Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Николин день. Образ святого Николая в русской иконописи

19 декабря совершается празднование памяти святителя Николая Чудотворца. Фонд отдела литературы по искусству богат альбомами древнерусской иконописи, что позволило представить на выставке, оформленной к Николину дню, многочисленные варианты изображения св. Николая.

Особый круг образов древнерусской иконописи составляют изображения святых. Сочетание житейской достоверности и духовной высоты – характерные черты образов святых, созданных русскими иконописцами.

001.jpgНиколай Мирликийский, живший в IV веке епископ города Миры в Ликии (Малая Азия), был и остаётся самым почитаемым на Руси святым. Народ чтил византийского святого Николая, или Николу (так его называли на Руси), как защитника от различных бедствий и помощника в трудных обстоятельствах, называл его «чудотворцем», «скорым в помощи», «заступником роду крестьянского», верил, что Никола поможет в трудном пути, спасёт от разбушевавшейся водной стихии.

002.jpgНиколин день – день памяти св. Николая – отмечается дважды: 6 (19) декабря в день его кончины (Никола Зимний) и 9 (22) мая (Никола Вешний) в честь перенесения мощей святого из Мир Ликийских, занятых мусульманами, в итальянский город Бари.

Иконографический канон, сложившийся в Византии, сохранил портретные черты высоколобого старца в епископском облачении с «ангельским ликом, исполненным святости», как сказано в житии. Следуя канону, русские иконописцы создали немало прекрасных произведений с образом святого, полного мудрости и духовной чистоты. Интересный факт: в 1953 году во время реставрационных работ в храме города Бари прошло освидетельствование мощей св. Николая. Было установлено, что святой умер в возрасте 70–80 лет. В составленном учёными антропологическом портрете святого проявилось большое сходство его облика с русскими иконописными образцами.

В древнерусской иконописи святой Николай всегда изображался в епископском облачении – фелони, с коротко подстриженной белой бородой, открытым высоким лбом, указывающим на необычайную мудрость святого, и благословляющим жестом правой руки. Неотъемлемым атрибутом икон св. Николая является омофор (длинная широкая полоса ткани с изображениями крестов, возлагаемая на плечи поверх всех облачений) и Евангелие в левой руке – также символ принадлежности к епископскому сану.

003.jpgДревнейшей сохранившейся русской иконой св. Николая Чудотворца считается новгородская икона середины XIII века из Свято-Духова монастыря, находящаяся сейчас в собрании Русского музея. Лик святого с высоким лбом во многом сохранил византийскую строгость, он поражает аскетичностью, духовной силой, работой мысли. Но красочность и нарядность, идущие от народного искусства, смягчили суровость облика, превратив строгого византийского святого в русского Николу, которому приписывалось участие в повседневных делах и заботах людей.

004.jpgИкона «Никола Липенский» сохранила подпись художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что делает её совершенно уникальным памятником. Колоссальная фигура Николы плотно вписана в середину иконы (средник), что придаёт изображению особенную внушительность. Одной из самых узнаваемых примет икон Николая Чудотворца (она присуща и иконе «Никола Липенский») считается изображение «никейского чуда». Справа и слева от нимба святого в медальонах, на облаках или просто на фоне иконописец пишет фигуры Спасителя с Евангелием в руках и Богородицы с омофором. Это почерпнутый из жития святого рассказ о возвращении ему епископских регалий после «заушения» (удара по щеке) еретика Ария на I Вселенском соборе в Никее. Святитель Николай Мирликийский был особо выделен среди епископов тем, что знаки епископского достоинства – Евангелие и омофор – были возвращены ему непосредственно из рук Христа и Богоматери. На рассматриваемой иконе святой утратил присущую византийским образцам суровость фанатического отца церкви, перед нами добрый русский святитель. Необычно для византийских икон и обилие орнаментальных мотивов. Одеяние и даже нимб святителя декорированы тончайшим орнаментом.

005.jpgС XIV века в русской иконописи широкое распространение получили житийные иконы св. Николая. Житийные иконы – композиции, представляющие собой ряд сцен-клейм по периметру изображения святого. Они повествуют о главных событиях жизни святого, о мучениях, которые он принял, о чудесах, прославивших его имя. Житийные иконы получили на Руси широкое распространение. Их любили, они совмещали в себе два важных момента – молитвенное общение, поклонение образу святого, помещённому в средник, и возможность получить наглядное представление о жизни святого.

В древнерусских житийных иконах существуют различные иконографические типы святого Николая. Большой популярностью пользовалась иконография образа, восходящая к древнейшей иконе Николая Зарайского: фигура святого изображалась в рост с разведёнными в стороны руками; правой рукой святой благословляет, в левой держит открытое или закрытое Евангелие и плат. Существует версия, что такое изображение святого восходит к образу на древней чудотворной иконе, перенесённой в Зарайск.

