Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

     Слова иногда нуждаются в музыке,

но музыка не нуждается ни в чем.

                                                                                                         Эдвард Григ

 

Эти слова, сказанные великим норвежским композитором Эдвардом Григом, лучше всего определяют его место и роль в истории мировой музыкальной культуры.

Э. Григ родился в июне1843 года в городе Бергене. Его мать была хорошей пианисткой. Исполнение произведений Моцарта, Вебера, Шопена сделало их дом музыкальным центром города. Эдвард сам выучился игре на фортепиано. Музыка Грига говорит о жизни трудолюбивого, мужественного норвежского народа, о его стремлениях и надеждах, его суровой жизненной борьбе. В ней нашли отражение и героические образы норвежского эпоса, и богатство народной фантазии, и чудесная, полная целомудренной нежности народная лирика Севера. С любовью обращается Григ к теме родины и родной природы. Его мелодии, то энергичные и активные, то элегически задумчивые и нежно-печальные, воссоздают поэтический образ Норвегии - страны скал и фьордов.

Летом 1898 года Григ организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля привлек к родине Грига всеобщее внимание. Теперь Норвегия могла считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы.

Самый теплый, сердечный прием находит музыка Грига в нашей стране. Еще при жизни композитора его творчество глубоко проникло в Россию и получило горячее признание у русских слушателей. Его произведениями восхищались Чайковский, Лев Толстой, Горький. Замечательный исполнитель произведений Грига – С. Рахманинов особенно высоко ценил творчество норвежского мастера и считал его одним из величайших композиторов мира. Музыка Грига вошла в быт русских людей и с детских лет стала родной и знакомой каждому любителю музыки. Его задушевное, светлое искусство, обращенное к простому человеку, навсегда останется драгоценным вкладом в мировую культуру.

О жизни и творчестве композитора написано много книг и исследований. Предлагаем вам наиболее интересные и значимые из тех, которые хранятся в фондах нашей библиотеки:

Монография О. Левашовой «Эдвард Григ: очерк жизни и творчества» (Москва, 1982) построена на тщательном изучении огромного фактического музыкально-исторического материала. Изучив обширную литературу, архивные документы, побывав на родине композитора, О. Левашова создала самую обстоятельную из имеющихся на русском языке монографий о Григе. Книга открывается общеисторическим введением и характеристикой особенностей норвежской литературы и искусства, в том числе народной музыки. На тщательно выписанном историко-общественном фоне рельефно очерчивается творческий портрет замечательного музыканта Рассказ о жизни и творчестве композитора сопровождается характеристиками почти всех его произведений, изобилует тонкими аналитическими наблюдениями и эмоционально-образными сравнениями. На конкретных примерах показывается народно-интонационная основа музыки, самобытные творческие приемы развития тематического материала. Читатель получает при этом исчерпывающее представление о сущности норвежского фольклора. Уделив значительное внимание эстетическим и общественным воззрениям композитора, автор создал целостное впечатление о Григе - художнике-гуманисте, его демократических устремлениях в жизни, искусстве, общественной деятельности. Книгу Левашовой с живым интересом прочтет каждый, кто любит музыку Грига.

В течение всей творческой жизни Григ обращался к вокальной лирике – песне - романсу. Этому важному жанру наследия композитора посвящена книга Лейтес Р. Песни Грига (Москва,1967). Изданная в серии «В помощь слушателям университета культуры», она рассчитана на широкий круг любителей музыки. Автор удачно сочетает серьезность замысла с доступностью изложения. Выразительно обрисована «страна могучей, своенравной природы», воспитавшей народ, в душе которого «суровой, твердой как скала, живет поэзия». Таков отправной момент книги. Слитность, единство музыки и слова, мелодико-гармонические средства, отразившие типичные черты норвежского фольклора, основные стилистические особенности песен и романсов Грига. Разнообразен круг их поэтических образов. Рассматривая искания композитора в области мелодики, гармонии и других элементов музыкальной выразительности в сопоставлении с модернистскими веяниями в музыкальном искусстве начала столетия, Р. Лейтес называет Грига «одним из немногих «последних могикан» мировой художественной классики XIX века, незыблемо стоящим на позициях реализма и народности».

Книга Розингера Ф.Я. Сага об Эдварде Григе (Москва, 1972) рассказывает о жизни и творчестве великого норвежского композитора. Знакомясь с биографией Грига, историей создания его произведений, читатель в то же время узнает о развитии норвежской музыки и литературы, о природе и быте Норвегии.

