Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

СВЕТЛЫЙ ГЕНИЙ

Мендельсон.jpgФеликс Мендельсон является одним из самых талантливых и плодовитых композиторов классической музыки. Даже те, кто не может назвать ни одного его произведения, знают «Свадебный марш» из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь».

Сын богатого просвещенного банкира, щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования его личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом. В родном доме будущий композитор общался с самыми блестящими представителями научной и художественной элиты того времени - Гегелем, Гете, Гейне, Вебером, Паганини. Стойкому интересу к классической музыке, не угасавшему в течение всей жизни Мендельсона, способствовал характер полученного им образования. Его учителем был Цельтер - руководитель Берлинской певческой капеллы, где часто исполнялась музыка И.С. Баха.

mendelssohn_wedding_march.gifМузыка Мендельсона переполнена энергией, кипением, драмой и новизной, о чем свидетельствуют наиболее известные его работы: увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826-1842), «Гебриды» (1830), а так же «Песни без слов» (1830-1845), «Шотландская» (1842) и «Итальянская» (1833) симфонии. Большинство его шедевров имеют светлый, солнечный, лёгкий характер. Духовная основа его личности особенно сильно проявляется в литургических произведениях, это великие оратории «Павел» (1835) и «Илия» (1846).

Личность Мендельсона можно считать воплощением античного идеала - гармонично развитого, совершенного человека. Он свободно владел несколькими языками, включая латынь и древнегреческий. Прекрасно рисовал, занимался верховой ездой и плаванием. Увлекался литературой, театром, бытом и историей стран, где ему довелось побывать. Интересно, что в литературных пристрастиях композитора также наблюдалось своеобразное соединение классического и романтического: его любимыми авторами были одновременно Гете, Шекспир и романтик Жан Поль.

Вся многогранная деятельность Мендельсона как композитора, дирижера, пианиста и педагога была проникнута просветительскими идеями. Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба. В 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту музыкального профессионализма в Германии. На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве – Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

Кумиром Мендельсона, как и всех немецких романтиков, всегда оставался Бетховен. Однако увлекали его и композиторы эпохи барокко (что отличает Мендельсона от большинства современников). Он разыскивал повсюду давно забытые сочинения Шютца, Баха, Генделя, старых итальянских мастеров, и их музыка воскресала благодаря его усилиям. В 20 лет ему посчастливилось найти партитуру и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу си-минор и осуществил грандиозную постановку оратории Генделя «Израиль в Египте».

На его концертах многие современные слушатели впервые открывали для себя классические шедевры. Характерно, что самого Мендельсона современники воспринимали как «ученика Баха».

Отношение к творчеству Мендельсона менялось с течением времени. При жизни он очень рано вошел в число лучших композиторов Германии. Созданная в 17 лет гениальная увертюра «Сон в летнюю ночь» на Шекспировский сюжет привлекла к нему всеобщее внимание. Будучи великолепным дирижером и пианистом, Мендельсон объездил всю Европу и завоевал громкую славу. В отличие от многих других художников-романтиков/ он не знал непризнания и одиночества. Выдающиеся люди считали его своим единомышленником. Так, Шуман называл Мендельсона «вторым Моцартом», мечтая сочинять симфонии, столь же ясные и уравновешенные, а Гейне говорил о нем как о «музыкальном чуде».

Однако спустя некоторое время имя Мендельсона перестало вызывать былой энтузиазм. То, что он был стойким приверженцем классических традиций, дало повод причислить его к принципиальным консерваторам и вызвало обвинения в академизме. Ясность и уравновешенность в бурную эпоху позднего романтизма казались равнодушием и рассудочностью. Широкую популярность «Песен без слов» объясняли расчетом на невзыскательные вкусы. Музыку Мендельсона стали критиковать за отсутствие философской глубины, бетховенской героики и яркой новизны, противопоставляя новаторству Берлиоза и Листа.

Творческое наследие Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть – это инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями и сонатами для разных инструментов, в том числе органа, а так же фортепианными сочинениями.

