Во время зимней сессии студентам музыкальных ВУЗов и колледжей, а также читателям, интересующимся музыкознанием, музыкальной педагогикой и музыкальным самообразованием, будут полезны следующие книги:
Научная работа Беркова О. «Гармония Глинки»(Москва, 2014) относится к области изучения музыкального языка русских классиков. Перед нами исследование одного из элементов музыкального языка Глинки – его гармонии. Автор заострил внимание на детальном разборе и изучении гармонических трудностей в творчестве композитора. В работе представлен полный гармонический анализ основных произведений Глинки.
Монография Берченко Р.Э. «Композиторская режиссура М.П.Мусоргского» (Москва, 2003) посвящена особой стороне художественного творчества, до недавнего времени остававшейся вне поля зрения искусствоведов, - композиторской режиссуре, рассматриваемой на примере наследия М.П.Мусоргского. Это явление исследуется не только в плоскости теории, но и на широком историческом фоне (в контексте развития европейского и отечественного театра XIX века). Анализ композиторской режиссуры Мусоргского ведется в монографии по рукописным автографам его сочинений различных жанров - от камерно-вокальных миниатюр, оркестровых, хоровых, фортепианных пьес до масштабных оперных полотен.
Для студентов и педагогов фортепианных факультетов, средних и высших учебных заведений предлагается книга известного советского музыковеда Будяковского А. «Ференц Лист. Пианист. Педагог»(Санкт-Петербург, 2013), которая расскажет о различных этапах творческой деятельности Ф. Листа, содержит анализ его исполнительских принципов, прослеживаетлистовские традиции в фортепианном искусстве.
Андрей Будяковский с 1934 по 1939 годы являлся доцентом кафедры истории музыки Ленинградской консерватории, автором книг и статей о творчестве русских, советских и западноевропейских композиторов. Погиб в осажденном Ленинграде в декабре 1941 года. Издание книги «Ференц Лист. Пианист. Педагог» дань глубокого уважения памяти талантливого ленинградца.
В учебном пособии Смирновой М.М. «Шуман, П. Чайковский, К.Дебюсси, С. Прокофьев» (Санкт-Петербург, 2009) подробно рассматриваются основные этапы работы над фортепианными циклами, принадлежащими к «Золотому фонду педагогического фортепианного репертуара»- «Альбомом для юношества» и «Детскими сценами» Р. Шумана, «Детским альбомом» П. Чайковского, «Детским уголком» К. Дебюсси и «Детской музыкой» С. Прокофьева.Автор пособия - Марина Вениаминовна Смирнова, профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения, посвятила свою жизнь обучению детей искусству игры на фортепиано. Книга, снабженная нотными примерами, окажет неоценимую помощь педагогам и юным пианистам в работе над шедеврами мировой классики.
В книге Туманиной Н.В. «Чайковский: путь к мастерству 1840 -1877» (Москва, 1914) автор показывает эволюцию творческого стиля композитора, начиная от первых опытов до вершин московского периода: Четвертой симфонии и «Евгения Онегина». Сочинения Чайковского анализируются в порядке их возникновения. Издание сопровождается нотными примерами и иллюстрациями.
Вниманию читателя предлагается сборник «Франц Шуберт. Переписки,записи, дневники, стихотворения»(Москва, 2012), включающий русские переводы наиболее важных документов, позволяющих беспристрастно судить о личностивеликого австрийского композитора, его собственные письма и записи различного рода, в том числе дневниковые и несколько написанных им стихотворений.Также в сборник включены переводы сохранившихся писем разных лиц к Шуберту, позволяющие понять некоторые высказывания композитора и показывающие отношение к нему современников. После каждого документа следуют краткие комментарии к нему. Книгу завершают аннотированные указатели упоминаемых в документах имен и музыкальных произведений различных авторов и музыкальных произведений самого Шуберта.
Информацию подготовила вед.библиотекарь сектора
нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич
государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная