Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Проблемы развития кадастровых систем в Российской Федерации Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В России кадастровая система до сих пор находится в стадии реформирования, однако необходимо отметить, что действующий Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) сохранил логический стержень Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", который действовал в России почти 10 лет, практически без каких-либо серьезных изменений. Это является определенным показателем стабильности и последовательности в развитии кадастровой системы страны.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12. 1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
С целью гармонизации сферы земельно-имущественных отношений Правительство Российской Федерации утвердило Постановление "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" от 10.10.2013 N 903 (ред. от 25.12.2014). Задачами программы являются: - объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс; - обеспечение организации предоставления услуг по принципу "одного окна" и переход к оценке гражданами качества предоставления услуг; - повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости. Интерес для специалистов представляет Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2009 N 332 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Краснодарского края", вместе с "Кадастровой стоимостью земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Краснодарского края", "Средним уровнем кадастровой стоимости 1 кв. м земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам (городским округам)". В статье Н.И. Бурмакина «Актуальные проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения» (Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 1. С. 6-20) рассматриваются основные проблемы в сфере осуществления кадастровых отношений в Российской Федерации. Автор анализирует конкретные виды ошибок в кадастровой информации и дает рекомендации по изменению соответствующих норм законодательства для минимизации таких ошибок. Полагает необходимым создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости и делает заключение о том, что создание такого ресурса позволит улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации и повысит устойчивость рынка недвижимости в целом. Статья Э.А. Закиян «Практические проблемы, связанные с наложением границ земельных участков. Кадастровая ошибка» (Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 11. С. 6 -11) рассматривает вопрос, связанный с наложением (пересечением) границ смежных земельных участков, которое зачастую возникает по причине несоответствия фактических границ земельных участков с данными государственного кадастра недвижимости (кадастровая ошибка). Проводится анализ существующей судебной практики по спорам, связанным с наложением границ. Предложены пути исправления таких ошибок в досудебном порядке, описаны возможные способы защиты нарушенных прав правообладателей земельных участков. В статье Г.Л. Землякова «Перспективы развития законодательства о кадастровом учете земельных участков» (Современное право. 2014. N 7. С. 92-98) рассматриваются наиболее важные в настоящее время законодательные инициативы, нацеленные на повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета земельных участков с точки зрения потенциальной возможности с их помощью увеличить гарантии зарегистрированных прав и повысить качество и достоверность кадастровых сведений. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в судебном или внесудебном порядке физическими и юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц. Путем такого оспаривания собственники и арендаторы земельных участков могут уменьшить размер уплачиваемого земельного налога и арендной платы, а лица, имеющие право на выкуп земельных участков, - размер выкупной цены. В статье А.В. Абрамова «Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде» (Закон. 2014. N 7. С. 143-153) исследуются основные доводы, приводимые ответчиками по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки земель. Особое внимание обращается на существующую в российском правопорядке практику ежегодной переоценки земли, которая, по мнению автора, используется как внесудебный способ борьбы с оспариванием кадастровой стоимости. На практике нередко возникают проблемы, связанные с налогообложением земельных участков. Камнем преткновения чаще всего становится определение стоимости земельного участка, поскольку именно она является налогооблагаемой базой по земельному налогу. Статья О.В. Пантюшова «Проблемы определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложении» (Адвокат. 2014. N 2. С. 48-53) рассматривает проблемы, возникающие при оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в целях налогообложения. Автор основывается на анализе налогового и земельного законодательства и учитывает правовые позиции высших судебных органов Российской Федерации. В ПЦПИ Вам предложат полный библиографический список литературы, посвященной проблемам развития кадастровых систем в Российской Федерации. Приглашаем Вас посетить нашу выставку.
Информация подготовлена главным библиографом ПЦПИ Суслиной Я.И. Ждем Вас по адресу: 360063, Краснодар, ул. Красная, 8, ККУНБ им. А.С. Пушкина, Публичный центр правовой информации. Часы работы: Понедельник – четверг с 9 – 30 до 19 – 00 Суббота – воскресенье с 9 – 30 до 19 – 00 Нерабочие дни: пятница, последний день месяца. Тел. (861) 268 – 15 – 87
Перечень дополнительных услуг - поиск правовых актов в электронных базах данных; - предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления; - выдача справки о месте и времени опубликования документа, а также об изменениях; - перенос информации на бумажные, магнитные, оптические носители; - поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки; - прием заказов по телефону на поиск заказываемого правового акта и справка о месте и времени его опубликования; - подборка законодательства по запрашиваемой теме; - индивидуальное обслуживание; - выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических по правовым вопросам и смежным отраслям; - предоставление правовой информации на CD-RO.
|