Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
ПЕВЕЦ РУССКОЙ ТЕМЫ К 150-летию со дня рождения русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова (1864 – 1954) Творческое наследие Гречанинова огромно - более 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к семи драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью во все времена, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов и А. Нежданова. Однако творческая биография композитора складывалась трудно. Он был одним из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». А. Гречанинов родился в 1864 г. в семье московского купца. По его собственным словам, фортепиано он впервые увидел в возрасте четырнадцати лет. До этого мальчик слышал только оркестрион, гитару, церковное пение и народные городские романсы. Родители были категорически против его занятий музыкой, поэтому мальчику пришлось самому готовиться к поступлению в консерваторию. Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья. Позднее церковные песнопения стали первыми жанрами, в которых композитор испробовал свои силы, а впоследствии самыми популярными жанрами его творчества. Не закончив обучение в гимназии, он в1881 г. стал студентом Московской консерватории. Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет, зато успел поучиться и в Москве - у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге - у Римского-Корсакова. У Римского-Корсакова по классу композиции Гречанинов проучился три года. Его экзаменационной работой стала кантата «Самсон». По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге. Однако постоянной работы по профессии для него не нашлось, и он решил вернуться в Москву. Здесь появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми. Позже его пригласили преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных. Там он успешно сотрудничал с детским хоровым классом, а так же руководил детским хором в школе Т.Л. Беркман. Для своих маленьких учеников Гречанинов сочинил массу высококачественной фортепианной и хоровой музыки. Большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты, это сборники «Аи, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка» и «Ладушки». Произведения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского и Римского-Корсакова. Это влияние явственно выступает в опере-былине «Добрыня Никитич» (1895 - 1901). В начале 90-х годов Гречанинов выступает как более самостоятельный композитор, но в конце периода в его творчестве проявилось влияние модернистов, в частности К. Дебюсси. Безоглядным «модернистом» доморощенного типа он не стал, но в сочинениях 1909-1910 годов в его музыке начали отчетливо проявляться новые мотивы. Наиболее яркое выражение они нашли в опере-мистерии «Сестра Беатриса» по Метерлинку. Опере предшествовали написанные в новом стиле вокальные циклы и романсах «Сентябрь и октябрь», «Осенние мотивы». В сравнении с «Добрыней», «Сестра Беатриса» явилась более значительным событием в творчестве Гречанинова. Вместе с вокальными и инструментальными произведениями этого периода, опера выразила естественное тяготение композитора к «новым берегам». Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 г. явилась музыка к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает об этом событии в своей биографии. У него были сильные сомнения - можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку». В итоге он последовал данному К. Станиславским совету: сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам. Этот новый и оригинальный подход к музыке в драматическом спектакле имел большой успех. Революцию композитор принял с восторгом. Он даже создал в ее честь «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Это был не первый патриотический опыт, еще в 1905 г. Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана. Но отрезвление пришло быстро. После ноябрьских событий в Москве он писал: «Москва ранена, святотатственно оскорблена ее святыня. Без боли в сердце невозможно сейчас думать о Москве. Успенский собор с зияющими отверстиями в куполе, Беклемишева башня - без головы…. Одно зло родит другое, и не видно конца всем ужасам». Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее, он не потерял бодрости духа и продолжал работать: в дни большевистского восстания в Москве, под звуки выстрелов сочинялась литургия, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920-м началась работа над Третьей симфонией, в 1923-м - над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, выезжал с авторскими концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова, в праздновании приняли участие известный церковный хор И.И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку. Больше в Россию он не вернулся, хотя сохранял советский паспорт и, заботясь об оставшихся в России близких, старался ни в чем не нарушить лояльности по отношению к советской власти. Более полную информацию о жизни и творчестве А.Т. Гречанинова можно получить, прочитав книгу Томпаковой О. «Певец русской темы» (Санкт-Петербург, 2007). Ольга Токмакова представляет Гречанинов как композитора особой формации, человеком из народа, сумевшего силой своего таланта подняться до вершин искусства и завоевать мировое признание. Народная песенность, столь характерная для русской музыки, составляет главную притягательную силу и обаяние многочисленных произведений А.Т. Гречанинова. Музыка «эмигранта» Гречанинова, посмевшего писать духовные произведения, враждебно игнорируемая в десятилетия «тотального режима», ныне возвращается к россиянам.
В фондах фонотеки нашего отдела собраны редчайшие аудиозаписи гениального композитора. Записи доступны для прослушивания всем пользователям библиотеки.
Произведения, рекомендованные для прослушивания:
Гречанинов А. Демественная литургия: соч. 79 / исполн. Российский гос. симф. хор и оркестр; дир. В. Полянский. - Англия, 1995. - (Инв. № - 10753 – НОТ);
Гречанинов А. Романсы / исполн. И. Просаловская, сопрано. - Москва, 1985. – (Инв. № 5246 – НОТ);
Гречанинов А. Симфония N 2: оp. 27 «Пасторальная». Месса «Et in terra pax»: оp. 166 / исполн. А. Образцов, Л. Голуб, Российская гос. симф. капелла, Российский гос. симф. оркестр; дир. В. Полянский. - EU, 1996. – (Инв. № 9396 – НОТ);
Романсы Танеева, Метнера, Гречанинова, Свиридова / исполн. А. Федоссев, партия ф-но З. Зубравская. - Москва, 1978. - (Инв. № 2039 – НОТ);
Романсы русских композиторов: Гречанинов, Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Рахманинов, Шостакович, Мусоргский / исполн. Б. Христов, Н. Гюзелев, - Болгария, 1994. – (Инв. № 5718 – НОТ).
Информацию подготовила главный библиотекарь НОТ А.И. Иллич.
Ждём Вас! государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина" г.Краснодар, ул. Красная, дом 8
в отделе ежедневно, кроме пятницы с 9.30 до 19.00 часов. Тел. (861) 268-09-33
Дополнительные услуги отдела: - Копирование информации на компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере. - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты. |