Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Эффект Брюллова


«Великий Карл», «второй Рафаэль» – Карл Павлович Брюллов (1799-1952) был вознесен современниками на недосягаемую высоту.

В брюлловских залах Третьяковской галереи или Русского музея царит атмосфера праздника. Любимый цвет живописца – алый, пурпурный. Тона зеленого, синего, желтого не смягчены, не приглушены, их интенсивность усиливается ярким освещением. «Я хочу, чтобы у меня все было залито светом…», – говорил художник.

Брюллову свыше было даровано чувство радости жизни, счастья бытия. И на полотнах своих картин он хотел представить жизнь как праздник, в бесконечном богатстве ее проявлений.

Будучи еще совсем молодым художником, наряду с жанровой живописью и картинами на исторические и религиозные сюжеты, Брюллов стал писать другие работы, черпая вдохновение из окружавшей его действительности. Картины «Итальянское утро», «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» поразили современников оригинальной трактовкой сюжета и свежестью письма. Итальянские работы отличали воздушность, солнечность, лёгкость, сюжетная развёрнутость, идилличность, в некоторых случаях – ироничность автора над своими героями.

01 Итальянские картины.jpg

Картина «Последний день Помпеи» принесла Карлу Брюллову заслуженную славу и сделала его первым и одним из немногих русских художников, получивших мировое признание.

«В его картине целое море блеска», – написал Гоголь, называя художника «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Баратынский сочинил известные строки: «И был "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день». Пушкин в 1834 году оставил в своей рукописи зарисовку фигур брюлловской картины и рядом начертал навеянные знаменитым полотном строки:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

«Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой», – говорил его ученик, вице-президент Академии художеств Г.Г. Гагарин. Эта великая идея – гибель Помпеи как аллегория Апокалипсиса – была перенесена художником на холст величиной со стену дома.

02 Последний день Помпеи.jpg

Достижения Брюллова в портретной области признавались безусловными и неоспоримыми. Современники почитали за величайшее счастье и удачу иметь портрет брюлловской работы. За свою жизнь художник создал огромное количество живописных и акварельных портретов.

Брюллов был убежден: «Удержать лучшие лица и облагородить – вот настоящее дело портретиста». Среди его петербургских произведений выделяются психологические портреты баснописца Ивана Крылова, драматурга Нестора Кукольника. Особую страницу его творчества составляют образы женщин. Художник не скрывал своего преклонения перед красотой и статью Марии Бек, Елизаветы Салтыковой, Марии Алексеевой. Заметной вехой в ряду женских образов является портрет графини Юлии Самойловой в платье для маскарада, когда независимая женщина, сняв маску, покидает бал, будто бросает вызов петербургскому обществу.

03 Портрет графини Ю.П. Самойловой.jpg

Никогда не останавливаясь на достигнутом, Брюллов экспериментировал в бытовом, пейзажном жанрах, занимался иллюстрированием, причем во всем находил свою особую технику.

Опережая свое время, он бросал вызов импрессионистам, экспериментируя с рефлексами солнечного света, а в поздний период творчества работал с геометрией плоскостей, что впоследствии было воспринято модернистами.

В своих учениках Брюллов старался развить все самое лучшее, что им было отпущено природой. Несхожими путями в изобразительном искусстве пошли маринист Айвазовский, жанрист Федотов, философ Ге, лирик Шевченко. Брюллов внушал им главное: «Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником… Душа художника, как зеркало, должна отражать в себе всю природу; образованный вкус его выберет из нее прекрасное, а талант передаст в картине».

04 Ученики Брюллова.jpg 

Отдел литературы по искусству предлагает познакомиться с собранием картин Карла Брюллова, заключенном в книгах. Оно компактно, защищено твердым переплетом и очень долговечно. Стоит только открыть альбом – и начнется волшебство, откроется мир, исполненный блеска, торжества, сверкающей радости. И вы ощутите тот самый эффект Брюллова…

05 Книги о творчестве Брюллова.jpg

 

Список использованной литературы:

 

Бочаров, И. Н. Карл Брюллов: итальянские находки / И. Н. Бочаров, Ю. П. Глушакова. – М. : Знание, 1984. – 190 с. : ил.

Брюллов / авт. текста и сост. Г. И. Пикулева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 126 с. : ил. – (Галерея гениев).

Дубова, О. Б. Карл Брюллов / О. Б. Дубова. – М. : Арт-Родник, 2005. – 71 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).

К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / авт. предисл. Н. Г. Машковцев. – М. : Издательство Академии художеств СССР, 1961. – 318 с. : ил.

Карл Брюллов : альбом / Гос. Третьяковская галерея, предисл. Я. Брука. – М. : Изобразительное искусство, 1973. – 16 с. : ил. – (Образ и цвет).

Карл Брюллов : альбом / авт. текста О. Алленова, М. Алленов]. – М. : Белый город, 2003. – 64 с. : ил. – (Мастера живописи).

Карл Брюллов : альбом / авт.-сост. М. М. Ракова. – М. : Изобразительное искусство, 1988. – 260 с. : ил.

Карл Брюллов : живопись, графика : альбом / авт.-сост. Г. К. Леонтьева. – Л. : Аврора, 1990. – 222 с. : ил.

Карл Павлович Брюллов, 1799-1852 : живопись, рисунки и акварели из собрания Русского музея / Гос. Русский музей. – [Б. м.], 1999. – 198 с. : ил.

Леонтьева, Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. – Л. : Искусство, 1983. – 336 с. : ил. – (Жизнь в искусстве).

Леонтьева, Г. К. Карл Павлович Брюллов / Г. К. Леонтьева. – Л. : Художник РСФСР, 1991. – 194 с. : ил. – (Русские живописцы XIX века).

Порудоминский, В. И. Брюллов / В. И. Порудоминский. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 350 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

Ракова, М. М. Брюллов-портретист / М. М. Ракова. – М. : Искусство, 1956. – 160 с. : ил.

Чайковская, В. Карл Брюллов. Споры с судьбой / В. Чайковская. – Москва: Искусство-XXI век, 2015. – 144 с. : ил. – (Роман-биография).

 

Подготовлено заведующей отделом

литературы по искусству О.Н. Поляковой