Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Самобытный художник А.И. Хачатурян, композитор, дирижер и педагог, родился 6 июня 1903 г. в пригороде Тифлиса, так именовалась в то время нынешняя столица Грузии Тбилиси. В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции у М.Ф. Гнесина, а в 1934 г. - Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. 20 века. Крупные оркестровые произведения этого времени - Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) - заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой народных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939), который позже был переработан и поставлен уже под названием «Гаянэ». Знаменитый «Танец с саблями» был написан именно для этого варианта балета. На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению музыковеда и композитора Б.В. Асафьева) яркостью и сочностью красок.
В 40-х годах композитор закончил Вторую симфонию, написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР, в 1946 - 1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония. С 1950 г. А.И. Хачатурян преподавал композицию в Институте имени Гнесиных, с 1951 г. - также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 г. удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло, ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям. Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает, прежде всего, яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретшие новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства. Творчество А. Хачатуряна богато образным содержанием, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сцены народной жизни, чувства и переживания. Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями, а также званием лауреата Ленинской и нескольких Государственных премий СССР. А.И. Хачатурян был избран почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.
О Хачатуряне написаны десятки книг. Представляем вам наиболее интересные и значимые из тех, которые хранятся в фондах нашей библиотеки:
Тигранов Г. «Арам Ильич Хачатурян» (Ленинград, 1978), предлагаемая книга посвящена одному из крупнейших музыкантов современности, советскому композитору народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственной премий, Герою социалистического труда А. Хачатуряну. В краткой и доступной форме освещаются основные этапы, важнейшие события из жизни композитора. Автор знакомит с наиболее значительными произведениями Хачатуряна, с их идейным и творческим содержанием, особенностями стиля, языка, а также характеризует их роль в истории советской и мировой музыкальной культуры XX века. Творческий путь Арам Хачатуряна рассматривается в связи с историческими условиями, социальной и художественной жизни нашей страны.
Роскошный альбом «Арам Хачатурян. Жизнь и творчество» (Москва, 2003) вышел в свет к 100-летнему юбилею мастера. Здесь смонтированы воспоминания композитора, фрагменты из музыковедческих книг, отзывы современников и учеников. Впервые публикуются письма, фотографии из семейного архива и другие редкие материалы. Образ складывается монументальный, как музыка из «Спартака». Крупные черты лица, эпический стиль, активная жизненная позиция... Не человек, а глыба. Этакая мощная кавказская гора. И сама биография Хачатуряна в этой книге подана эпически, как восхождение от вершины к вершине.
Монография Хубова Г. «Арам Хачатурян» (Москва, 1962) разносторонне освещает основные этапы жизни и творчества композитора. Автор анализирует наиболее известные сочинения и ведущие творческие принципы композитора. В книге использованы фрагменты многочисленных писем, интервью и выступлений Хачатуряна, а также бесед с ним автора монографии.
Книга Арутюнова Д. «А. Хачатурян и музыка Советского Востока: язык, стиль, традиции» (Москва, 1983) представляет собой теоретическое исследование системы выразительных средств и стиля А. Хачатуряна, а также их преломление в творчестве композиторов восточных регионов СССР. Большое внимание уделяется выявлению осуществленному Хачатуряном синтеза традиций восточной и европейской культур, что собственно и составляет «изюминку» его творчества. Книга снабжена справочником и резюме на английском языке.
В брошюре Тигранова Г. «Балеты А. Хачатуряна» (Москва,1960) дается полный творческий и музыкальный анализ балетов Хачатуряна «Спартак» и «Гаянэ».
В работе Карагюлян Э. «Симфоническое творчество Арама Хачатуряна» (Ереван, 1961) анализируются симфонические произведения композитора, выявляются особенности стиля и музыкальной драматургии произведения, где огромное значение приобретает творческое, своеобразное использование композитором народных истоков. Народность музыки Хачатуряна автор видит не только в широком последовательном обращении к фольклорным истокам, но главным образом в выборе актуальных тем, существенно важных для народа, и воплощения их с большой художественной правдой. В первой главе рассматриваются собственно симфонические произведения, во второй инструментальные концерты.
Монография Гаянэ Чеботарян «Полифония в творчестве А. Хачатуряна» (Ереван, 1969) освещает творчество композитора с новой стороны. На тщательном анализе основных его произведений Г. Чеботарян показывает, что все они пронизаны полифоническими приемами письма, являющимися как бы «тайными», но очень важными «пружинами» музыкального развития.
