Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Певец русской души

s61820529.jpgПервая половина XIX столетия не зря называется золотым веком русской культуры. Расцвет всех видов искусств - поэзии, живописи, архитектуры, театра - дал нашей стране великие такие имена, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Брюллов, А Иванов.

В музыке этот небывалый подъем связан с именем Михаила Ивановича Глинки - композитора, чье творчество по праву стало своеобразной "точкой отсчета". Он на многие годы вперед определил пути развития русской музыкальной культуры. В истории отечественного искусства Глинку можно сравнить с Пушкиным: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русской музыки.

В сочинениях Глинки гармонично сочетаются богатства русской национальной интонации с величайшими достижениями профессионального мастерства. Светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота и выразительность мелодий, красочность гармонии и инструментовки.. В музыке Глинки есть что-то моцартовское, солнечная и добрая - она проста и, вместе с тем, внутренне очень благородна.

Главная заслуга Глинки заключается в создании первых русских опер - «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы». Эти оперы определили историческую судьбу русской композиторской школы, положили начало двум основным ветвям оперной классики: народной музыкальной драме и опере-сказке.

На протяжении всей своей жизни Михаил Иванович писал романсы и песни. Им создано свыше 70 вокальных сочинений, многие из которых стали настоящей классикой жанра. Подобно Пушкину, поднявшему лирическую поэзию на новый художественный уровень, Глинка придал русскому романсу классическую глубину и стройность, наполнил благородными и высокими чувствами.

Результатом работы великого композитора стал уникальный русский стиль в классической музыке, совмещавший мелодии и напевы далекого прошлого Руси с современными Глинке инструментами, звучаниями, манерой исполнения.

Михаил Иванович Глинка был другом многих великих людей своей эпохи, его поиски уникального звучания начались не с пустого листа. Он дружил с Пушкиным и декабристами, поддерживал теплые отношения с выдающимися художниками, писателями, музыкантами. Среди знакомых Глинки были Грибоедов, Жуковский, знаменитый живописец Серов, все они оказывали влияние на гения, а он в равной степени влиял на них.

М. И. Глинка по праву считается основоположником русской классической музыки. Конечно, были и до него на Руси талантливые композиторы, но именно благодаря Глинке русская музыка обрела мировую славу, а русская композиторская школа стала в ряду главенствующих, самых оригинальных и самобытных школ Европы.

«Создает музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» - эти слова, сказанные Глинкой уже на склоне лет, были его основным творческим кредо.

Главными продолжателями традиций Глинки в русской музыке традиционно считаются композиторы «Могучей кучки» - содружества

передовых русских музыкантов, сложившегося в конце 1850-х - начале 1860-х г. в Петербурге. Во главе кружка стоял известный профессиональный музыкант, композитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев.

О творчестве Глинки написано множество музыковедческих книг. Но при всей популярности Глинки-композитора, Глинка-человек практически неизвестен. О творчестве и личной жизни композитора расскажут книги которые мы хотим представить вниманию наших читателя:

Петрушанская Е. «Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества» ( Москва, 2009) В книге известного музыковеда, сотрудника Государственного института искусствознания Е. М. Петрушанской «отец русской профессиональной музыки» Михаил Иванович Глинка предстает перед нами в довольно неожиданной ипостаси. Изучив в итальянских архивах огромное количество ранее недоступных источников, автор убедительно доказывает теснейшую связь музыки Глинки с европейской и, в частности, итальянской культурой, несмотря на все присущее ей национальное своеобразие. Издание снабжено нотными примерами и содержит ряд уникальных, ранее не публиковавшихся иллюстраций.

«Книга о Глинке» музыковеда Асафьева Б.В. (Москва, 1978) обобщает почти все, что сделано Асафьевым для нашей глинкианы, и занимает выдающееся место в советском музыкознании. Среди множества новых идей и ценнейших наблюдений основными достоинствами книги о Глинке являются: новое, более верное и глубокое раскрытие личности и биографии великого русского композитора на основе творческого комментирования его «Записок», а также новая, более правильная трактовка его гениальной оперы «Руслан и Людмила» как цельной музыкально-драматургической концепции.

В высшей степени знаменательно, что Б. В. Асафьев напряженно работал над этим лучшим своим исследованием, находясь в осажденном Ленинграде, в обстановке бомбоубежища, героически выполняя таким образом свой долг ученого-патриота.

Двухтомная монография Левашевой О.Е. «Михаил Иванович Глинка» (Москва, 1987-1988) из серии «Классики мировой музыкальной культуры» впервые так подробно в советском и зарубежном музыкознании освещает жизненный и творческий путь великого русского композитора. Первый том охватывает период творчества М.И. Глинки до 1836 г. Второй том охватывает период творчества М.И. Глинки с 1836 по 1857 гг. Адресована специалистам в области истории музыки, а также широкому кругу читателей.

