Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Право в условиях развития информационно-электронной среды

Приходи в Пушкинку.png

Стремительное развитие техники и информационных технологий представляет на сегодняшний день неотъемлемую часть всеобщего процесса информатизации и автоматизации. Инновационные технологии закономерно вызывают потребность в новых правилах, регулирующих возникающие общественные отношения, складывающиеся по поводу использования современных источников информации. Компьютер и Интернет стали основной формой сохранения, фиксации и передачи информации. Информационные технологии внедряются не только в сферу бизнеса и экономики, но стали основой социальных изменений современных государств.

Россия, следуя мировой тенденции, также активно участвует в процессе внедрения информационных технологий в разных направлениях. В настоящее время можно наблюдать информатизацию системы управления и правосудия Российской Федерации. Для осуществления указанных задач были приняты Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и Федеральная целевая программа «Развития судебной системы России на 2007 - 2011 годы», одним из направлений которых является внедрение автоматизированных систем.

Проект «Электронное правительство», развивающийся в России в последнее десятилетие, затрагивает различные стороны организации и функционирования системы государственного управления. Обеспечение информационных прав человека - одна из основных задач в условиях формирования информационного общества и построения электронного государства, развития механизмов «Электронного правительства». Специалисты определяют «Электронное правительство» как «специализированную комплексную систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета».

Подчеркивается, что «субъективное публичное право изменило систему отношений государства и гражданина, они стали рассматриваться не только и не столько с точки зрения возможностей субъекта публичного управления воздействовать на гражданина, сколько с точки зрения возможностей гражданина воздействовать на субъект публичного управления. Гражданин признается полноценным субъектом права, наделенным возможностями самостоятельно требовать от государства соблюдения закона».

Ведется работа по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и «Электронное казначейство».

В рамках выполнения федеральной целевой программы создана и функционирует Государственная автоматизированная система «Правосудие», предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Цели создания данной системы: поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений; сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи; повышение эффективности процессов судебного делопроизводства, оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел и информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

Главными целями российского государства в сфере информатизации являются создание условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере с учетом важности информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России.

В реализации указанных целей одно из ведущих мест занимают органы государственной охраны, которым законодатель определил в качестве основных задач: обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны; участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

Учитывая важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России, ее вхождения в международное информационно-электронное пространство, возникает необходимость совершенствования механизмов защиты интересов субъектов информации при передаче информации по международным каналам связи, а также защиты интересов общества и государства при распространении компьютерных технологий, связанных с попытками передачи интеллектуальных и творческих способностей человека внекомпьютерным системам.

Проблема обеспечения национальной безопасности в сфере информационных отношений вызывает серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан как России, так и мира.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537) состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, определено как внутренняя и внешняя потребность государства.

Классическим многоуровневым методом в обеспечении информационной безопасности является комплексное, поэтапное применение правовых, организационных и технических мер. При организации безопасной системы юридически значимого электронного документооборота необходимо учитывать как принятую правовую базу, так и современный уровень развития информационных технологий, в том числе криптографических средств.

В связи с тем, что по объективным причинам в электронном документе проставление собственноручной подписи и скрепление его печатью невыполнимы, для удостоверения электронных документов применяются электронные аналоги собственноручной подписи, в том числе электронная подпись. По своей природе электронная подпись является самостоятельным элементом структуры электронного документа и обеспечивает авторство составителя или владельца электронного документа, подлинность и неотрекаемость. Иными словами, электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, придающим ему юридическое значение, что является основным обстоятельством в качестве доказательства возникновения правоотношения.

Новые правила должны создавать условия для правомерного функционирования информационного общества и определять права и обязанности его участников.

   журнал Право.JPGЕлена Анатольевна Войниканис в своем исследовании «Воздействие информационных технологий на правовую систему общества: теоретико-правовые аспекты» (Право и государство: теория и практика. 2014. № 12. С. 134-137) анализирует с точки зрения теории права связь между информационными технологиями и правом. Анализ существующих проблем она связывает с динамичным развитием и усложнением общественных отношений в цифровую эпоху. В статье делается вывод о необходимости новых подходов к регулированию данного вида отношений.

