Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Роль Стравинского в эволюции современного

музыкального творчества

                                                                    «Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить, и служу ей с полным сознанием».

                                 И. Стравинский

 

Игорь Стравинский занимает особое место среди композиторов 20 века. Существуют самые противоречивые мнения о его творчестве. Однако среди них нет разногласий в том, что Стравинский оказал глубокое влияние на развитие музыки 20-го века.

   К юбилею.jpg Игорь Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме под Петербургом. Его отец известный певец, солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Игорь Федорович рано стал играть на рояле, импровизировать, читать клавиры и даже партитуры. С детства  Игорь посещал спектакли с участием отца. Оперы «Жизнь за царя» Глинки и «Юдифь» Серова навсегда остались для него сильнейшими впечатлениями детства. В 1892 году на юбилейной постановке «Руслана и Людмилы» ему суждено было увидеть П.И. Чайковского, музыка которого уже тогда восхищала будущего композитора.

   Летом 1902 года, будучи студентом, Игорь Стравинский знакомится с отцом сокурсника по университету Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Это знакомство много дало Стравинскому. Он получил бесценные уроки композиции, настойчивости и дисциплинированности в работе.

 На мероприятии.jpgПри участии и покровительстве Дягилева утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского. На «Русских сезонах» в Париже состоялись премьеры балетов «Жар–птица» в 1910 году, «Петрушка» в 1911 году и «Весна священная» в 1913 году. Эти произведения навсегда утвердили мировую славу русского композитора.

    Годы первой мировой войны Стравинский провел в Швейцарии, затем жил во Франции, а перед самым началом Второй мировой войны в 1939 г. он переехал в США навсегда. В 1941 году Стравинский получил американское подданство. Среди выдающихся произведений, созданных им в США, оркестровая «Ода», написанная в память супруги музыканта Сергея Куссевицкого, «Симфония в трех ритмах», балет «Орфей», «Кантата, основанная на анонимных песнях времен Елизаветы», опера «Карьера мота», а также высшее достижение Стравинского – «Реквием», обладающее истинными художественными прозрениями, произведение, которое обобщило многое из его предшествующего опыта.

    Сектор нотных изданий и звукозаписей предлагает читателям обзор книжных, нотных и аудиоизданий, хранящихся в фонде библиотеки:

     Блестящий ученый и музыкант - Асафьев Б.В. написал цикл из тринадцати статей, как назвал их сам автор «этюдов-вариаций»  под общим названием «Книга о Стравинском» (Ленинград, 1977). Статьи основаны на анализе крупных произведений Стравинского «Весна священная», «Пульчинелла», «Соловей». Некоторые статьи объединены  временными периодами («Ранний Стравинский», «На грани»). В заключение дана общая эстетическая оценка творчества композитора. Асафьев представил Стравинского как  «крупное и необычное» явление в музыке первой половины XX века. В настоящее время «Книга о Стравинском» является библиографической редкостью.

   Ранним балетам композитора  посвящен сборник статей трех известных авторов Б. Асафьева, Г. Добровольской, Г. Замуля «Жар-птица» и  «Петрушка» И.Ф. Стравинского» (Ленинград, 1963).

     «Ранние балеты И. Стравинского» И.Я. Вершининой (Москва, 1967)- одна из первых книг о Стравинском, изданных в нашей стране. В ней анализируются написано сразу о трех сочинениях композитора, ставших классикой: балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

    Книга известного советского музыковеда  профессора М. Друскина «Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Исследование»  (Ленинград,  1974) написана в форме  литературного эссе и затрагивает кардинальные проблемы музыки. Автор освещает жизнь и творчество, эстетику и стиль крупнейшего композитора современности Игоря Стравинского, углубленно исследует сложную эволюцию художника, рассматривает преемственные связи искусства Стравинского с русской культурой, театральными и музыкальными направлениями.

    Содержание книги «Игорь Стравинский. Диалоги» под общ. ред. М.С. Друскина (Ленинград, 1971) составляют беседы композитора со своим секретарем – дирижером Робертом Крафтом. По существу, это монолог. Крафт лишь задает краткие вопросы, высказывается же один Стравинский. Он касается множества тем: вспоминает подробности своего детства, юности, первых музыкальных учителей и русских композиторов начала века, сотрудничество с Дягилевым и участниками его балетной антрепризы, музыкантов и литераторов, с  которыми встречался и общался в эмиграции.

   Книга известного крупного советского музыковеда В. Задерацкого «Полифоническое мышление И. Стравинского» (Москва, 1980) представляет собой исследование эстетических, историко-теоретических и технологических проблем современной полифонии на примере творчества  Стравинского как одного из крупнейших композиторов XX века. 

  Предлагаемаяа читателю монография Светланы Савенко «Мир Стравинского» (Москва, 2001). освещает творческий и жизненный путь  композитора в виде хроники основных событий.

    Анализу первых шагов в композиторском творчестве, как малоизученному вопросу в музыкознании посвящен очерк В. Смирновой «Творческое формирование И.Ф. Стравинского» (Ленинград, 1970). Книга является библиографической редкостью.

