Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

     Слова иногда нуждаются в музыке,

но музыка не нуждается ни в чем.

                                                                                                         Эдвард Григ

 

Эти слова, сказанные великим норвежским композитором Эдвардом Григом, лучше всего определяют его место и роль в истории мировой музыкальной культуры.

Э. Григ родился в июне1843 года в городе Бергене. Его мать была хорошей пианисткой. Исполнение произведений Моцарта, Вебера, Шопена сделало их дом музыкальным центром города. Эдвард сам выучился игре на фортепиано. Музыка Грига говорит о жизни трудолюбивого, мужественного норвежского народа, о его стремлениях и надеждах, его суровой жизненной борьбе. В ней нашли отражение и героические образы норвежского эпоса, и богатство народной фантазии, и чудесная, полная целомудренной нежности народная лирика Севера. С любовью обращается Григ к теме родины и родной природы. Его мелодии, то энергичные и активные, то элегически задумчивые и нежно-печальные, воссоздают поэтический образ Норвегии - страны скал и фьордов.

Летом 1898 года Григ организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля привлек к родине Грига всеобщее внимание. Теперь Норвегия могла считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы.

Самый теплый, сердечный прием находит музыка Грига в нашей стране. Еще при жизни композитора его творчество глубоко проникло в Россию и получило горячее признание у русских слушателей. Его произведениями восхищались Чайковский, Лев Толстой, Горький. Замечательный исполнитель произведений Грига – С. Рахманинов особенно высоко ценил творчество норвежского мастера и считал его одним из величайших композиторов мира. Музыка Грига вошла в быт русских людей и с детских лет стала родной и знакомой каждому любителю музыки. Его задушевное, светлое искусство, обращенное к простому человеку, навсегда останется драгоценным вкладом в мировую культуру.

О жизни и творчестве композитора написано много книг и исследований. Предлагаем вам наиболее интересные и значимые из тех, которые хранятся в фондах нашей библиотеки:

Монография О. Левашовой «Эдвард Григ: очерк жизни и творчества» (Москва, 1982) построена на тщательном изучении огромного фактического музыкально-исторического материала. Изучив обширную литературу, архивные документы, побывав на родине композитора, О. Левашова создала самую обстоятельную из имеющихся на русском языке монографий о Григе. Книга открывается общеисторическим введением и характеристикой особенностей норвежской литературы и искусства, в том числе народной музыки. На тщательно выписанном историко-общественном фоне рельефно очерчивается творческий портрет замечательного музыканта Рассказ о жизни и творчестве композитора сопровождается характеристиками почти всех его произведений, изобилует тонкими аналитическими наблюдениями и эмоционально-образными сравнениями. На конкретных примерах показывается народно-интонационная основа музыки, самобытные творческие приемы развития тематического материала. Читатель получает при этом исчерпывающее представление о сущности норвежского фольклора. Уделив значительное внимание эстетическим и общественным воззрениям композитора, автор создал целостное впечатление о Григе - художнике-гуманисте, его демократических устремлениях в жизни, искусстве, общественной деятельности. Книгу Левашовой с живым интересом прочтет каждый, кто любит музыку Грига.

В течение всей творческой жизни Григ обращался к вокальной лирике – песне - романсу. Этому важному жанру наследия композитора посвящена книга Лейтес Р. Песни Грига (Москва,1967). Изданная в серии «В помощь слушателям университета культуры», она рассчитана на широкий круг любителей музыки. Автор удачно сочетает серьезность замысла с доступностью изложения. Выразительно обрисована «страна могучей, своенравной природы», воспитавшей народ, в душе которого «суровой, твердой как скала, живет поэзия». Таков отправной момент книги. Слитность, единство музыки и слова, мелодико-гармонические средства, отразившие типичные черты норвежского фольклора, основные стилистические особенности песен и романсов Грига. Разнообразен круг их поэтических образов. Рассматривая искания композитора в области мелодики, гармонии и других элементов музыкальной выразительности в сопоставлении с модернистскими веяниями в музыкальном искусстве начала столетия, Р. Лейтес называет Грига «одним из немногих «последних могикан» мировой художественной классики XIX века, незыблемо стоящим на позициях реализма и народности».

Книга Розингера Ф.Я. Сага об Эдварде Григе (Москва, 1972) рассказывает о жизни и творчестве великого норвежского композитора. Знакомясь с биографией Грига, историей создания его произведений, читатель в то же время узнает о развитии норвежской музыки и литературы, о природе и быте Норвегии.