Книга редактора-составителя Розанова А.С. «М.И. Глинка – Записки» (Москва, 1988) представляет собой автобиографию великого русского композитора, ярко обрисовывающую его жизненный и творческий путь на основе авторских писем и записок великого композитора.

Раритетное издание «Глинка в воспоминаниях современников» под редакцией известного музыковеда Орловой А.А. (Москва, 1955) представляет собой попытку объединения наиболее интересных мемуарных материалов о Глинке. «Воспоминания» - это коллективный рассказ о гениальном композиторе, в котором перед нами предстает живой Глинка. Перелистывая страницы воспоминаний, мы видим Глинку как замечательного творца, вдохновенного импровизатора и пианиста, чуткого педагога и требовательного критика.

В сборнике под редакцией Т. Ливановой «М.И. Глинка: Сборник статей и материалов» (Ленинград, 1950) представлены ранее не издававшиеся письма композитора, а также исследовательские материалы известных советских музыковедов и преподавателей. Издание является раритетным.

В фонотеке нашего отдела собраны редчайшие аудио и видеозаписи шедевров великого русского гения. Записи доступны для прослушивания всем пользователям нашей библиотеки. Произведения рекомендованные для прослушивания:

Глинка М. Блестящий дивертисмент: на мотивы из оперы Беллини «Сомнамбула». - Москва, 1968 – (Инв. № 943 - НОТ);

Глинка М. Большой секстет: ми бемоль мажор / исполн. анс. «Каприкон». - Англия, 2004. – (Инв. № 10373 - НОТ):

Глинка М. Вальс-фантазия; Первоначальная полька; Камаринская; Торжественный полонез / исполн. Симф. орк. ВР; дир. А. Гаук; исполн. Гос. симф. оркестр СССР; дир. К. Иванов. - Москва, 1956. – (Инв. № 50 - НОТ):

Глинка М. Воспоминание о летней ночи в Мадриде: Фантазия на испанские темы / исполн. Большой симф. орк. ВР; дир. А. Гаук. - Москва, [1968]. – (Инв. № 1026 – НОТ);

Глинка М. Романсы / исполн. сопрано Е. Шумская; партия ф-но Н. Вальтер. - Москва, [1961]. – (Инв. № 1092 - НОТ);

Глинка М. Увертюра к опере"Иван Сусанин". Восточные танцы: из 4 д. оперы "Руслан и Людмила". Танцы в замке Наины: из 3 д. оперы "Руслан и Людмила". Патриотическая песнь / инструментовка А. Гаука; исполн. Гос. академ. симф. оркестр СССР; дир. Е. Светланов. - Москва, 1978. – (Инв. № 1958 – НОТ);

Глинка М. Иван Сусанин (Жизнь за царя): опера в 4-х д с эпилогом / исполн. Н. Гюзелев, Е. Стоянова, К. Ангелакова, Р. Дойков, Н. Стоилов, А. Петков, Д. Станчев, хор и оркестр Болгарского ТВ и Р; дир. И. Маринов. - Болгария, 1986. (Инв. № 5714- 5716 - НОТ);

Глинка М. Иван Сусанин (Жизнь за царя): опера в 4-х д. с прологом и эпилого: Запись 1947 г. / исполн. М. Михайлов, бас, Н. Шпиллер, сопрано, Е. Антонова, Нэлепп, А. Хоссон, И. Скобцов, Ф. Светланов, бас, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. А. Мелик-Пашаев. - Россия, 2000. - (Инв. № - 9498 – 9499 - НОТ);

Глинка М. Избранные симфонические произведения / исполн. Гос. симф. орк. СССР; дир. Е. Светланов. - Москва, [1968]. - (Инв. № 821 – НОТ);

Глинка М. Ночной смотр / авт. слов В. Жуковский; исполн. А. Ведерников, - Москва, 1968. - (Инв. № 372 - НОТ);

Глинка М. Прощание с Петербургом: двенадцать романсов на слова Н. Кукольника исполн. Г. Нэлепп. - Москва, 1991. - (Инв. № 5629 – НОТ);

Глинка М. Романсы / исполн. С. Лемешев, Г. Нэлепп, И. Козловский, Г. Вишневская, И. Архипова, Н. Дорлиак, А. Огнивцев, Б. Гмыря, М. Максакова, Н. Обухова,. - Москва, 2005. - (Инв. № 6070 – НОТ);

Глинка М. Симфония на две русские темы / исполн. Симф. оркестр СССР; дир. Е. Светланов. - Москва, 1985. – (Инв. № 4763 – НОТ);

Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.