Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Право в условиях развития информационно-электронной среды
Стремительное развитие техники и информационных технологий представляет на сегодняшний день неотъемлемую часть всеобщего процесса информатизации и автоматизации. Инновационные технологии закономерно вызывают потребность в новых правилах, регулирующих возникающие общественные отношения, складывающиеся по поводу использования современных источников информации. Компьютер и Интернет стали основной формой сохранения, фиксации и передачи информации. Информационные технологии внедряются не только в сферу бизнеса и экономики, но стали основой социальных изменений современных государств.
Россия, следуя мировой тенденции, также активно участвует в процессе внедрения информационных технологий в разных направлениях. В настоящее время можно наблюдать информатизацию системы управления и правосудия Российской Федерации. Для осуществления указанных задач были приняты Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и Федеральная целевая программа «Развития судебной системы России на 2007 - 2011 годы», одним из направлений которых является внедрение автоматизированных систем.
Проект «Электронное правительство», развивающийся в России в последнее десятилетие, затрагивает различные стороны организации и функционирования системы государственного управления. Обеспечение информационных прав человека - одна из основных задач в условиях формирования информационного общества и построения электронного государства, развития механизмов «Электронного правительства». Специалисты определяют «Электронное правительство» как «специализированную комплексную систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета».
Подчеркивается, что «субъективное публичное право изменило систему отношений государства и гражданина, они стали рассматриваться не только и не столько с точки зрения возможностей субъекта публичного управления воздействовать на гражданина, сколько с точки зрения возможностей гражданина воздействовать на субъект публичного управления. Гражданин признается полноценным субъектом права, наделенным возможностями самостоятельно требовать от государства соблюдения закона».
Ведется работа по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и «Электронное казначейство». В рамках выполнения федеральной целевой программы создана и функционирует Государственная автоматизированная система «Правосудие», предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Цели создания данной системы: поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений; сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи; повышение эффективности процессов судебного делопроизводства, оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел и информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.
Главными целями российского государства в сфере информатизации являются создание условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере с учетом важности информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России.
В реализации указанных целей одно из ведущих мест занимают органы государственной охраны, которым законодатель определил в качестве основных задач: обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны; участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.
Учитывая важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России, ее вхождения в международное информационно-электронное пространство, возникает необходимость совершенствования механизмов защиты интересов субъектов информации при передаче информации по международным каналам связи, а также защиты интересов общества и государства при распространении компьютерных технологий, связанных с попытками передачи интеллектуальных и творческих способностей человека внекомпьютерным системам.
Проблема обеспечения национальной безопасности в сфере информационных отношений вызывает серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан как России, так и мира.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537) состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, определено как внутренняя и внешняя потребность государства.
Классическим многоуровневым методом в обеспечении информационной безопасности является комплексное, поэтапное применение правовых, организационных и технических мер. При организации безопасной системы юридически значимого электронного документооборота необходимо учитывать как принятую правовую базу, так и современный уровень развития информационных технологий, в том числе криптографических средств.
В связи с тем, что по объективным причинам в электронном документе проставление собственноручной подписи и скрепление его печатью невыполнимы, для удостоверения электронных документов применяются электронные аналоги собственноручной подписи, в том числе электронная подпись. По своей природе электронная подпись является самостоятельным элементом структуры электронного документа и обеспечивает авторство составителя или владельца электронного документа, подлинность и неотрекаемость. Иными словами, электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, придающим ему юридическое значение, что является основным обстоятельством в качестве доказательства возникновения правоотношения.
Новые правила должны создавать условия для правомерного функционирования информационного общества и определять права и обязанности его участников.
Елена Анатольевна Войниканис в своем исследовании «Воздействие информационных технологий на правовую систему общества: теоретико-правовые аспекты» (Право и государство: теория и практика. 2014. № 12. С. 134-137) анализирует с точки зрения теории права связь между информационными технологиями и правом. Анализ существующих проблем она связывает с динамичным развитием и усложнением общественных отношений в цифровую эпоху. В статье делается вывод о необходимости новых подходов к регулированию данного вида отношений.
