Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Земля, дом, семья в русской прозе ХIХ века

Семья на Руси считалась изначальным, Богом данным естеством, своего рода малой церковью, где ребенок получал первичное духовное образование, усваивал нормы поведения и нравственности.

На выставке, организованной библиотекой им. А.С. Пушкина, представлены произведения русской прозы XIX века о традициях и обычаях русской семьи.

В.Г. Белинский в свое время писал: «…кто хочет узнать какой- нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его в семейном, домашнем быту». Не случайно именно в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (М., 2005) критик усматривал широкую картину отражения русской жизни.

В «Евгении Онегине» мир, созданный Пушкиным, хранит в себе старинные славянские традиции семьи и отображает назревающие новые семейные отношения в России после Отечественной войны 1812 года. В романе постоянно функционирует архетип семьи, создавая сюжетный контекст и развивая особую глубину конфликта.

В центре романа И.А. Гончарова «Обрыв» (М., 1970) – две женщины – Вера (внучка) и Татьяна Марковна Бережкова (бабушка). Вера представляла собой новый тип русской женщины, сформированной под влиянием идей переломной эпохи, бабушка Татьяна Марковна – олицетворение патриархальной России.

Л.Н. Толстой видел всему начало в семье, а в ее укреплении он усматривал крепость государства, сохранение его национальных традиций, залог надежности и долговечности. Насколько серьезно относился Толстой к проблеме семьи и семейных отношений можно судить по тому, что тема «дома» была в центре внимания писателя с самого начала его творчества.

В семейном романе «Анна Каренина» (М., 2012) Л.Н. Толстой проявляет себя, прежде всего как человек, стоящий на православных позициях, а затем уже как величайший психолог, описывающий тончайшие движения души человека, осмысливающий те душевные порывы, которые овладевают людьми и кардинально меняют их жизнь. Вместе с тем он выступает и в качестве философа, социолога, отражающего противоречия семейной жизни как противоречия общества и страны в целом.

Тема семьи волновала и М.Е. Салтыкова-Щедрина, широко известного писателя-сатирика. В центре романа «Господа Головлевы» (Кишинев, 1985) дворянская семья Головлевых представлена как некий обобщенный образ, воплотивший в себя противоречия предреформенной и пореформенной России. В произведении автор указывает на начало конца существования людей, заразившихся бездуховностью. Щедрин отклоняет традицию поисков положительных типов в привилегированной среде, «заняв по отношению к ней позицию беспощадного отрицания».

И.С. Тургенев, философски осмысливая происходящее в человеческом обществе, постоянно сталкивает противоположности, таким образом, пытаясь найти истину. Каждый из героев его романа «Отцы и дети» (М., 1983) «проверяется» отношением к дому, родовому гнезду. Один из источников внутреннего разлада и разлада с миром у Базарова — это отсутствие глубокого чувства «укорененности», которое позволяет осознавать себя значимым звеном в цепи поколений.

Ф.М. Достоевский - гениальный художник и блестящий психолог - показывает мир отдельного человека не как микромир, а как макрокосмос: душа человека, затерянного в огромном доме, в еще большем Петербурге и необъятном мироздании, тоскует по родной душе, по пространству вечности. В романе «Преступление и наказание» (М, 2003) он заставляет читателя уверовать в то, что главное для человека - это храм души, который он обретает через страдания, и это будет самый первый дом, который он построит.

Историческая конкретность семьи состоит в том, что она меняется вместе со временем и приспосабливается к меняющимся общественным отношениям. В русской литературе коренится нравственное начало народа, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознавать роль наследников.

Информацию подготовила библиотекарь отдела городского абонемента Н.А. Парахонская.


Ждем Вас в отделе городского абонемента.

Отдел работает с 11 до 19 часов.

Выходной – пятница.

Телефон 8(861) 268-52-49


Дополнительные услуги отдела

- Продление сроков пользования литературой по телефону.

- Прием заявок на литературу, временно отсутствующую в фонде отдела по причине «выдана другому читателю».