Институтом истории искусств Министерства культуры СССР издан сборник литературного наследия Э. Грига - «Эдвард Григ. Избранные статьи и письма» (Москва, 1960). В истории музыкальной критики не трудно выделить имена великих мыслителей-музыкантов, чьи литературные труды давно стали общественным достоянием. Таковыми являются Шуман, Лист, Берлиоз, Вагнер. Совсем иная судьба постигла литературное наследие Грига. Его музыкально-критические очерки появлялись в печати лишь время от времени, при этом преимущественно в иностранных журналах. Музыкальна жизнь Норвегии в эпоху Грига не была еще настолько активной, чтобы читательские массы испытывали потребность в специальной литературе. В этом одна из главных причин, почему критика для норвежского композитора не сделалась второй специальностью. Рассеянные на страницах газет и журналов, музыкальные статьи Грига долгое время оставались не собранными и не изученными. Предлагаемая читателю книга - первое издание сочинений Э. Грига на русском языке.

В фондах фонотеки нашего отдела хранятся аудиозаписи произведений великого композитора. Все аудиозаписи доступны нашим читателям для прослушивания:

Григ Э. Песни: Утренняя роса. Люблю тебя. Колыбельная Маргариты. Горе матери. Принцесса. Колыбельная Сольвейг. Лебедь. Надежда. Осеннее настроение. Последняя весна. У реки. На Монте Пинчио. Соловей умолк. / исполн. А. Раутаваара (сопрано). – 1985 – (Инв. № 5020 – НОТ);

Григ Э. The Best Of Greeg / исполн. симф. оркестр, Д. Томшич, фортепиано; дирижер А. Лиццио, А. Нанут. - Германия, 1995. – (Инв. № - 6652 – НОТ);

Григ Э. Беседы о музыке для общеобразовательной школы / авт. текста Р. Ширинян; читает В. Маратов. - Москва, 1968. – (Инв. № 578 – НОТ);

Григ Э. Великие мастера скандинавской музыки / Э. Григ, Я. Сибелиус, исполн. орк. Словацкой филармонии; дирижер Л. Пешек. - 1995. – (Инв. № 6834 – НОТ);

Григ Э. Из времен Хольберга: Сюита в старинном стиле: соч. 40 / исполн. филармонич. оркестр г. Осло; дирижер М. Янсонс. – Москва, 1984. – (Инв. № 4576 – НОТ);

Григ Э. Концерт: для фортепиано с оркестром: ля минор: соч. 16 / исполн. С. Рихтер, фортепиано, Национ. оперн. орк. Монте-Карло; дирижер Л. Матачич. - Москва, 1973. – (Инв. № 8354 – НОТ);

Григ Э. Лирические пьесы. Соната. 7 фуг / исполн. М. Плетнев, фортепиано. - Германия, 2000. – (Инв. № 10370 – НОТ);

Григ Э. Лирические пьесы: для фортепиано / исполн.,фортепиано Э. Гилельс. - Германия, 2004. – (Инв. № 10227 – НОТ);

Григ Э. Ноктюрн: до мажор: соч. 54 N 4 / исполн., фортепиано В. Мержанов. - Москва, 1968. – (Инв. № 855 – НОТ); .

Григ Э. Норвежские танцы: соч. 35. Сигурд Юрсальфар: три оркестровые пьесы: из музыки к драме Б. Бьернсона: соч. 56 / исполн. Гос. академ. симф. орк. СССР; дирижер Е. Светланов. - Москва, 1982. – (Инв. № 3411 – НОТ);

Григ Э. Осенью: концертная увертюра: оp. 11. Концерт: для фортепиано с оркестром: ля минор: оp. 16. Симфонические танцы: оp. 64 исполн.,фортепиано Х. Гимс; исполн. Королевский Шотландский Национальный оркестр; дирижер Б. Энгесет. - EU, 2004. – (Инв. № 10156 – НОТ);

Григ Э. Пер Гюнт: оp. 23: музыка к драме Г. Ибсена / авт. текста Г. Ибсен; исполн. П. Саломаа, С. Макнайр, Э. Шотт, Б. Хоос, К. Дэннигхем, Эрнст-Сенфф-Хор, Берлинер филармоникер; читает С. Борг, Т. Лемков, С. Розе; дирижер Д. Тэйт. - Голландия, 1997. – (Инв. № 8820 – НОТ);

Григ Э. Песни / исполн.,меццо-сопрано А. С. Фон Оттер; партия ф-но Б. Форсберг. - Германия, 1993. – (Инв. № 10243 – НОТ);

Григ Э. Симфонические танцы: соч. 64 / исполн. симф. орк. Ленингр. радио; дирижер К. Элиасберг. - Москва, 1956. – (Инв. № 8397 – НОТ);

Григ Э. Соната для виолончели и фортепиано: соч. 36: ля минор / исполн. Я. Слободкин, виолончель, Г. Гинзбург, фортепиано. - Москва, 1956. – (Инв. № 7471 – НОТ);

Григ Э. Сонаты: для скрипки и фортепиано / исполн. Х. Краггеруд, скрипка, Х. Кьекшус, фортепиано. - Германия, 1997. – (Инв. № 10307 – НОТ);

 

                       Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.