Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

ПЕВЕЦ РУССКОЙ ТЕМЫ

К 150-летию со дня рождения русского композитора

Александра Тихоновича Гречанинова

(1864 – 1954)

Гречанинов 3.jpgБыло в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой. Но более всего он отличался той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые и определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей.

Творческое наследие Гречанинова огромно - более 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к семи драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей.

Музыка Гречанинова пользовалась популярностью во все времена, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов и А. Нежданова. Однако творческая биография композитора складывалась трудно. Он был одним из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». А. Гречанинов родился в 1864 г. в семье московского купца. По его собственным словам, фортепиано он впервые увидел в возрасте четырнадцати лет. До этого мальчик слышал только оркестрион, гитару, церковное пение и народные городские романсы.

Родители были категорически против его занятий музыкой, поэтому мальчику пришлось самому готовиться к поступлению в консерваторию. Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья. Позднее церковные песнопения стали первыми жанрами, в которых композитор испробовал свои силы, а впоследствии самыми популярными жанрами его творчества.

Не закончив обучение в гимназии, он в1881 г. стал студентом Московской консерватории.

Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет, зато успел поучиться и в Москве - у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге - у Римского-Корсакова. У Римского-Корсакова по классу композиции Гречанинов проучился три года. Его экзаменационной работой стала кантата «Самсон». По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге. Однако постоянной работы по профессии для него не нашлось, и он решил вернуться в Москву. Здесь появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми. Позже его пригласили преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных. Там он успешно сотрудничал с детским хоровым классом, а так же руководил детским хором в школе Т.Л. Беркман. Для своих маленьких учеников Гречанинов сочинил массу высококачественной фортепианной и хоровой музыки. Большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты, это сборники «Аи, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка» и «Ладушки».

Произведения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского и Римского-Корсакова. Это влияние явственно выступает в опере-былине «Добрыня Никитич» (1895 - 1901). В начале 90-х годов Гречанинов выступает как более самостоятельный композитор, но в конце периода в его творчестве проявилось влияние модернистов, в частности К. Дебюсси. Безоглядным «модернистом» доморощенного типа он не стал, но в сочинениях 1909-1910 годов в его музыке начали отчетливо проявляться новые мотивы. Наиболее яркое выражение они нашли в опере-мистерии «Сестра Беатриса» по Метерлинку. Опере предшествовали написанные в новом стиле вокальные циклы и романсах «Сентябрь и октябрь», «Осенние мотивы». В сравнении с «Добрыней», «Сестра Беатриса» явилась более значительным событием в творчестве Гречанинова. Вместе с вокальными и инструментальными произведениями этого периода, опера выразила естественное тяготение композитора к «новым берегам».

Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 г. явилась музыка к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает об этом событии в своей биографии. У него были сильные сомнения - можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку». В итоге он последовал данному К. Станиславским совету: сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам. Этот новый и оригинальный подход к музыке в драматическом спектакле имел большой успех.

Революцию композитор принял с восторгом. Он даже создал в ее честь «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Это был не первый патриотический опыт, еще в 1905 г. Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана. Но отрезвление пришло быстро. После ноябрьских событий в Москве он писал: «Москва ранена, святотатственно оскорблена ее святыня. Без боли в сердце невозможно сейчас думать о Москве. Успенский собор с зияющими отверстиями в куполе, Беклемишева башня - без головы…. Одно зло родит другое, и не видно конца всем ужасам». Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее, он не потерял бодрости духа и продолжал работать: в дни большевистского восстания в Москве, под звуки выстрелов сочинялась литургия, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920-м началась работа над Третьей симфонией, в 1923-м - над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, выезжал с авторскими концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова, в праздновании приняли участие известный церковный хор И.И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку. Больше в Россию он не вернулся, хотя сохранял советский паспорт и, заботясь об оставшихся в России близких, старался ни в чем не нарушить лояльности по отношению к советской власти.

    Гречанинов.jpgС 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года. В зарубежном периоде творчества Гречаниновым были написаны: Четвертый квартет, Второе фортепианное трио, две фортепианных сонаты, вокальные циклы «Последние цветы» (по Пушкину), три элегии на стихи Баратынского, «Римские сонеты» на стихи Вячеслава Иванова. Одно из своих последних крупных произведений кантату «К победе» - композитор посвятил в 1943 г. победам Советской армии на фронтах Второй мировой войны.

Более полную информацию о жизни и творчестве А.Т. Гречанинова можно получить, прочитав книгу Томпаковой О. «Певец русской темы» (Санкт-Петербург, 2007). Ольга Токмакова представляет Гречанинов как композитора особой формации, человеком из народа, сумевшего силой своего таланта подняться до вершин искусства и завоевать мировое признание. Народная песенность, столь характерная для русской музыки, составляет главную притягательную силу и обаяние многочисленных произведений А.Т. Гречанинова.

Музыка «эмигранта» Гречанинова, посмевшего писать духовные произведения, враждебно игнорируемая в десятилетия «тотального режима», ныне возвращается к россиянам.

В фондах фонотеки нашего отдела собраны редчайшие аудиозаписи гениального композитора. Записи доступны для прослушивания всем пользователям библиотеки.

Произведения, рекомендованные для прослушивания:

Гречанинов А. Демественная литургия: соч. 79 / исполн. Российский гос. симф. хор и оркестр; дир. В. Полянский. - Англия, 1995. -

(Инв. № - 10753 – НОТ);

Гречанинов А. Романсы / исполн. И. Просаловская, сопрано. - Москва, 1985. – (Инв. № 5246 – НОТ);

Гречанинов А. Симфония N 2: оp. 27 «Пасторальная». Месса «Et in terra pax»: оp. 166 / исполн. А. Образцов, Л. Голуб, Российская гос. симф. капелла, Российский гос. симф. оркестр; дир. В. Полянский. - EU, 1996. –

(Инв. № 9396 – НОТ);

Романсы Танеева, Метнера, Гречанинова, Свиридова / исполн. А. Федоссев, партия ф-но З. Зубравская. - Москва, 1978. - (Инв. № 2039 – НОТ);

Романсы русских композиторов: Гречанинов, Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Рахманинов, Шостакович, Мусоргский / исполн. Б. Христов, Н. Гюзелев, - Болгария, 1994. – (Инв. № 5718 – НОТ).

Информацию подготовила главный библиотекарь НОТ А.И. Иллич.



Ждём Вас!

государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина"

г.Краснодар, ул. Красная, дом 8

в отделе ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33



Дополнительные услуги отдела:

- Копирование информации на компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты.