Новости

ПЕРВЫЙ НАВСЕГДА:

К 50-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА В КОСМОС

Ю. А. ГАГАРИНА

А.А. Александров в книге «Путь к звездам: из истории советской космонавтики» (М., 2006) отмечает, что наш космический триумф начинался с ракетных двигателей Ф.А. Цандера и пороховых усилителей В.И. Дудакова на рубеже 20-30-х годов прошлого века. В 1930 году была создана Группа изучения реактивного движения под руководством С.П. Королева. Начиная с 1949 года, в Советском Союзе стала осуществляться программа исследования верхних слоев атмосферы, а уже через несколько лет, в 1957 году, с помощью модифицированного варианта двухступенчатой ракеты, получившей название «Спутник», был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Вслед за первым «простейшим спутником» к началу 1960 г. на околоземной орбите находилось уже несколько искусственных спутников Земли и автоматических станций. Но все ждали, когда в космос отправится человек.

С.М. Белоцерковский в книге «Первопроходцы Вселенной: Земля – Космос – Земля» (М., 1997) пишет, что запуск в космос не автоматического аппарата, а человека потребовал решения ряда кардинальных проблем. В процессе их решения в космос были выведены пять кораблей-спутников, на четырех из которых находились собаки и другие подопытные существа. Итогом всей этой напряженной, последовательной работы стал запуск человека в космос. День 12 апреля 1961 г. начался знаменитым гагаринским «Поехали!». В Советском Союзе впервые в истории человечества был осуществлен полет человека в космос, на околоземную орбиту вышел космический корабль «Восток» с летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

Юбилейный год с небывалой силой всколыхнули интерес к легендарной личности Юрия Алексеевича Гагарина. О нем написано достаточно много. Удивительно цельный, простой, умный парень вызывал интерес всех. Каждый, кто с ним встречался, уносил с собой неповторимое чувство восхищения его улыбкой, доступностью, коммуникабельностью, открытостью. В. Степанов в книге «Юрий Гагарин» (М., 1987), вышедшей в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», дает разнообразную информацию о жизни первого космонавта Земли. Издание построено на обширном документальном материале, важное место в котором занимают свидетельства близких друзей и соратников Ю.А. Гагарина, а также собственные воспоминания автора, лично знавшего первого космонавта.

Первый полет в космос Юрия Гагарина был коротким по сегодняшним меркам. Но он стал большим шагом человечества в будущее. За 108 минут мы вступили в новую эру проникновения человека в космос. Сбылось пророчество К.Э. Циолковского: человек вышел в космическое пространство. Вот что писал Ю.А. Гагарин в своей книге «Дорога в космос: записки летчика-космонавта» (М., 1981): «Когда я летел в космическом корабле «Восток», я впервые увидел нашу Землю со стороны. Это потрясающее зрелище, товарищи! В голубоватой дымке атмосферы надо мной проносилась планета, на которой живем все мы – люди. И чувство гордости подступило к моему сердцу. Чувство гордости за наш народ, который открыл передо мной эту необыкновенную красоту. Так будем хранить и приумножать эту красоту…».

После космического полета Юрий Гагарин стал самым известным человеком на всех континентах Земли. Известный писатель, генерал-майор авиации А. Сульянов в романе «Взлет и трагедия Юрия Гагарина» (Минск, 2007) рассказывает, как многочисленные встречи, похожие на гигантские морские волны, двигались из края в край, заполняя огромные площади десятков стран, скандируя единственное слово: «Га-га-рин!». Люди разных стран видели в нем и сына, и брата, и просто родного и близкого человека с потрясающе обаятельной улыбкой. А главное – Юрий Гагарин был простым человеком с их двора, с их улицы, из их города. Триумф первого космонавта Земли, нареченного Колумбом Вселенной, длился много лет.

108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, вёл большую общественно-политическую работу. Чтобы возобновить летную практику, поступил учиться в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. После защиты дипломной работы, Ю. Гагарин приступил к тренировочным полётам. 27 марта 1968 года Гагарин с лётчиком-инструктором В. Серёгиным взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты связь с самолётом прервалась. Позже один из поисковых вертолётов обнаружил обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 18 км от города Киржач Владимирской области.

С.М. Белоцерковский в книге «Гибель Гагарина: факты и домыслы» (М., 1992) пишет, что для расследования катастрофы сразу же была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. После гибели Юрия Гагарина в СССР был объявлен общенациональный траур. Это первый случай в истории советского государства, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося главой государства. Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.

Так трагически закончилась очень короткая и такая яркая жизнь Юрия Гагарина. Но, шагнув в неизвестность Вселенной, Юрий Гагарин шагнул в бессмертие. Величие его дерзновенного подвига еще много раз и по-новому будет осознано и осмыслено в будущем. О Гагарине еще напишут много книг, сложат стихи и песни, расскажут языком кино и драматургии. На примере его жизни будут воспитываться многие поколения. И всегда люди планеты Земля будут задаваться вопросом, каким он был, наш первый? Юрий Гагарин, и это не вызывает сомнений, был одним из замечательных людей нашего времени, и потому именно ему было доверено стать первым, первым открыть космическую навигацию века, подняться к звездам, стать первопроходцем космических трасс. 50 лет реет над планетой легендарная улыбка Гагарина. Он один из самых любимых и славных сынов человечества. Подвиг космонавта, его роль и достижения в осуществлении заветной мечты человечества признаны всем миром. Имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина навсегда вошло в века и вписано в историю золотыми буквами.

Материал подготовила гл. библиотекарь отдела городского абонемента Л.В. Баскакова