Институтом истории искусств Министерства культуры СССР издан сборник литературного наследия Э. Грига - «Эдвард Григ. Избранные статьи и письма» (Москва, 1960). В истории музыкальной критики не трудно выделить имена великих мыслителей-музыкантов, чьи литературные труды давно стали общественным достоянием. Таковыми являются Шуман, Лист, Берлиоз, Вагнер. Совсем иная судьба постигла литературное наследие Грига. Его музыкально-критические очерки появлялись в печати лишь время от времени, при этом преимущественно в иностранных журналах. Музыкальна жизнь Норвегии в эпоху Грига не была еще настолько активной, чтобы читательские массы испытывали потребность в специальной литературе. В этом одна из главных причин, почему критика для норвежского композитора не сделалась второй специальностью. Рассеянные на страницах газет и журналов, музыкальные статьи Грига долгое время оставались не собранными и не изученными. Предлагаемая читателю книга - первое издание сочинений Э. Грига на русском языке.

В фондах фонотеки нашего отдела хранятся аудиозаписи произведений великого композитора. Все аудиозаписи доступны нашим читателям для прослушивания:

Григ Э. Песни: Утренняя роса. Люблю тебя. Колыбельная Маргариты. Горе матери. Принцесса. Колыбельная Сольвейг. Лебедь. Надежда. Осеннее настроение. Последняя весна. У реки. На Монте Пинчио. Соловей умолк. / исполн. А. Раутаваара (сопрано). – 1985 – (Инв. № 5020 – НОТ);

Григ Э. The Best Of Greeg / исполн. симф. оркестр, Д. Томшич, фортепиано; дирижер А. Лиццио, А. Нанут. - Германия, 1995. – (Инв. № - 6652 – НОТ);

Григ Э. Беседы о музыке для общеобразовательной школы / авт. текста Р. Ширинян; читает В. Маратов. - Москва, 1968. – (Инв. № 578 – НОТ);

Григ Э. Великие мастера скандинавской музыки / Э. Григ, Я. Сибелиус, исполн. орк. Словацкой филармонии; дирижер Л. Пешек. - 1995. – (Инв. № 6834 – НОТ);

Григ Э. Из времен Хольберга: Сюита в старинном стиле: соч. 40 / исполн. филармонич. оркестр г. Осло; дирижер М. Янсонс. – Москва, 1984. – (Инв. № 4576 – НОТ);

Григ Э. Концерт: для фортепиано с оркестром: ля минор: соч. 16 / исполн. С. Рихтер, фортепиано, Национ. оперн. орк. Монте-Карло; дирижер Л. Матачич. - Москва, 1973. – (Инв. № 8354 – НОТ);

Григ Э. Лирические пьесы. Соната. 7 фуг / исполн. М. Плетнев, фортепиано. - Германия, 2000. – (Инв. № 10370 – НОТ);

Григ Э. Лирические пьесы: для фортепиано / исполн.,фортепиано Э. Гилельс. - Германия, 2004. – (Инв. № 10227 – НОТ);

Григ Э. Ноктюрн: до мажор: соч. 54 N 4 / исполн., фортепиано В. Мержанов. - Москва, 1968. – (Инв. № 855 – НОТ); .

Григ Э. Норвежские танцы: соч. 35. Сигурд Юрсальфар: три оркестровые пьесы: из музыки к драме Б. Бьернсона: соч. 56 / исполн. Гос. академ. симф. орк. СССР; дирижер Е. Светланов. - Москва, 1982. – (Инв. № 3411 – НОТ);

Григ Э. Осенью: концертная увертюра: оp. 11. Концерт: для фортепиано с оркестром: ля минор: оp. 16. Симфонические танцы: оp. 64 исполн.,фортепиано Х. Гимс; исполн. Королевский Шотландский Национальный оркестр; дирижер Б. Энгесет. - EU, 2004. – (Инв. № 10156 – НОТ);

Григ Э. Пер Гюнт: оp. 23: музыка к драме Г. Ибсена / авт. текста Г. Ибсен; исполн. П. Саломаа, С. Макнайр, Э. Шотт, Б. Хоос, К. Дэннигхем, Эрнст-Сенфф-Хор, Берлинер филармоникер; читает С. Борг, Т. Лемков, С. Розе; дирижер Д. Тэйт. - Голландия, 1997. – (Инв. № 8820 – НОТ);

Григ Э. Песни / исполн.,меццо-сопрано А. С. Фон Оттер; партия ф-но Б. Форсберг. - Германия, 1993. – (Инв. № 10243 – НОТ);

Григ Э. Симфонические танцы: соч. 64 / исполн. симф. орк. Ленингр. радио; дирижер К. Элиасберг. - Москва, 1956. – (Инв. № 8397 – НОТ);

Григ Э. Соната для виолончели и фортепиано: соч. 36: ля минор / исполн. Я. Слободкин, виолончель, Г. Гинзбург, фортепиано. - Москва, 1956. – (Инв. № 7471 – НОТ);

Григ Э. Сонаты: для скрипки и фортепиано / исполн. Х. Краггеруд, скрипка, Х. Кьекшус, фортепиано. - Германия, 1997. – (Инв. № 10307 – НОТ);

 

                       Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.