Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Я все больше и больше убеждаюсь в том, что

музыка по своей сущности не может быть втиснута

в строгую и традиционную форму. Музыка - это

краски в биении ритмов.

К. Дебюсси

 

  На музыкальном празднике.JPG Клод Дебюсси - французский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884 г.). Ученик А. Мармонтеля (по классу фортепьяно), Э. Гиро (композиция). В качестве домашнего пианиста русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 - 1882 годах посетил Россию, где выступал как дирижёр и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений.

   Дебюсси - основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции - музыка французских клавесинистов Куперена и Рамо, лирическая опера и романс Ш. Гуно и Ж. Массне. В более позднее время значительное воздействие на его творчество оказала музыка русских композиторов М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова.

      В опере «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902 г.) достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста.

      Дебюсси является создателем нового пианистического стиля (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепьяно имеют поэтические названия «Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна», они создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения и жанровые картины.

   Творчество Дебюсси как одного из крупнейших мастеров 20 века оказало существенное влияние на развитие музыкального искусства этого периода.

   О жизни и творчестве композитора написано много книг и исследований. В нашей стране издано немало работ, посвященных композитору, познакомиться с которыми читатель может, посетив отдел нотных изданий и звукозаписей. Мы подготовили для вас выставку с произведениями композитора и биоблиографическую подборку книг с кратким описанием:

   В творческом наследии великих людей, в том числе и композиторов, заметное место занимают письма. Они как жанр представляют особый род художественной деятельности их авторов, давая ключ к пониманию личности, творчества, эпохи. Не являются исключением из правила и письма великого французского композитора Клода Дебюсси «Дебюсси К. «Избранные письма» (Ленинград, 1986).

   Сборник статей «Дебюсси и музыка XX века» (Москва, 1983) содержит записки и статьи известных музыкальных критиков и музыковедов современности. Авторы освещают проблематику творчества Дебюсси и его влияние на музыку XX века в целом.

   В издании Дебюсси «Статьи, рецензии, беседы» (Ленинград, 1964) опубликованы в переводе на русский язык статьи и интервью Дебюсси, которые удалось обнаружить в архивах. Представленные в издании материалы ценны, по крайней мере, в трех позициях. Во-первых, они являются превосходными и незаменимыми комментариями к его творческой эстетике, позволяют глубже понять многое в той музыке, которая сделала Дебюсси одним из самых выдающихся композиторов эпохи. Во-вторых, они вводят в круг энергичной эстетической борьбы того времени, очень наглядно и живо рисуя ее противоречия. В-третьих, эти статьи и интервью содержат немало материалов для характеристики музыкальной жизни того времени.

     Монография Кремлева Ю. «Клод Дебюсси» из серии «Классики мировой музыкальной культуры» (Москва, 1965) посвящена жизни и творчеству замечательного французского композитора, крупнейшего и характернейшего представителя импрессионизма в музыке. Она построена по принципу творческой биографии и ставит своей задачей систематическое, последовательное освещение всего пути Дебюсси как композитора, критика, деятеля и человека. Изложение биографии Дебюсси дается на широком фоне современного ему французского искусства (музыки, литературы, живописи), главные явления которого оцениваются не суммарно, а последовательно, по мере их возникновения и развития, как бы «синхронно» с творческой биографией Дебюсси.

   Книга Куницкой Р. «О романтической поэтике в творчестве Дебюсси» (Москва, 1982) рассказывает о творческом наследии Клода Дебюсси как о важнейшей странице в истории мирового музыкального искусства. Пролегая на грани двух столетий, оно связало явления позднего романтизма с новейшими течениями музыкальной мысли, отразив тем самым некоторые характерные черты переломного периода конца XIX-начала XX столетия. Дебюсси как открытие музыки XX столетия, Дебюсси и классическая музыка, соотношение музыки Дебюсси и импрессионизма в живописи, символизма в поэзии - вокруг этой триады вьется современная музыковедческая мысль, обнаруживая разные, а порой и прямо противоположные суждения в вопросах трактовки ладогармонического языка, связи с импрессионизмом или символизмом - все это подчеркивает значение музыки Дебюсси как искусства переломной эпохи.

   Маргерит Лонг, автор книги «За роялем с Дебюсси» (Москва, 1985) великая французская пианистка, педагог, методист и руководитель различных форм музыкального образования, общественно-музыкальный деятель. Даже сухой, «номенклатурный» перечень сфер ее творческой энергии производит впечатление. Во все это она вкладывала весь жар души и мощь таланта. Более того, она была другом и советником многих французских композиторов, вдохновенным интерпретатором и пропагандистом их сочинений. В их числе - Дебюсси, Форе, Равель, Онеггер, В представленной книге автор короткими, но сильными штрихами набрасывает литературный портрет Дебюсси. Множество кратких, но емких высказываний, звучащих как афоризмы, как постулаты, намечающие исполнителю программу действий. В своей совокупности они воссоздают картину пианизма композитора, приподнимают завесу над тайной его авторской интерпретации.    

                          За чтением музыкальной литературы.jpg На страницах книги выдающего польского музыковеда Стефана Яроцинского «Дебюсси, импрессионизм и символизм» (Москва, 1978) рассматривается сложный процесс формирования творческого облика композитора. Бесспорной удачей Яроциньского следует признать анализ процесса развития идейно-эстетических воззрений Дебюсси: с одной стороны, восприятия им традиций, а с другой - развития черт новаторства   в его творчестве, органически связанного с поэзией французских символистов. Близость Дебюсси к французскому символизму засвидетельствована его обращением к поэзии Шарля Бодлера (вокальные поэмы), Стефана Малларме (симфоническая прелюдия к эклоге «Послеобеденный отдых фавна», романсы). Яроциньский отмечает живой интерес Дебюсси к русской музыке, в которой французский композитор находил многое, отвечающее его эстетическим идеалам. Монография Стефана Яроциньского многое вносит в раскрытие облика великого композитора и особенно ценна тем, что автор не ограничивается музыковедческой спецификой, а раскрывает всю сложность в жизни и творчестве величайшего французского музыканта. Данная книга является частью монументального цикла «Дебюссиана».

Подготовила гл. библиотекарь

отдела нотных изданий и звукозаписей Иллич А.И.

 

Ждём Вас ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

с 9.30 до 19.00 часов тел. (861) 268-09-33


Дополнительные услуги

- Копирование информации на компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки, внесение поправок в набранные тексты.