Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ШЕДЕВРЫ МУЗЕЕВ МИРА: ПРАДО Собрание живописи музея Прадо принадлежит к числу богатейших в мире. Коллекция состоит главным образом из полотен, написанных по заказу королевского двора или приобретённых послами в крупных городах Европы. Пополнению королевской коллекции способствовал Диего Веласкес, который был главным советником по отбору предметов искусства короля Филиппа IV, страстного коллекционера и ценителя живописи. Собрание испанской живописи в музее Прадо не только охватывает всю историю испанского искусства, но и предлагает посетителям шедевры исключительной значимости. И в Год Испании имеет смысл говорить о шедеврах испанской живописи музея. В альбоме «100 великих музеев мира» (М., 2006), рассказывающем о музеях изобразительного искусства, бесценных коллекциях шедевров мировой культуры, глава «В парке Искусства» посвящена музею Прадо. Слово «прадо» означает «луг, лужайка». Название музей унаследовал от парка, где в 1785 году было построено здание будущего музея. Книга «Прадо» (М., 2002) из серии «Великие музеи мира», благодаря сочетанию глубокого искусствоведческого анализа с восхитительными репродукциями, показывает богатство и разнообразие музейного собрания. Авторы издания – ведущие европейские историки искусства, каждый написал раздел об одной из национальных школ живописи, испанская поставлена на первое место. Веласкес был придворным художником, поэтому его творчество в музее и в альбоме «Прадо» представлено необычайно полной коллекцией. Картина «Принц Балтасар-Карлос на коне» – совершенный образец зрелого стиля Веласкеса. Здесь и прозрачность световоздушной среды, и лёгкие точные мазки, и едва заметная штриховка, заливающая всё полотно серебристым светом. Инфант – один из самых обаятельных персонажей в многочисленной портретной галерее Веласкеса, а портрет принца – один из самых репродуцируемых в мире. Лошадь принца поднята на дыбы – всадник на вздыбленной лошади, как известно из эмблематики, означает верховную власть. На этом полотне Веласкес отобразил воодушевление, величие и доблесть юного принца, которому в будущем предстояло принять бразды правления монархией. Единственная равновеликая Веласкесу вершина испанской живописи в залах Прадо – это Гойя. В музее примерно 135 работ мастера, среди них множество рисунков и несколько великолепных гравюр. «Молочница из Бордо» была написана незадолго до кончины художника. Полуфигура девушки представлена в свободном живом повороте. Это не столько портрет, сколько обобщённый монументализированный образ. Полотно поражает гармонией цвета, света и воздуха. Интенсивное звучание синего тона неба с желтоватыми пятнами облаков усиливает взволнованность и драматичность образа. Картина написана пастозными открытыми мазками, вихрь которых создаёт необычное впечатление вибрирующей фактуры живописи, которая предвосхищает находки импрессионистов. «Молочница из Бордо» стоит эпиграфом к живописи ХХ века. В альбоме «Сокровища европейских музеев» (М., 2004) представлены самые значительные произведения живописи западноевропейских мастеров из собраний пяти крупнейших художественных музеев мира, в том числе и шедевры Прадо. «Рыцарь с рукой на груди» считается гордостью музея. Написанный Эль Греко портрет представляет собой возведённый в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. Его благородное, с печатью трагического одиночества лицо, горделивая осанка, твердый взгляд выдают сложный и сильный характер. Составители альбома «Прадо» (М., 2000) из серии «Крупнейшие музеи мира» сознательно не включили некоторые знаменитые, часто воспроизводимые работы, чтобы поместить не уступающие им по качеству, но менее известные или недавно поступившие в музей. Тем не менее «Кающаяся Мария Магдалина» Хусепе Риберы нашла отражение в альбоме. Мария изображена у края тёмной пещеры, где в уединении она обращает своё покаяние к Богу. Серо-серебристое мерцающее платье оттенено охватывающим фигуру огромным покрывалом насыщенного красного тона со световыми бликами. Великолепен пейзаж в левой части картины. Путеводитель «Прадо. Мадрид» (М., 2003) содержит воспроизведение основных шедевров крупнейшего музея мира. Знаменитые работы расположены в хронологическом порядке, сопровождены серьёзными комментариями, отдельные детали картин даются в увеличении. В издании достойно представлен «Натюрморт с четырьмя вазами» Франсиско Сурбарана. В натюрмортах Сурбарана проявляется национальный характер художника, его постоянное стремление к упорядоченности, простоте, строгости. Белый и красный сосуды в центре чуть смещены по отношению к горизонтальной оси, что создаёт ощущение глубины, как и различные направления ручек всех сосудов. Падающий слева свет объединяет сосуды в единую композицию, ритмически ограниченную двумя металлическими тарелками. Сурбаран внимательно прослеживает форму и материал, потрясающе передаёт вещественную теплоту вещи, обыденные предметы под его кистью приобретают некую загадочность и поэтичность. Книга Котовой Ю.Ю. «Музей Прадо. Мадрид» (М., 2002), вышедшая в серии «Шедевры музеев мира», совмещает качества художественного путеводителя, биографического справочника и пособия по истории искусства. Музей Прадо – это, прежде всего, собрание имен, а не стилей или художественных школ, так как основные фонды пинакотеки складывались из королевских собраний, отражающих вкусы, а зачастую просто капризы монархов. Поэтому автор книги следовала персонально-хронологическому принципу, рассказывая о художниках и созданных ими произведениях, подробно описывая сюжетные линии картин. Одна из глав книги посвящена творчеству Мурильо. Характерной чертой дарования художника была способность создавать живые и достоверные детские образы. Особой привлекательностью отличаются созданные Мурильо изображения младенца Христа. На картине «Добрый пастырь» показан очаровательный маленький пастушок – Христос, а стоящая рядом с ним овечка – символ жертвенного Агнца. В мальчике, изображённом на полотне, очень мало божественной сути, зато он полон детского очарования, которое делает его неотразимым. Религиозный сюжет у Мурильо представлен как сцена из обыденной жизни и оттого овеян особой теплотой. Посетите нашу выставку, уважаемые читатели, и шедевры музея Прадо очаруют вас, откроют авторский замысел, обогатят эстетически. Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем отдела литературы по искусству. |