В фонотеке нашего отдела хранятся аудиозаписи произведений композитора. Все аудиозаписи доступны нашим читателям для прослушивания
Хачатурян А. Валенсианская вдова: сюита из музыки к пьесе Лопе де Вега. Маскарад: сюита из музыки к драме М. Ю. Лермонтова / А. Хачатурян, исполн. МГСО; дир. В. Дударова. - Москва, 1990. - (Инв. № 8253 – НОТ);
Хачатурян А. Гаянэ: сюиты NN 1-3 / А. Хачатурян, исполн. Санкт-Петербургский Гос. симф. орк.; дир. А. Аниканов. - Германия, 1993. – (Инв. № 8810 – НОТ)
Хачатурян А. Гаянэ: фрагменты из балета / А. Хачатурян, исполн. Орк. Ленингр. Гос. театра оперы и балета; дир. Б. Хайкин. – Москва, 1956. – (Инв. № 8414 – НОТ);
Хачатурян А. Детский альбом / А. Хачатурян, исполн. М. Воскресенский, фортепиано. – Москва, 1981. – (Инв. № 3751 – НОТ);
Хачатурян, А. И. Соната-фантазия: для виолончели соло: соч. 1974 г. / А. И. Хачатурян, исполн. Н. Шаховская, виолончель. – Москва, 1978. – (Инв. № 1561 – НОТ);
Хачатурян, А. И. Сталинградская битва: сюита из музыки к кинофильму: соч. 1949 г. Марши для духового оркестра / А. И. Хачатурян, инстр. Г. Калинкович; исполн. Отдельный показательный оркестр Мин. обороны СССР; дир. Н. Сергеев. – Москва, 1978. – (Инв. № 1951- НОТ);
Хачатурян, А. Концерт: для скрипки с оркестром. Концерт-рапсодия: для скрипки с оркестром / А. Хачатурян, исполн. М. Мартин, скрипка, Украинский Национальный симфонический оркестр; дир. Ф. Кухарь. - Германия, 2003. – (Инв. № 10323 – НОТ);
Хачатурян, А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Климов, скрипка, Гос. академ. симф. орк. СССР; дир. Е. Светланов. – Москва, 1981. – (Инв. №3318 - НОТ);
Хачатурян, А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Пикайзен, скрипка. - Россия, 1999. – (Инв. № 8254 – НОТ) ;
Хачатурян, А. Концерт: для фортепиано с оркестром: ре бемоль мажор / А. Хачатурян, исполн. Л. Оборин, фортепиано, оркестр Чешской филармонии; дир. Е. Мравинский. - Германия, 2004. – (Инв. № 10240 – НОТ);
Хачатурян, А. Соната: для скрипки фортепиано. Квартет: для двух скрипок, альта и виолончели "Памяти отца". Трио: для валторны, скрипки и фортепиано -.. – Москва, 1983. – (Инв. № 4314 – НОТ);
Хачатурян, А. Спартак: отрывки из балета / А. Хачатурян, исполн. Королевский Филарм. орк.; дир. Ю. Темирканов. - Германия, 1991. – (Инв. № 8068 – НОТ);
Хачатурян, А. Сюита: из балета "Спартак". Сюита: из балета "Гаянэ" / А. Хачатурян, исполн. Лондонский симф. оркестр; дир. А. Хачатурян. – Москва, 1999. - (Инв. № 10210 – НОТ);
Хачатурян, А. Сюита: из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" / А. Хачатурян, исполн. Симф. орк. Всесоюзного радио; дир. С. Самосуд. - М., 1956. - (Инв. № 8326 – НОТ);
Хачатурян, К. Симфония N 2 / К. Хачатурян, исполн. Гос. академ. симф. оркестр СССР; дир. А. Лазарев. – Москва, 1980. - (Инв. № 2652 –НОТ);
Хачатурян, К. Чиполлино: балет в 3-х актах / К. Хачатурян, по сказке Дж. Родари; исполн. Оркестр Большого театра СССР; дир. А. Копылов. – Москва, 1978. – (Инв. № 1905 – НОТ)
Ждем Вас в Отделе нотных изданий и звукозаписей. Отдел работает с 11 до 19 часов. Выходной – пятница. Телефон 268-03-06.
Дополнительные услуги отдела :
· Тематический поиск по электронным базам данных
· Выдача справок (тематических, аналитических)
· Изготовление копии звукозаписи из фондов отдела
· Изготовление копии тематической подборки звукозаписи
· Выдача литературы и СD из подсобных фондов отдела.
Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И. |