Журналы в библиотеке.JPGЭлектронная демократия предназначена для расширения традиционных форм народовластия (референдум и свободные выборы) как посредством модернизации существующих демократических процедур (например, упрощение порядка организации референдума, организация электронного референдума и электронных выборов), так и путем внедрения принципиально новых демократических процедур (например, электронное правительство, электронный парламент, принятие политических решений путем электронного голосования и пр.). Вся политическая реформационная деятельность в данной области должна находиться в правовом русле и строго следовать букве и духу конституционных правовых предписаний. Этой теме посвящена статья Овчинникова Валентина Алексеевича «Правовые истоки электронного голосования в системе электронной демократии» (Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С. 40-45). В ней рассматриваются основные концептуальные идеи в истории правовой мысли, заложившие основу электронной демократии. Исследованы основные тенденции и причины перехода от прямой демократии к представительной, а также дальнейшее развитие основ совещательной демократии на базе новых информационно-коммуникационных технологий.

Помимо организационно-технической составляющей обеспечения информационной безопасности значительную роль в этом механизме должно выполнять и право. Именно этому аспекту посвящена статья Ефремовой Марины Александровны «Информационная безопасность как объект уголовно-правовой охраны» (Информационное право. 2014. № 5. С. 21-25). Автором поднимается вопрос о необходимости усиления правового обеспечения информационной безопасности. Для этого предлагается выделить ее в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Выдвигается гипотеза о том, что информационная безопасность может выступать как основным, так и дополнительным объектом посягательства. В рамках статьи сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства в этом направлении.

В ПЦПИ .JPGСтремительное развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому использованию электронных документов как в гражданском обороте, так и в повседневной жизни, в быту. Это обстоятельство делает особенно актуальным вопрос об использовании электронных документов в качестве судебных доказательств. В статье Азарова Вадима Владимировича «Соотношение электронных документов и письменных доказательств в гражданском судопроизводстве» (Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 6. С. 51-57) рассматриваются различия между письменными доказательствами и электронными документами, используемыми в качестве доказательств в гражданском судопроизводстве. Обосновывается вывод о том, что письменные доказательства и электронные документы - самостоятельные виды доказательств, для которых необходим различный порядок исследования.

Журнал Юрист.JPGВ настоящее время проблемы выбора оптимального правового механизма регламентации информационных облачных технологий приобретают все большее значение. Российское законодательство, так же как и зарубежное, пока не содержит какого-либо специального законодательного регулирования сферы облачных вычислений, в связи с чем к деятельности по использованию облачных вычислений к субъектам данных отношений применяются общие положения и нормы действующего законодательства (либо непосредственно, либо по аналогии закона), которые далеко не всегда предлагают решения, соответствующие сути отношений, возникающих между облачным провайдером и пользователем. На основе изучения зарубежного опыта в статье рассматриваются различные варианты сочетания государственного регулирования и саморегулирования. Кожевникова Юлиана Сергеевна в своей работе «Проблемы регламентации отношений, формирующихся при использовании информационных облачных технологий: сочетание регулирования и саморегулирования» (Юрист. 2014. № 13. С. 30-35) раскрывает подходы к информационно-правовому регулированию отношений, формирующихся при использовании именно такого нового явления для нашего общества, как облачные технологии.

В ПЦПИ Вам предложат полный библиографический список литературы, отражающий публикации на данную тему. Материалы можно получить в печатном и в электронном виде.

Информация подготовлена

библиографом ПЦПИ

Щеголевой И.В.



Ждем Вас по адресу:

360063, Краснодар, ул. Красная, 8,

ККУНБ им. А.С. Пушкина,

Публичный центр правовой информации.

Часы работы:

Понедельник – четверг

с 9-30 до 19-00.

Суббота – воскресенье

с 9-30 до 19-00.

Нерабочие дни: пятница, последний день месяца.

Тел. (861) 268-15-87.



Перечень дополнительных услуг

- поиск правовых актов в электронных базах данных;

- предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;

- выдача справки о месте и времени опубликования документа, а также об изменениях;

- перенос информации на бумажные, магнитные, оптические носители;

- поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;

- прием заказов по телефону на поиск заказываемого правового акта и справка о месте и времени его опубликования;

- подборка законодательства по запрашиваемой теме;

- индивидуальное обслуживание;

- выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических по правовым вопросам и смежным отраслям;

- предоставление правовой информации на CD- ROM.


Год литературы 2015.jpg