Электронная демократия предназначена для расширения традиционных форм народовластия (референдум и свободные выборы) как посредством модернизации существующих демократических процедур (например, упрощение порядка организации референдума, организация электронного референдума и электронных выборов), так и путем внедрения принципиально новых демократических процедур (например, электронное правительство, электронный парламент, принятие политических решений путем электронного голосования и пр.). Вся политическая реформационная деятельность в данной области должна находиться в правовом русле и строго следовать букве и духу конституционных правовых предписаний. Этой теме посвящена статья Овчинникова Валентина Алексеевича «Правовые истоки электронного голосования в системе электронной демократии» (Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С. 40-45). В ней рассматриваются основные концептуальные идеи в истории правовой мысли, заложившие основу электронной демократии. Исследованы основные тенденции и причины перехода от прямой демократии к представительной, а также дальнейшее развитие основ совещательной демократии на базе новых информационно-коммуникационных технологий.
Помимо организационно-технической составляющей обеспечения информационной безопасности значительную роль в этом механизме должно выполнять и право. Именно этому аспекту посвящена статья Ефремовой Марины Александровны «Информационная безопасность как объект уголовно-правовой охраны» (Информационное право. 2014. № 5. С. 21-25). Автором поднимается вопрос о необходимости усиления правового обеспечения информационной безопасности. Для этого предлагается выделить ее в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Выдвигается гипотеза о том, что информационная безопасность может выступать как основным, так и дополнительным объектом посягательства. В рамках статьи сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства в этом направлении.
Стремительное развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому использованию электронных документов как в гражданском обороте, так и в повседневной жизни, в быту. Это обстоятельство делает особенно актуальным вопрос об использовании электронных документов в качестве судебных доказательств. В статье Азарова Вадима Владимировича «Соотношение электронных документов и письменных доказательств в гражданском судопроизводстве» (Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 6. С. 51-57) рассматриваются различия между письменными доказательствами и электронными документами, используемыми в качестве доказательств в гражданском судопроизводстве. Обосновывается вывод о том, что письменные доказательства и электронные документы - самостоятельные виды доказательств, для которых необходим различный порядок исследования.
В настоящее время проблемы выбора оптимального правового механизма регламентации информационных облачных технологий приобретают все большее значение. Российское законодательство, так же как и зарубежное, пока не содержит какого-либо специального законодательного регулирования сферы облачных вычислений, в связи с чем к деятельности по использованию облачных вычислений к субъектам данных отношений применяются общие положения и нормы действующего законодательства (либо непосредственно, либо по аналогии закона), которые далеко не всегда предлагают решения, соответствующие сути отношений, возникающих между облачным провайдером и пользователем. На основе изучения зарубежного опыта в статье рассматриваются различные варианты сочетания государственного регулирования и саморегулирования. Кожевникова Юлиана Сергеевна в своей работе «Проблемы регламентации отношений, формирующихся при использовании информационных облачных технологий: сочетание регулирования и саморегулирования» (Юрист. 2014. № 13. С. 30-35) раскрывает подходы к информационно-правовому регулированию отношений, формирующихся при использовании именно такого нового явления для нашего общества, как облачные технологии.
В ПЦПИ Вам предложат полный библиографический список литературы, отражающий публикации на данную тему. Материалы можно получить в печатном и в электронном виде.
Информация подготовлена
библиографом ПЦПИ
Щеголевой И.В.
Ждем Вас по адресу:
360063, Краснодар, ул. Красная, 8,
ККУНБ им. А.С. Пушкина,
Публичный центр правовой информации. Часы работы:
Понедельник – четверг
с 9-30 до 19-00.
Суббота – воскресенье
с 9-30 до 19-00.
Нерабочие дни: пятница, последний день месяца.
Тел. (861) 268-15-87. Перечень дополнительных услуг
- поиск правовых актов в электронных базах данных;
- предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
- выдача справки о месте и времени опубликования документа, а также об изменениях;
- перенос информации на бумажные, магнитные, оптические носители;
- поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
- прием заказов по телефону на поиск заказываемого правового акта и справка о месте и времени его опубликования;
- подборка законодательства по запрашиваемой теме;
- индивидуальное обслуживание;
- выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических по правовым вопросам и смежным отраслям;
- предоставление правовой информации на CD- ROM.
|