и Людмила» как цельной музыкально-драматургической концепции.

В высшей степени знаменательно, что Б. В. Асафьев напряженно работал над этим лучшим своим исследованием, находясь в осажденном Ленинграде, в обстановке бомбоубежища, героически выполняя таким образом свой долг ученого-патриота.

Двухтомная монография Левашевой О.Е. «Михаил Иванович Глинка» (Москва, 1987-1988) из серии «Классики мировой музыкальной культуры» впервые так подробно в советском и зарубежном музыкознании освещает жизненный и творческий путь великого русского композитора. Первый том охватывает период творчества М.И. Глинки до 1836 г. Второй том охватывает период творчества М.И. Глинки с 1836 по 1857 гг. Адресована специалистам в области истории музыки, а также широкому кругу читателей.

Книга редактора-составителя Розанова А.С. «М.И. Глинка – Записки» (Москва, 1988) представляет собой автобиографию великого русского композитора, ярко обрисовывающую его жизненный и творческий путь на основе авторских писем и записок великого композитора.

Раритетное издание «Глинка в воспоминаниях современников» под редакцией известного музыковеда Орловой А.А. (Москва, 1955) представляет собой попытку объединения наиболее интересных мемуарных материалов о Глинке. «Воспоминания» - это коллективный рассказ о гениальном композиторе, в котором перед нами предстает живой Глинка. Перелистывая страницы воспоминаний, мы видим Глинку как замечательного творца, вдохновенного импровизатора и пианиста, чуткого педагога и требовательного критика.

В сборнике под редакцией Т. Ливановой «М.И. Глинка: Сборник статей и материалов» (Ленинград, 1950) представлены ранее не издававшиеся письма композитора, а также исследовательские материалы известных советских музыковедов и преподавателей. Издание является раритетным.

В фонотеке нашего отдела собраны редчайшие аудио и видеозаписи шедевров великого русского гения. Записи доступны для прослушивания всем пользователям нашей библиотеки. Произведения рекомендованные для прослушивания:

Глинка М. Блестящий дивертисмент: на мотивы из оперы Беллини «Сомнамбула». - Москва, 1968 – (Инв. № 943 - НОТ);

Глинка М. Большой секстет: ми бемоль мажор / исполн. анс. «Каприкон». - Англия, 2004. – (Инв. № 10373 - НОТ):

Глинка М. Вальс-фантазия; Первоначальная полька; Камаринская; Торжественный полонез / исполн. Симф. орк. ВР; дир. А. Гаук; исполн. Гос. симф. оркестр СССР; дир. К. Иванов. - Москва, 1956. – (Инв. № 50 - НОТ):

Глинка М. Воспоминание о летней ночи в Мадриде: Фантазия на испанские темы / исполн. Большой симф. орк. ВР; дир. А. Гаук. - Москва, [1968]. – (Инв. № 1026 – НОТ);

Глинка М. Романсы / исполн. сопрано Е. Шумская; партия ф-но Н. Вальтер. - Москва, [1961]. – (Инв. № 1092 - НОТ);

Глинка М. Увертюра к опере"Иван Сусанин". Восточные танцы: из 4 д. оперы "Руслан и Людмила". Танцы в замке Наины: из 3 д. оперы "Руслан и Людмила". Патриотическая песнь / инструментовка А. Гаука; исполн. Гос. академ. симф. оркестр СССР; дир. Е. Светланов. - Москва, 1978. – (Инв. № 1958 – НОТ);

Глинка М. Иван Сусанин (Жизнь за царя): опера в 4-х д с эпилогом / исполн. Н. Гюзелев, Е. Стоянова, К. Ангелакова, Р. Дойков, Н. Стоилов, А. Петков, Д. Станчев, хор и оркестр Болгарского ТВ и Р; дир. И. Маринов. - Болгария, 1986. (Инв. № 5714- 5716 - НОТ);

Глинка М. Иван Сусанин (Жизнь за царя): опера в 4-х д. с прологом и эпилого: Запись 1947 г. / исполн. М. Михайлов, бас, Н. Шпиллер, сопрано, Е. Антонова, Нэлепп, А. Хоссон, И. Скобцов, Ф. Светланов, бас, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. А. Мелик-Пашаев. - Россия, 2000. - (Инв. № - 9498 – 9499 - НОТ);

Глинка М. Избранные симфонические произведения / исполн. Гос. симф. орк. СССР; дир. Е. Светланов. - Москва, [1968]. - (Инв. № 821 – НОТ);

Глинка М. Ночной смотр / авт. слов В. Жуковский; исполн. А. Ведерников, - Москва, 1968. - (Инв. № 372 - НОТ);

Глинка М. Прощание с Петербургом: двенадцать романсов на слова Н. Кукольника исполн. Г. Нэлепп. - Москва, 1991. - (Инв. № 5629 – НОТ);

Глинка М. Романсы / исполн. С. Лемешев, Г. Нэлепп, И. Козловский, Г. Вишневская, И. Архипова, Н. Дорлиак, А. Огнивцев, Б. Гмыря, М. Максакова, Н. Обухова,. - Москва, 2005. - (Инв. № 6070 – НОТ);

Глинка М. Симфония на две русские темы / исполн. Симф. оркестр СССР; дир. Е. Светланов. - Москва, 1985. – (Инв. № 4763 – НОТ);

Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.