Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Мария Башкирцева

Говоря о тех деятелях искусства, чье творчество является ярким примером влияния русской культуры на французскую, невозможно не упомянуть имя Марии Константиновны Башкирцевой, французской художницы русского происхождения.

Автопортрет Башкирцевой М.jpgМария Башкирцева (1860 – 1884), прожив немногим более двадцати четырех лет, оставила нам 150 картин, 200 рисунков, акварели, скульптуры. Именно она стала первым русским художником, чьи работы приобрел знаменитый Лувр. Однако, вероятно, самое интересное в ее наследии это «Дневник», который Мария вела на французском языке с 12 лет и до смерти, и который, по ее собственному признанию, представляет собою «жизнь женщины, записанную изо дня в день безо всякой рисовки, как будто бы никто в мире не должен был читать написанного, но в то же время со страстным желанием, чтобы оно было прочитано». Дневник был переведен на все европейские языки. В России вызвал бурные и противоположные отклики: Л.Н. Толстой отмечал его искусственность, А.П. Чехов квалифицировал как «чепуху», И.А. Бунин посчитал скучным, но были и другие мнения; Валерий Брюсов признавался: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами», а Марина Цветаева посвятила «блестящей ее памяти» свой «Вечерний альбом».

В ателье.jpgИскусство, взгляд на себя только под его углом, всегда олицетворяли Башкирцеву: в пять лет танцы - как идеал человеческой пластики, затем пение как выс­ший смысл звука, наконец - литература и живопись как способ постижения бытия. Для нее творчество было путем к свободе, возможностью убежать из удушливой атмосферы семьи и ограниченного мира салонов, способом освобождения от установленных правил, которые готовили девушку исключительно к замужеству. В 17 лет Мария Башкирцева твердо решила посвятить себя живописи и, переехав в Париж, записалась в Академию Жулиана. За один, 1879 год, с легкостью окончила курс, рассчитанный на 7 лет. В последние годы жизни Мария Башкирцева создала несколько крупных полотен, вызвавших большой интерес публики и коллег и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда несколько недоверчивой по отношению к женщине.

Одна из неоконченных картин М. Башкирцевой.jpgМария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. Рисовала она всего 7 лет, но ее художественное наследие при этом достаточно велико. В 1885 году французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887-м вышли в свет два тома ее дневников. После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой. Ныне часть ее наследия находится в музеях Европы, США и России.

В начале 1900-х годов в Люксембургском дворце в Париже появилась скульптура под названием «Бессмертие». Крылатый гений устремил свой взгляд на табличку, которую держит в руке. На табличке высечены имена тех, кто обессмертил себя, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь. Среди множества имен на ней написано: «Мария Башкирцева».