Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Великие философские учения: мыслители и концепции Книжная выставка «Великие философские учения: мыслители и концепции» познакомит вас со знаменитыми философами различных эпох и с учениями, в которых они пытались осмыслить мир и человека.
Первые разделы выставки – «Философия Древнего Востока» и «Античная Философия». Древний мир – это первая эпоха в истории человечества, начало которой относят к V – VI тысячелетиям до н.э., а конец – к первым векам н.э. В цивилизациях Древнего Востока появился ряд философских идей, которые, однако, были тесно связаны с религиозными представлениями, в силу чего древневосточные мировоззренческие учения обычно называют религиозно-философскими. Философия как таковая, в чистом виде, то есть без примеси мифологических и религиозных элементов появилась в Древней Греции, выдающиеся мыслители которой начиная приблизительно с VI в. до н.э. пытались объяснить мироздание и человека по-новому – с помощью теоретических понятий и логических рассуждений. Древнегреческие любители мудрости обозначили весь круг философских вопросов и проблем. В своей книге «Рождение античной философии и начало антропологической проблематики» (М., 2003) Г.В. Драч рассматривает вопросы происхождения, становления и развития древнегреческой философии, включая ее предфилософию (Гомер, Гесиод, орфики). Проводится реконструкция философских учений, начиная с Фалеса и завершая Парменидом. Анализируются начальные формы философского осмысления человека. Раннегреческие философские учения раскрываются на фоне социально-политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств. Исследование основывается на анализе первоисточников и широкого круга специальной литературы.
Разделы выставки «Средневековая философия» и «Европейская философия эпохи Возрождения» включают в себя книги философов того времени, а также современные исследования данной проблематики. Средневековье (приблизительно с V по XV вв.) – это период господства монотеистической религии (христианской – на Западе и мусульманской – на Востоке) во всех сферах жизни человека и общества. Философия Средневековья стала, по меткому выражению знаменитого религиозного мыслителя VIII в. Фомы Аквинского «служанкой богословия» и была призвана обосновать и отстаивать считавшуюся тогда единственно верной картину мира – религиозную. Значительные изменения в духовной жизни западноевропейского человечества произошли приблизительно в XV в., который принято считать началом эпохи Возрождения. Главной характеристикой философии Возрождения является гуманизм (лат. humanus - человеческий), то есть в центре внимания философской мысли находится человек и все так или иначе с ним связанное, но человек – не как всецело зависящий от Бога, а как равный ему. Высшее призвание человека – это общественное призвание, в котором осуществляется творческое воображение не мертвой материи мира, а жизни других людей ради их большего совершенства. Об этом писали многие известные мыслители Возрождения: Эразм Ротердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень и др. Об этом же писал и Николло Макиавелли, в его сочинениях мы находим особенно наглядное отражение возрожденческого понимания подлинной роли и подлинного призвания человека. Антология « Николло Макиавелли: pro et contra» (М., 2002) представляет собой собрание текстов деятелей русской общественной и философской мысли, ученых и публицистов, дающих оценку творчеству и личности великого флорентийского мыслителя.
В разделе «Философы Нового и Новейшего времени» представлены книги выдающихся философов рассматриваемого периода и исследования о них. В эпоху Нового времени гуманизм превратился антропоцентризм (греч. anthropos – человек). В этот период достигла своего расцвета так называемая классическая философия, которая базировалась на представлении о том, что и мир, и человеческая деятельность – это различные формы или проявления Разума. Примерно с XIX в. в философии стали заметными сомнения во всеобщей разумности, познаваемости и оправданности, мир теперь представляет собой не порядок, а хаос, который не поддается познанию. Человек же в этом случае оказывается один на один с этой нелепой, хаотичной стихией и должен на свой страх и риск решать, что ему делать и как жить в таком мире. Эти идеи легли в основу неклассической философии. Один из родоначальников современной западной философии, внесший свою лепту в формирование неоклассического стиля философствования, в изменение понятия рациональности, в создание нового образа человека и Вселенной – Анри Бергсон. Он наряду с В. Дильтеем, О. Шпенглером, Ф. Ницше, У. Джеймсом и другими принадлежит к плеяде философов, стоявших «на перепутье» - двух столетий, двух философских традиций – и связавших в своем творчестве «век нынешний и век минувший». В книге И.И. Блауберга «Анри Бергсон» (М., 2003) дается обзор концепции этого французского мыслителя, классика западной философии XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1927). Подробно исследуется эволюция взглядов А. Бергсона – от философской психологии, развитой в ранних работах, до этико-религиозной концепции, изложенной в «Двух источниках морали и религии» (1932); рассматриваются некоторые аспекты рецепции учения Бергсона в России в конце XIX – первые два десятилетия XX в. В книге, содержащей элементы жанра философской биографии, использован новый фактографический материал. В Приложении помещен перевод двух работ Бергсона, впервые издающихся на русском языке.
В разделе «Русская философия» представлена русская философская мысль. Русская философия значительно отличается от западной. В первую очередь бросается в глаза публицистичность и острая полемичность сочинений русских мыслителей, их нелюбовь к чистой теории и отвлеченным проблемам. Поэтому неудивительно, что функции философии в России часто брала на себя художественная литература. С этой первой особенностью русской философии сочетается и вторая – ее повышенное внимание к моральным, историческим, социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком и смыслом его жизни в мироздании и обществе. Развитие самобытной и созревшей русской философской мысли началось в XIX веке, когда с особенной остротой и силой поставили вопрос о месте России в истории мировой цивилизации, об ее культурном своеобразии и историческом предназначении.
Наиболее значительным русским философом, гениальным мыслителем мирового значения по общему признанию является Владимир Сергеевич Соловьев. В центре внимания автора книги «Владимир Соловьев и философия Серебряного века» П.П. Гайденко – творчество этого русского философа, оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века. Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьева, - с его культом вечной женственности – во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; утопия «посюстороннего преображения вселенной», объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы в движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.). Анализ отечественной мысли дается автором в широком контексте европейской философии XIX – XX вв., начиная с Просвещения и немецкого идеализма и кончая неокантианством, философией жизни А. Бергсона и Ф. Ницше, феноменологией и экзистенциализмом.
Информацию подготовила библиотекарь читального зала И.В. Пономарева
Ждем вас с 9.30 до 19.00.
Выходной день – пятница.
Последний день каждого месяца – санитарный.
Телефон (861) 268-09-33 доб. 119. Дополнительные услуги отдела:
- ксерокопирование информации с использованием сканера (формат А4);
- тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки;
- тематическая справка из фондов библиотеки.
|