Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Самобытный художник

4.jpgА.И. Хачатурян, композитор, дирижер и педагог, родился 6 июня 1903 г. в пригороде Тифлиса, так именовалась в то время нынешняя столица Грузии Тбилиси. В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции у М.Ф. Гнесина, а в 1934 г. - Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. 20 века. Крупные оркестровые произведения этого времени - Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) - заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой народных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939), который позже был переработан и поставлен уже под названием «Гаянэ». Знаменитый «Танец с саблями» был написан именно для этого варианта балета. На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению музыковеда и композитора Б.В. Асафьева) яркостью и сочностью красок.

В 40-х годах композитор закончил Вторую симфонию, написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР, в 1946 - 1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония. С 1950 г. А.И. Хачатурян преподавал композицию в Институте имени Гнесиных, с 1951 г. - также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 г. удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло, ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям. Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает, прежде всего, яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретшие новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства. Творчество А. Хачатуряна богато образным содержанием, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сцены народной жизни, чувства и переживания. Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями, а также званием лауреата Ленинской и нескольких Государственных премий СССР. А.И. Хачатурян был избран почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

О Хачатуряне написаны десятки книг. Представляем вам наиболее интересные и значимые из тех, которые хранятся в фондах нашей библиотеки:

Тигранов Г. «Арам Ильич Хачатурян» (Ленинград, 1978), предлагаемая книга посвящена одному из крупнейших музыкантов современности, советскому композитору народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственной премий, Герою социалистического труда А. Хачатуряну. В краткой и доступной форме освещаются основные этапы, важнейшие события из жизни композитора. Автор знакомит с наиболее значительными произведениями Хачатуряна, с их идейным и творческим содержанием, особенностями стиля, языка, а также характеризует их роль в истории советской и мировой музыкальной культуры XX века. Творческий путь Арам Хачатуряна рассматривается в связи с историческими условиями, социальной и художественной жизни нашей страны.

Роскошный альбом «Арам Хачатурян. Жизнь и творчество» (Москва, 2003) вышел в свет к 100-летнему юбилею мастера. Здесь смонтированы воспоминания композитора, фрагменты из музыковедческих книг, отзывы современников и учеников. Впервые публикуются письма, фотографии из семейного архива и другие редкие материалы. Образ складывается монументальный, как музыка из «Спартака». Крупные черты лица, эпический стиль, активная жизненная позиция... Не человек, а глыба. Этакая мощная кавказская гора. И сама биография Хачатуряна в этой книге подана эпически, как восхождение от вершины к вершине.

Монография Хубова Г. «Арам Хачатурян» (Москва, 1962) разносторонне освещает основные этапы жизни и творчества композитора. Автор анализирует наиболее известные сочинения и ведущие творческие принципы композитора. В книге использованы фрагменты многочисленных писем, интервью и выступлений Хачатуряна, а также бесед с ним автора монографии.

Книга Арутюнова Д. «А. Хачатурян и музыка Советского Востока: язык, стиль, традиции» (Москва, 1983) представляет собой теоретическое исследование системы выразительных средств и стиля А. Хачатуряна, а также их преломление в творчестве композиторов восточных регионов СССР. Большое внимание уделяется выявлению осуществленному Хачатуряном синтеза традиций восточной и европейской культур, что собственно и составляет «изюминку» его творчества. Книга снабжена справочником и резюме на английском языке.

В брошюре Тигранова Г. «Балеты А. Хачатуряна» (Москва,1960) дается полный творческий и музыкальный анализ балетов Хачатуряна «Спартак» и «Гаянэ».

В работе Карагюлян Э. «Симфоническое творчество Арама Хачатуряна» (Ереван, 1961) анализируются симфонические произведения композитора, выявляются особенности стиля и музыкальной драматургии произведения, где огромное значение приобретает творческое, своеобразное использование композитором народных истоков. Народность музыки Хачатуряна автор видит не только в широком последовательном обращении к фольклорным истокам, но главным образом в выборе актуальных тем, существенно важных для народа, и воплощения их с большой художественной правдой. В первой главе рассматриваются собственно симфонические произведения, во второй инструментальные концерты.

Монография Гаянэ Чеботарян «Полифония в творчестве А. Хачатуряна» (Ереван, 1969) освещает творчество композитора с новой стороны. На тщательном анализе основных его произведений Г. Чеботарян показывает, что все они пронизаны полифоническими приемами письма, являющимися как бы «тайными», но очень важными «пружинами» музыкального развития.

