Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Мария Башкирцева

Говоря о тех деятелях искусства, чье творчество является ярким примером влияния русской культуры на французскую, невозможно не упомянуть имя Марии Константиновны Башкирцевой, французской художницы русского происхождения.

Автопортрет Башкирцевой М.jpgМария Башкирцева (1860 – 1884), прожив немногим более двадцати четырех лет, оставила нам 150 картин, 200 рисунков, акварели, скульптуры. Именно она стала первым русским художником, чьи работы приобрел знаменитый Лувр. Однако, вероятно, самое интересное в ее наследии это «Дневник», который Мария вела на французском языке с 12 лет и до смерти, и который, по ее собственному признанию, представляет собою «жизнь женщины, записанную изо дня в день безо всякой рисовки, как будто бы никто в мире не должен был читать написанного, но в то же время со страстным желанием, чтобы оно было прочитано». Дневник был переведен на все европейские языки. В России вызвал бурные и противоположные отклики: Л.Н. Толстой отмечал его искусственность, А.П. Чехов квалифицировал как «чепуху», И.А. Бунин посчитал скучным, но были и другие мнения; Валерий Брюсов признавался: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами», а Марина Цветаева посвятила «блестящей ее памяти» свой «Вечерний альбом».

В ателье.jpgИскусство, взгляд на себя только под его углом, всегда олицетворяли Башкирцеву: в пять лет танцы - как идеал человеческой пластики, затем пение как выс­ший смысл звука, наконец - литература и живопись как способ постижения бытия. Для нее творчество было путем к свободе, возможностью убежать из удушливой атмосферы семьи и ограниченного мира салонов, способом освобождения от установленных правил, которые готовили девушку исключительно к замужеству. В 17 лет Мария Башкирцева твердо решила посвятить себя живописи и, переехав в Париж, записалась в Академию Жулиана. За один, 1879 год, с легкостью окончила курс, рассчитанный на 7 лет. В последние годы жизни Мария Башкирцева создала несколько крупных полотен, вызвавших большой интерес публики и коллег и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда несколько недоверчивой по отношению к женщине.

Одна из неоконченных картин М. Башкирцевой.jpgМария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. Рисовала она всего 7 лет, но ее художественное наследие при этом достаточно велико. В 1885 году французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887-м вышли в свет два тома ее дневников. После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой. Ныне часть ее наследия находится в музеях Европы, США и России.

В начале 1900-х годов в Люксембургском дворце в Париже появилась скульптура под названием «Бессмертие». Крылатый гений устремил свой взгляд на табличку, которую держит в руке. На табличке высечены имена тех, кто обессмертил себя, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь. Среди множества имен на ней написано: «Мария Башкирцева».