     Небольшая по формату, но емкая по содержанию книга «Стравинский в квадрате» (Москва, 2008) – не законченный портрет композитора, а палитра красок к нему, набросанных современниками и потомками, поклонниками и критиками, мастистыми музыковедами и продвинутыми пользователями Интернета. Все это уложено в удобный «карманный» формат. Одним словом, перед вами  «Классика в квадрате».

   Особый интерес представляет трехтомное издание И.Ф. Стравинский «Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии» (Москва, 1998-2003). Предлагаемое издание является полным собранием документов, связанных с И.Ф. Стравинским.

     Монография известного советского музыковеда Б. Ярустовского «Игорь Стравинский» (Ленинград, 1982) явилась крупным вкладом в изучение музыки XX в. Творчество И. Стравинского явилось для исследовательской деятельности  Ярустовского одной из центральных тем.

      Над ней автор углубленно работал, стремясь охватить новые явления и отразить изменения, внесенные временем в восприятие музыки композитора. Ученый придерживается периодизации творческого пути Стравинского, которая основывается на  «географических» переменах в судьбе композитора. Соответственно первые четыре главы  последовательно описывают русский, швейцарский, парижский и американские периоды жизни Стравинского. Последняя глава монографии Б. Ярустовского посвящена целостному рассмотрению наследия Стравинского и содержит наблюдения над музыкальным языком композитора, замечания о его эстетической системе и эволюции творчества в целом. Одним из первых в отечественном музыкознании  Ярустовский отстаивает тезис об оправданности «многоликости» Стравинского, отмечая, что композитор «активно воздействовал на развитие западного искусства и нередко силой своего художественного чутья первым угадывал намечающиеся перемены художественных направлений».

    Наряду с книжными изданиями в фонотеке нашего отдела имеется свыше 40 виниловых грампластинок и компакт-дисков с записями произведений Стравинского в исполнении выдающихся музыкантов мирового уровня:

Стравинский И. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор: соч. 1931 г. / исполн. Д. Ойстрах. – Москва, 1984. – (Инв. № 5491 – НОТ);

Стравинский И. Весна священная : балет: картины языческой Руси. Игра в карты: балет в трех сдачах / исполн. гос. академ. симф. оркестр СССР ; дирижер Е. Светланов. - Россия : Грамзапись, 1994. – (Инв. № 6635 – НОТ);

Стравинский  И. Весна священная / исполн. орк. Мариинского театра ; дирижер В. Гергиев. Поэма экстаза / исполн. орк. Мариинского театра ; дирижер В. Гергиев. - Германия : PhilipsClassics, 2001. – (Инв. № 7222- НОТ);

Стравинский И. Весна священная. Жар-птица. Игра в карты. Петрушка. Пульчинелла / исполн. Т. Берганса, Р. Дэвис, Д. Ширли-Квик, Л. Ховард,  Лондонский, симф. оркестр ; дирижер К. Аббадо. - Германия : Polidor                        InternationalGmbH, 1981. – (Инв. № 10376 – НОТ);

Стравинский И. История солдата : сюита: соч. 1918 г. Септет: соч. 1953 г. Прибаутки: соч. 1914 г. Рэгтайм: соч. 1918 г. / исполн Г. Калинина ;исполн. анс. солистов Большого театра СССР ; дирижер А. Лазарев. – Москва, 1981. – (Инв. №  3227 – НОТ);

Стравинский И. Итальянская сюита : для виолончели и фортепиано / исполн. В. Тонха, виолончель ; партия ф-но И. Анастасьева, Н. Виноградова. – Москва, 1986. – (Инв. 5150 – НОТ);

Стравинский И. Ода : элегическая песнь: соч. 1943 г. / исполн. симф. оркестр ; дирижер И. Стравинский, Р. Крафт. – Ленинград, 1956. – (Инв. № 7715 – НОТ);

Стравинский И. Петрушка : потешные сцены в 4-х картинах : балет / исполн. гос. симф. оркестр СССР ; дирижер К. Иванов. – Москва, 1961. – (Инв. № 6386 – НОТ):

Стравинский И. Поцелуй феи : балет в 4-х сценах / исполн. Кливлендский симф. оркестр ; дирижер И. Стравинский. – Ленинград, [1956]. – (Инв. № 6423 – НОТ);

Стравинский И. Симфония : до мажор. Симфония псалмов. Концерт: ре мажор: для струнного оркестра / исполн. хор немецкой оперы, Берлинер     Филармоникер ; дирижер Г. Караян. - Германия : Deutsche Grammophon, 1979. – (Инв. № 10247 – НОТ);

Стравинский И. Скерцо в русском стиле. Четыре этюда. Движения. Танго. Цирковая полька / исполн. А. Ведерников, симф. оркестр ; дирижер И. Блажков. Па-де-де «Голубая птица» : из 3 д. балета. -  Москва, 1983. – (Инв. № 3083 – НОТ);

 

Информацию подготовила вед. библиотекарь сектора нотных изданий и звукозаписей Иллич А.И.