Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Русский музыкальный новатор
В 1852 году Мусоргский начал обучение в военной школе. Занятий музыкой он не оставил, и этот творческий период подарил миру музыкальную пьесу «Подпрапорщик». Получив в 1856 году военное звание подпрапорщика, Мусоргский отправляется на гвардейскую службу. Случай свел его с Бородиным и Даргомыжским, благодаря которому Модест Петрович в 1857 году сблизился с Балакиревым и продолжил свою композиторскую деятельность под его наставничеством. В 1858 году Мусоргский оставил гвардейскую службу и всецело посвятил себя музыке. Он отправляется в Москву, где заводит знакомства с другими композиторами, входящими в состав творческого коллектива «Могучей кучки» – Лядовым, Рубинштейном и Римским-Корсаковым. В том же году Мусоргский начинает карьеру на государственной службе. Тесное общение с Римским-Корсаковым приводит его к решению оставить пост чиновника, но это негативно отражается на его финансовом состоянии. Не оставляя музыкальных занятий, он все же возобновляет работу госслужащего в другом ведомстве. Биография последующих лет – красноречивое свидетельство неиссякаемой творческой работоспособности Мусоргского. В то же время она наполнена непрекращающимися столкновениями с властями из-за цензуры его произведений. В опале оказались оперы «Борис Годунов» и «Семинарист». Поселившись в 1871 году у Римского-Корсакова, Мусоргский под его руководством дорабатывает «Бориса Годунова». В итоговой версии опера увидела свет уже в следующем году, а два года спустя ее разрешили для общественного показа в театре. Вдохновленный успехом, Мусоргский приступил к созданию своей знаменитой «Хованщины». В тот же период у Модеста Петровича возникла идея сюжетной линии «Сорочинской ярмарки». Начиная с 1875 года, Мусоргский принимает активное участие в различных концертах благотворительного направления. Будучи близким другом Н.А. Римского-Корсакова, он вместе с ним осуществляет постановку «Бориса Годунова» и «Хованщины» в музыкальной школе, директором которой являлся Николай Андреевич. Примерно с середины 1870-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Крах творческого товарищества Модест Петрович оценил как предательство и малодушие его членов. Следствием жестокого разочарования стала депрессия и тяжелая болезнь. В этом состоянии великий композитор и позировал художнику Илье Репину. Не прошло и двух недель после начала работы над портретом, как Мусоргский скончался в военном госпитале после приступа белой горячки. Композитор был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но могила его позже была утрачена. Потрет каждого из гениев в конечном итоге складывается из мнений о нем других людей. О Модесте Мусоргском написаны десятки книг, с наиболее интересными из них мы хотим познакомить наших читателей Обучающе-развивающая программа Мусоргский М.П. Картинки с выставки [Электронный ресурс] (Москва: Новый диск, 2004) в игровой форме предлагает оригинальные задания на развитие творческого мышления, художественной и музыкальной памяти. Великолепная анимация, музыкальные темы-образы, галерея живописных полотен русских художников, увлекательные и познавательные комментарии, – таковы основные достоинства программы. Тема отражения фольклора в творчестве композитора достаточно изучена, но в то же время почти неохватна. В книге Г.Л. Головинского «Мусоргский и фольклор» (Москва: Музыка, 1994) рассматривается один из наиболее важных для изучения наследия Мусоргского аспектов – преломление в музыке композитора народного искусства. Автор предпринимает комплексное исследование проблемы – эстетическое, историческое и теоретическое. В предлагаемой читателю монографии Г.Л. Головинского, М.Д. Сабининой «Модест Петрович Мусоргский» (Москва: Музыка, 1998) авторам удалось по-новому взглянуть на творчество и личность великого русского музыканта, очистить наследие Мусоргского от идеологических напластований и искажающих штампов в истолковании. Впервые столь всесторонне раскрывается личность художника, его окружение, прослеживается эволюция стиля. Особое внимание уделяется творческому методу композитора. Работа А. Огелевец «Вокальная драматургия Мусоргского» (Москва: Музыка, 1966) посвящена вокально-драматическому мастерству М. Мусоргского, создавшему в трех своих операх естественно льющуюся, правдивую, выразительную, тесно сливающуюся со словами вокальную речь. Вокальная драматургия является одной из специфических сторон музыкальной драматургии оперы. Она тесно связана с внутренней жизнь изображаемой в опере человеческой личности. Книга А. Орловой «Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества» (Москва: Гос. муз. издательство, 1966) написана в жанре летописи. Эта форма нашла широкое распространение в литературоведении и утвердила себя в музыкознании. Как правило, материалы и документы крайне разбросаны, в значительной части не опубликованы или опубликованы с серьезными дефектами, рассредоточены в многочисленных архивохранилищах. Задача историографа-«летописца» – объединить все разрозненные материалы, выверить их, привести в определенную систему. Собранные по крупицам, систематизированные факты дают возможность полнее взглянуть на личность художника в ее развитии, становлении и свершениях. «Летопись» – монография, целиком основанная на «прижизненных» материалах, касающихся ее героя. Из «посмертных» используются источники только мемуарного характера – такова еще одна особенность этого жанра. Монография Г.Н. Хубовой «Мусоргский» (Москва: Музыка, 1969) адресована всем, кто хочет как можно больше узнать о творчестве и жизни великого русского композитора. В аналитический раздел входит подробный разбор всех сочинений Мусоргского, в том числе неоконченных – пяти опер (с рассмотрением различных редакций), песен, инструментальных работ. Рассматривается его стиль, творческий метод и влияние на мировую классику. Книга иллюстрирована, содержит нотные примеры и снабжена подробным списком музыкальных произведений с комментариями. Информацию подготовила вед. библиотекарь сектора нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич
График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца. Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8 Дополнительные услуги - Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва). - Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ). - Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.). - Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете). - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).
|