В фонотеке нашего отдела хранятся аудиозаписи произведений композитора. Все аудиозаписи доступны нашим читателям для прослушивания

Хачатурян А. Валенсианская вдова: сюита из музыки к пьесе Лопе де Вега. Маскарад: сюита из музыки к драме М. Ю. Лермонтова / А. Хачатурян, исполн. МГСО; дир. В. Дударова. - Москва, 1990. - (Инв. № 8253 – НОТ);

Хачатурян А. Гаянэ: сюиты NN 1-3 / А. Хачатурян, исполн. Санкт-Петербургский Гос. симф. орк.; дир. А. Аниканов. - Германия, 1993. – (Инв. № 8810 – НОТ)

Хачатурян А. Гаянэ: фрагменты из балета / А. Хачатурян, исполн. Орк. Ленингр. Гос. театра оперы и балета; дир. Б. Хайкин. – Москва, 1956. – (Инв. № 8414 – НОТ);

Хачатурян А. Детский альбом / А. Хачатурян, исполн. М. Воскресенский, фортепиано. – Москва, 1981. – (Инв. № 3751 – НОТ);

Хачатурян, А. И. Соната-фантазия: для виолончели соло: соч. 1974 г. / А. И. Хачатурян, исполн. Н. Шаховская, виолончель. – Москва, 1978. – (Инв. № 1561 – НОТ);

Хачатурян, А. И. Сталинградская битва: сюита из музыки к кинофильму: соч. 1949 г. Марши для духового оркестра / А. И. Хачатурян, инстр. Г. Калинкович; исполн. Отдельный показательный оркестр Мин. обороны СССР; дир. Н. Сергеев. – Москва, 1978. – (Инв. № 1951- НОТ);

Хачатурян, А. Концерт: для скрипки с оркестром. Концерт-рапсодия: для скрипки с оркестром / А. Хачатурян, исполн. М. Мартин, скрипка, Украинский Национальный симфонический оркестр; дир. Ф. Кухарь. - Германия, 2003. – (Инв. № 10323 – НОТ);

Хачатурян, А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Климов, скрипка, Гос. академ. симф. орк. СССР; дир. Е. Светланов. – Москва, 1981. – (Инв. №3318 - НОТ);

Хачатурян, А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Пикайзен, скрипка. - Россия, 1999. – (Инв. № 8254 – НОТ) ;

Хачатурян, А. Концерт: для фортепиано с оркестром: ре бемоль мажор / А. Хачатурян, исполн. Л. Оборин, фортепиано, оркестр Чешской филармонии; дир. Е. Мравинский. - Германия, 2004. – (Инв. № 10240 – НОТ);

Хачатурян, А. Соната: для скрипки фортепиано. Квартет: для двух скрипок, альта и виолончели "Памяти отца". Трио: для валторны, скрипки и фортепиано -.. – Москва, 1983. – (Инв. № 4314 – НОТ);

Хачатурян, А. Спартак: отрывки из балета / А. Хачатурян, исполн. Королевский Филарм. орк.; дир. Ю. Темирканов. - Германия, 1991. – (Инв. № 8068 – НОТ);

Хачатурян, А. Сюита: из балета "Спартак". Сюита: из балета "Гаянэ" / А. Хачатурян, исполн. Лондонский симф. оркестр; дир. А. Хачатурян. – Москва, 1999. - (Инв. № 10210 – НОТ);

Хачатурян, А. Сюита: из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" / А. Хачатурян, исполн. Симф. орк. Всесоюзного радио; дир. С. Самосуд. - М., 1956. - (Инв. № 8326 – НОТ);

Хачатурян, К. Симфония N 2 / К. Хачатурян, исполн. Гос. академ. симф. оркестр СССР; дир. А. Лазарев. – Москва, 1980. - (Инв. № 2652 –НОТ);

Хачатурян, К. Чиполлино: балет в 3-х актах / К. Хачатурян, по сказке Дж. Родари; исполн. Оркестр Большого театра СССР; дир. А. Копылов. – Москва, 1978. – (Инв. № 1905 – НОТ)

Ждем Вас в Отделе нотных изданий и звукозаписей. Отдел работает с 11 до 19 часов. Выходной – пятница. Телефон 268-03-06.

Дополнительные услуги отдела :

· Тематический поиск по электронным базам данных

· Выдача справок (тематических, аналитических)

· Изготовление копии звукозаписи из фондов отдела

· Изготовление копии тематической подборки звукозаписи

· Выдача литературы и СD из подсобных фондов отдела.

Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.