В фондах нашей библиотеки творчество Ф. Мендельсона представлено книгой Аллы Констаниновны Кенигберг «Увертюры Мендельсона» (Москва, 1961). Настоящий труд рассказывает о жанре увертюры, о ее многовековой истории, о истоках связанных с оперой. Мендельсон среди композиторов, писавших увертюры, не является исключением. Ему принадлежат десять увертюр. Они создавались в разное время, первая – когда композитору было всего 15 лет, последняя – за три года до смерти. Лучшие увертюры композитора – ярко новаторские произведениям, это подлинные симфонические поэмы эпохи романтизма.

Творчество Мендельсона представлено в виде аудиозаписей на виниловых и лазерных носителях. Читатели нашей библиотеки могут бесплатно воспользоваться фонотекой.

Предлагаем список произведений наиболее интересных для прослушивания:

Мендельсон-Бартольди Ф. Симфония N 4: ля мажор: соч. 90 «Итальянская». Симфония N 5: ре мажор: соч. 107 «Реформационная» / исполн. Гевандхаусоркестр; дир. К. Мазур. - Германия, 1972. - (Инв. № 3850 – НОТ);

Мендельсон Ф. Гебриды («Фингалова пещера»): увертюра: соч. 26. Морская тишь и счастливое плаванье: увертюра: соч. 27 / исполн. Берлинский филармонич. орк.; дир. Л. Блех. - Москва, 1982. - (Инв. № 3389 – НОТ);

Мендельсон Ф. Концерт N 1: для фортепиано с оркестром: соль минор: соч. 25 / исполн. А. Слободяник, фортепиано; исполн. Гос. академ. симф. оркестр СССР; дир. В. Вербицкий. - Москва, 1981. – (Инв. № 2841 – НОТ);

Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром / исполн., скрипка Д. Ойстрах; исполн. Гос. симф. орк. СССР; дир. К. Кондрашин. - Москва, 1956. – (Инв. № 8365 – НОТ);

Мендельсон Ф. Песни без слов: для фортепиано / исполн., фортепиано В. Постникова. – Москва, 1978. - (Инв. № 2241 – НОТ);

Мендельсон Ф. Симфония N 3: ля минор: соч. 56 / исполн. Гос. симф. оркестр СССР; дир. Н. Рахлин. – Москва,1956. - (Инв. № 74 – НОТ);

Мендельсон Ф. Соната N 1: для скрипки и фортепиано: фа минор: соч. 4 / исполн. О. Каган, скрипка; партия ф-но В. Сканави. – Москва, 1983. –

(Инв. № 40565 – НОТ);

Мендельсон Ф. Сонаты: для виолончели и фортепиано / исполн. П. Коин, виолончель, П. Коэн, фортепиано. - Англия, 1992. – (Инв. № 6939 – НОТ);

Мендельсон Ф. Сон в летнюю ночь: сюта из музыки к комедии В. Шекспира / исполн. Венский филарм. орк.; дир. П. Монтэ. – Москва,1968. – (Инв. № 7922 – НОТ);

Мендельсон Ф. Фантазия фа-диез минор: соч. 28 / исполн. А. Слободяник, фортепиано. – Москва, 1990. – (Инв. № 6800 – НОТ);

Мендельсон Ф. Шесть сонат для органа: соч. 65 / исполн. Р. Уусвяли, орган. - 1985. – (Инв. № 4721 – НОТ);

Мендельсон-Бартольди Ф. Концерт: для скрипки с оркестром: e-moll: Op. 64. / Ф. Мендельсон-Бартольди, исполн. Х. Спиткова, скрипка, Филармония Славоника; дир. А. Лиццио. - Австрия, 1990. – (Инв. № 5837 – НОТ);

Мендельсон-Бартольди Ф. Симфонии №№ 4, 5 / исполн. Лондонский Симф. оркестр; дир. А. Шольц. - Австрия, 1990. – (Инв. № 5837 – НОТ);

Информацию подготовила вед. библиотекарь отдела нотных изданий А.И. Иллич.