006.jpgИкона «Николай Зарайский с житием» московской иконописной школы представляет распространённый в древнерусской живописи тип житийной иконы. Пространство средника, в котором изображён святой, окружено чередой отдельных сцен (клейм). В них рассказано об основных событиях жизни Николы и чудесах. Особенно часто иллюстрировались чудеса, в которых святой выступал как спаситель от гибели на море, от неправедного суда, как борец с бесами и помощник нуждающимся. Св. Николай изображён в епископском облачении, держащим Евангелие в левой руке и благословляющим правой. По сторонам в круглых медальонах: Христос, протягивающий ему Евангелие, и Богоматерь, подающая омофор.

007.jpgНиколу Можайского также изображали в рост, в правой руке у святого меч, а в левой – модель обнесённого стеной храма – «града». Иконография Николы Можайского восходит к деревянной скульптуре, находившейся в Никольском соборе города Можайска. По преданию, во время нашествия войск хана Батыя на Можайск защитникам города в небе было явление грозного Николы с «мечом и градом» в руках. Устрашённые этим знамением, враги сняли осаду, а жители города изготовили в память о видении резное деревянное изображение святителя.

008.jpgНикола Великорецкий изображался погрудно, правая рука в жесте благословения, в левой – закрытое Евангелие. Считается, что иконографический тип погрудного или поясного изображения святого, восходящий к древним византийским иконам, воспроизводит чудотворную икону, «явившуюся» на Вятке при реке Великой в 1383 году. Иконы с погрудным изображением св. Николая, окружённого полуфигурами избранных святых, получили широкое распространение в иконописи Русского Севера. Их отличительную особенность составляет красный фон средника, акцентирующий внимание на лике святого.

009.jpgВ собрании Третьяковской галереи хранится икона св. Николая, которая, согласно преданию, явилась московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и надеждой согрела сердце его. В эпоху тяжёлых испытаний не случайно обращение именно к этому святому – «скорому на помощь» и на живое сочувствие. И эта постоянная помощь, всегда безотказная, породила ответную волну признательности всенародной, любви и почитания. В этой любви, в глубоком постижении личности мудрого и кроткого Чудотворца из Мир Ликийских большую роль сыграли его яркие образы, созданные древнерусскими иконописцами. Образ Николая Чудотворца и поныне остаётся живым и притягательным, заслуживающим углублённого изучения и включения в духовную практику общества.

Изображения Николая Чудотворца, представленные на сайте, и сведения об иконографическом каноне взяты, в основном, из следующих изданий:

Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева : альбом / авт.-сост. А.А. Салтыков. - 2-е изд. - Л. : Художник РСФСР, 1989. - 262 с. : ил. - (Художественные музеи Российской Федерации). - Библиогр.: с. 56-59.

85.14(2); 75С; М 895 (Б1901502-ОИ)

Новгородская икона XII-XVII веков : альбом / авт.-сост. В.К. Лаурина, В.А. Пушкарев. - Л. : Аврора, 1983. - 342 с. : ил.

75С; Н 726 (Б1674441-ОИ)

Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве : [материалы и исслед.] / Межрегион. науч. проблем. об-ние по изучению худож. культуры Рус. Севера [и др. ; ред. Е. Н. Хрущева]. - М. : М.Сканрус, 2007. - 256, XL с. : ил.

85.14(2); 75С; П 656 (Б2145161-ОИ)

Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / сост. А. Ю. Астахов. - М. : Белый город, 2007. - 544 с. : ил.

85.14(2); 75С; Р 892 (Б2155568-ОИ)

Русские житийные иконы XVI - начала ХХ века / Гос. Эрмитаж. - СПб. : Славия, 1999. - 168 с.

85.14(2); 75С; Р 893 (Б2081603-ОИ)

Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии : [альбом] / [авт. текста М. В. Басова]. - М. : Белый город, 2006. - 303 с. : ил.

85.14(2); 75С; Р 895 (Б2143023-ОИ)

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е. Н. Трубецкой. - М. : Белый город, 2006. - 431 с. : в основном цв. ил. - (Русская иконопись). - Указ.: с. 420-431.

85.14(2); 75С; Т 77 (Б2141686-ОИ)

Энциклопедия православной святости : В 2 т. / авт.-сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов. - М. : Лик-пресс ; Ниола 21-й век. - Т.2. - 2003. - 368 с. : ил.

86.3 я2; 2(083); Э 687 (Б2103458-ОИ)

Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем

отдела литературы по искусству.



Ждём Вас!

государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина"

г.Краснодар, ул. Красная, дом 8

ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33



Дополнительные услуги:

- Копирование информации на компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты.