Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Я служил на пользу России

словом и делом

герцен.jpgОгромно и многосторонне литературное творчество Александра Ивановича Герцена. В наследие нам он оставил классические художественные и философские произведения. Его публицистика сыграла громадную роль в политической борьбе эпохи. Навсегда сохраняют свою ценность работы Герцена по истории русской общественной мысли и русской литературы.

Беллетрические произведения А.И. Герцена занимают по своему объему сравнительно скромное место, и тем не менее, значение его художественной прозы трудно переоценить.

Герцен создал художественный мир со своими героями, конфликтами и сюжетами, в основе которого лежит не столько житейская обыденность, сколько глубокая историческая идея навеянная его эпохой.

В пантеон русской литературы Герцен вошел прежде всего как автор художественных мемуаров «Былое и думы» - уникального литературного памятника XIX века. Это произведение заключает в себе огромное богатство и сочетание самых различных жанровых форм. Это и гигантская историческая эпопея, охватывающая собой важнейшие дела и события русской и европейской жизни – от войны 1812 года до кануна Парижской коммуны; и глубоко личная автобиографическая исповедь; и замечательная по своей художественности портретная галерея современников.

Итогом художественных исканий писателя в раннем периоде его творчества можно считать повесть «Записки одного молодого человека» (Рассказы и повести. М., 1988),в которой Герцен рисует образ русского интеллигента 30-х годов XIX века.

Роман Герцена «Кто виноват?» создавался почти шесть лет, печатался в «Отечественных записках», а в 1847 году вышел отдельным изданием в качестве приложения к журналу «Современник». Вопрос поставленный в названии романа – кто виноват? - стал определяющим для целого этапа развития русского реализма. Недаром поиски ответа на герценовский вопрос занимали выдающихся русских мыслителей – от Чернышевского и Некрасова до Толстого и Достоевского.

Тема борьбы с крепостным правом как основным социальным злом русской действительности пронизывает роман Герцена. Все остальные проблемы, затрагиваемые в разной степени писателем - проблема семьи и брака, положение женщины, вопросы воспитания, тема русской интеллигенции – служили лишь частными формами преломления этой основной темы произведения.

Его повести и рассказы, написанные после романа «Кто виноват?», являются своеобразным развитием и дополнением общих и частных идей, высказанных в этой книге.

«Сорока-воровка» - самая известная повесть Герцена. Это маленькое по объему – каких-нибудь двадцать страниц – произведение очень емко и значительно по своей проблематике.

Автор продолжает сложившуюся в русской повести еще с 1820-х годов традицию изображения двусмысленного положения людей из низов, образованных и воспитанных по прихоти хозяев, но не получивших никаких прав. В основу сюжета повести положена рассказанная М.С. Щепкиным история крепостной актрисы театра графа С.М. Каменского.

Созданный писателем образ актрисы говорит о силе и талантливости русского народа, о его непреодолимом стремлении к независимости, о тех неиссякаемых творческих возможностях, которые в нем заложены.

В «Докторе Крупове» особенно наглядно проявилось дарование Герцена-сатирика. Повесть написана от первого лица как исповедь старого доктора-скептика и материалиста. Благодаря необычайному таланту писателя, у которого, по словам Белинского, «весь талант ушел в ум», это произведение - беспощадный, острый памфлет.

Стиль Герцена представляет собой удивительное и своеобразное сочетание лирики и сатиры, пафоса и публицистики, слез и смеха. В этом смысле он был одним из самых оригинальных последователей Гоголя. В его прозе наряду со строгим реализмом социального видения и обобщения есть искреннее, романтическое «стремление к бесконечному», к идеалу, те «добрые мечтания», которые и составляют живую душу писателя.