Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Земля, дом, семья в русской прозе ХIХ века

Семья на Руси считалась изначальным, Богом данным естеством, своего рода малой церковью, где ребенок получал первичное духовное образование, усваивал нормы поведения и нравственности.

На выставке, организованной библиотекой им. А.С. Пушкина, представлены произведения русской прозы XIX века о традициях и обычаях русской семьи.

В.Г. Белинский в свое время писал: «…кто хочет узнать какой- нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его в семейном, домашнем быту». Не случайно именно в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (М., 2005) критик усматривал широкую картину отражения русской жизни.

В «Евгении Онегине» мир, созданный Пушкиным, хранит в себе старинные славянские традиции семьи и отображает назревающие новые семейные отношения в России после Отечественной войны 1812 года. В романе постоянно функционирует архетип семьи, создавая сюжетный контекст и развивая особую глубину конфликта.

В центре романа И.А. Гончарова «Обрыв» (М., 1970) – две женщины – Вера (внучка) и Татьяна Марковна Бережкова (бабушка). Вера представляла собой новый тип русской женщины, сформированной под влиянием идей переломной эпохи, бабушка Татьяна Марковна – олицетворение патриархальной России.

Л.Н. Толстой видел всему начало в семье, а в ее укреплении он усматривал крепость государства, сохранение его национальных традиций, залог надежности и долговечности. Насколько серьезно относился Толстой к проблеме семьи и семейных отношений можно судить по тому, что тема «дома» была в центре внимания писателя с самого начала его творчества.

В семейном романе «Анна Каренина» (М., 2012) Л.Н. Толстой проявляет себя, прежде всего как человек, стоящий на православных позициях, а затем уже как величайший психолог, описывающий тончайшие движения души человека, осмысливающий те душевные порывы, которые овладевают людьми и кардинально меняют их жизнь. Вместе с тем он выступает и в качестве философа, социолога, отражающего противоречия семейной жизни как противоречия общества и страны в целом.

Тема семьи волновала и М.Е. Салтыкова-Щедрина, широко известного писателя-сатирика. В центре романа «Господа Головлевы» (Кишинев, 1985) дворянская семья Головлевых представлена как некий обобщенный образ, воплотивший в себя противоречия предреформенной и пореформенной России. В произведении автор указывает на начало конца существования людей, заразившихся бездуховностью. Щедрин отклоняет традицию поисков положительных типов в привилегированной среде, «заняв по отношению к ней позицию беспощадного отрицания».

И.С. Тургенев, философски осмысливая происходящее в человеческом обществе, постоянно сталкивает противоположности, таким образом, пытаясь найти истину. Каждый из героев его романа «Отцы и дети» (М., 1983) «проверяется» отношением к дому, родовому гнезду. Один из источников внутреннего разлада и разлада с миром у Базарова — это отсутствие глубокого чувства «укорененности», которое позволяет осознавать себя значимым звеном в цепи поколений.

Ф.М. Достоевский - гениальный художник и блестящий психолог - показывает мир отдельного человека не как микромир, а как макрокосмос: душа человека, затерянного в огромном доме, в еще большем Петербурге и необъятном мироздании, тоскует по родной душе, по пространству вечности. В романе «Преступление и наказание» (М, 2003) он заставляет читателя уверовать в то, что главное для человека - это храм души, который он обретает через страдания, и это будет самый первый дом, который он построит.

Историческая конкретность семьи состоит в том, что она меняется вместе со временем и приспосабливается к меняющимся общественным отношениям. В русской литературе коренится нравственное начало народа, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознавать роль наследников.

Информацию подготовила библиотекарь отдела городского абонемента Н.А. Парахонская.


Ждем Вас в отделе городского абонемента.

Отдел работает с 11 до 19 часов.

Выходной – пятница.

Телефон 8(861) 268-52-49


Дополнительные услуги отдела

- Продление сроков пользования литературой по телефону.

- Прием заявок на литературу, временно отсутствующую в фонде отдела по причине «выдана другому читателю».