Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Монументы Российской империи История памятников Российской империи ведется с XVIII века. Памятники возводились во славу Божию (церкви, часовни, кресты), и были посвящены историческим событиям. Например, храм Василия Блаженного возведен в память взятия Казани, а Казанский собор посвящен освобождению Москвы от поляков в 1612 году.
Петр I (1672-1725) разрушил изоляцию России от остального мира, начав перестраивать страну на европейский лад. Среди многих нововведений он хотел привнести и памятники. Восславить в камне и бронзе Петр I хотел себя и свое царствование. Но, к сожалению, по разным причинам за годы его царствования не появилось ни одного российского памятника. Только в царствование Екатерины II (1729-1796) был установлен «Медный всадник» - знаменитый памятник в Санкт-Петербурге (скульптор Фальконе Э.-М., 1782) и ряд других памятников, посвященных Петру I и его победам. В книге А. Кагановича «Медный всадник» (Л., 1982) приводится ряд интересных подробностей, связанных с историей создания этого памятника.
Массово памятники появляются в эпоху 1770-1825 гг. Большая их часть ставится в память визитов Екатерины II, Павла I или Александра I, в честь побед над турками и шведами и в честь полководцев того времени – Румянцева, Суворова, Потемкина, Орлова. Лучшие скульпторы этого времени – Фальконе Э.-М., Мартос И.П., Рашетт, Козловский М.И. Книга Л.А. Вагнера «…Вхожу, ваятель, в твою мастерскую» (М., 1976) расскажет об этих и других замечательных скульпторах.
Но особенно богаты монументами императорские резиденции – Царское Село, Павловск, Петергоф. В окрестностях Москвы это Архангельское, Кузьминки, Кунцево, Остафьево. Большинство усадебных памятников представляло собой обелиски и колонны. Первый из них – Морейская колонна в честь победы русских войск на полуострове Морея в Средиземном море –появился в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Но усадебные памятники в основном были посвящены царствующим особам, сановникам, хозяевам усадеб и их родственникам. Каждая усадьба имела свою историю и время расцвета. Поэтому Царское Село заполнено колоннами 1770-х, Павловск – скульптурами 1810-х, Кузьминки – памятниками 1840-х. В отделе читателю предложат альбомы, рассказывающие почти о любой усадьбе.
Император Николай I (1796-1855) в годы своего правления стал инициатором сооружения многих памятников и сам утверждал их проекты. Наряду с Мартосом и Гильбертом, известными становятся скульпторы Орловский Б.И., Клодт П.К., Демут-Малиновский В.И. и другие. В тематике большое внимание уделяется современной эпохе, прославляется война 1812 года и ее герои, победоносные войны с Турцией и Польшей. Николай I также увековечивает далекое прошлое, устанавливаются памятники Владимиру, Дмитрию Донскому, Ермаку, Сусанину. Не забыты и державные предшественники – Петр I, Екатерина II, Павел I, Александр I. Появляются первые монументы деятелям науки и культуры Ломоносову М.В., Державину Г.Р., Крылову И.А., Карамзину Н.М. В 1835 году создана первая крупная программа по установке единого комплекса памятников. Николай I распорядился соорудить ряд монументов на местах главных боев 1812 года. Предполагалось поставить шестнадцать монументов, но из-за нехватки средств, выполнено было только семь, среди них монументы в Бородино, в Смоленске и Ковно, Ярославце и Красном селе.
С вступлением на престол Александра II (1818-1881) в процессе установки памятников наступило затишье, одна из причин которого – проигранная Крымская война. Но те немногие памятники, которые были созданы в 1855-1880 годах, очень значимы для России. Это уникальный памятник Тысячелетия России в Новгороде, Николаю I и Екатерине II в Москве, памятник А.С. Пушкину в Москве и другие. Созданием памятников интересуется все общество, проводятся конкурсы проектов. Так, конкурс проектов первого московского памятника А.С. Пушкину проводился трижды, а открытие памятника стало главным событием 1880 года.
В царствование Александра III (1845-1894) в России наступило политическое спокойствие и начался экономический рост. Сразу стало появляться и много новых памятников. Над их проектами работают талантливые художники, скульпторы, архитекторы. Это Микешин М.О., Опекушин А.М., Антокольский М.М., Шредер И.Н., Лаверецкий Н.А. Гримм Д.И., Беклемишев В.А., Забелло П.П., Шервуд В.О., Чижов М.А. и др. Среди скульптурных монументов выделяются памятники Екатерине II в Симферополе и Екатеринодаре, Лермонтову в Пятигорске, Нахимову и Корнилову в Севастополе. Особенно много монументов ставится Александру II, жестокое убийство которого потрясло все российское общество. Подробнее о скульпторах России и их произведениях читатели узнают из книги Дорониной Л.Н. «Мастера русской скульптуры XVIII-XIX веков» (М., 2008).
В конце XIX века получили распространение полковые памятники. Это были небольшие монументы, сооруженные за счет воинских частей и посвященные героям-предкам. В это же время на полях сражений устанавливаются единые комплексы монументов и памятных знаков.
Начало XX века совпало с революцией 1905 года, по стране прошла волна политического террора, и в 1905-1907 годах почти нет новых памятников, а многие, уже готовые, стоят в деревянных чехлах. В последующие годы число установленных памятников опять возросло, т.к. одна за другой проходят юбилейные кампании. В 1909 году отмечалось двухсотлетие Полтавской битвы, в 1910 году юбилей взятия Выборга, Риги и Равеля, в 1912 году столетие Отечественной войны, в 1913 трехсотлетие Дома Романовых. Только на Бородинском поле было поставлено 36 новых памятников, что позволило ему выйти на второе место (после Петербурга) по количеству монументов. Среди монументов – памятник на месте командного пункта Кутузова, памятник Конному и Кавалергардскому полкам. В эти годы появилось много и других монументов – Александру III в Петербурге, Гоголю и Скобелеву в Москве, Столыпину в Киеве и др. Но началась мировая война, разработка и установка новых памятник заметно замедлилась и почти прекратилась. В 1915-1916 годах открывшихся памятников были единицы, а последним из монументов Российской империи стал обелиск героям мировой войны, открытый в Вязьме в 1916 году (автор неизвестен). В феврале 1917 года Российская империя прекратила свое существование, дальше это была уже другая страна…. К сожалению, многие памятники прошлого не сохранились по разным причинам, многие из них восстановлены впоследствии, а многие остались только в документах, картинах, на фото. В книге Сокол К.Г. «Монументы империи» (М., 2001) читатель найдет интересные и достоверные сведения как об утерянных памятниках, так и о существующих до наших дней.
Отдел литературы по искусству предлагает читателям и другие книги и альбомы, где читатель найдет красочные фото памятников, узнает историю их появления, а также имена тех, кто трудился над их созданием.
Материал подготовила ведущий библиотекарь
отдела литературы по искусству Гавриш Т. В.
Ждем Вас ежедневно с 9.30 до 19.00 час.
(выходной – пятница и последний день месяца)
Телефон 268-03-06 доп. 123 Дополнительные услуги отдела:
· Копирование информации с использованием сканера (формат А 4)
· Электронный набор тенстор (машинописного, рукописного) сотрудником отдела
· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)
· Поиск информации по искусству в Интернете
· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки
|