Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Классические и новаторские традиции

творчества Сергея Прокофьева



Прокофьев! Музыка

и молодость в расцвете,

В тебе востосковал

оркестр о звонком лете,

И в бубен солнца бьет

непобедимый скиф.


К. Бальмонт



img_26042011_1.jpg

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891, Сонцевка, Екатеринослав – 1953, Москва) в занятиях с матерью рано проявил интерес и способности к музыке. В Петербургской консерватории учился у А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, Н. Н. Черепнина и А. Н. Есиповой. В 1912 г. сочинил Первый концерт для фортепиано с оркестром, в котором уже проявились его основные качества как личности. В 1914 г. в Петербурге был удостоен премии Рубинштейна как пианист. В 1918 г. Прокофьев покинул Россию, и с 1919 по 1922 г. его деятельность как композитора и концертанта развивалась главным образом в США. В 1923 г. он поселился в Париже, но совершал многочисленные турне; в 1933 г. решил вернуться на родину, где полностью посвятил себя композиции.

В Советском Союзе дважды (1941 и 1947) награжден Сталинскими премиями. В 1948 г. был обвинен в «формалистической и антинародной ориентации». С того времени он сочинял в основном инструментальную музыку, однако продолжал подвергаться жестокой критике, которая особенно обрушилась на Седьмую симфонию (1952).

Прокофьев оставил обширное наследие: из опер примечательны «Любовь к трем апельсинам» (1919). «Огненный ангел» (1919-1927), «Игрок» (1915-1916), «Семен Котко» (1940), «Обручение в монастыре» (1940-1946), «Война и мир» (1941-1943 и 1952), «Повесть о настоящем человеке» (1947-1948). Из балетов следует назвать «Шут» (1915-1920) и «Стальной скок» (1925), написанные для Дягилева, «Ала и Лоллий», переделанный затем в «Скифскую сюиту» (1914-1915), «Блудный сын» (1928), «Ромео и Джульетта» (1935-1936), «Золушка» (1940-1944). К инструментальной музыке принадлежат 7 симфоний (наиболее известны «Классическая симфония», 1917, «Вторая», 1924, «Третья», 1928), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), 5 концертов для фортепиано с оркестром (1917-1921), 2 концерта для скрики с оркестром, 9 сонат и другая музыка, фортепианная и камерная, кроме того, хоровая музыка, в том чиле оратория «На страже мира» (1952).

Первым опытом работы в кинематографе стало создание музыки к кинофильму А. М. Файнциммера «Поручик Киже» (1933, впоследствии Прокофьев переделал ее в сюиту), на которую М. М. Фокин в 1942 г. поставил балет «Русский солдат». Выдающимся примером кинематографической музыки является музыка к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944-1946) С. М. Эйзенштейна.

Приглашаем читателей подробнее узнать о жизни и творчестве С.С. Прокофьева, прослушать записи его произведений в отделе нотных изданий и звукозаписей нашей библиотеки. Предлагаем вашему вниманию биобиблиографический список книг, который для удобства пользователей мы снабдили шифрами хранения.


Классические и новаторские традиции творчества Сергея Прокофьева

(биобиблиографический список)


Автографы С.С. Прокофьева в фондах Государственногоцентрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки : справочник / [сост. Ф. А. Красинская, М. К. Стародубцева]. - М. : Совет. композитор, 1977. - 132 с. - Указ. имен и назв. муз. произведений: с. 113-131.

(78С(092); П 805 М1398143-ОИ 1376171-НОТ М1404824-КХ М1398142-КХ)


Арановский М.Г. Рукопись в структуре творческого процесса : очерки музыкальной текстологии и психологии творчества : Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев / М. Г. Арановский ; М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания. - М. : Композитор, 2009. - 340 с. - (Российские музыкальные архивы).

(85.31; 78; А 7912171353-НОТ)


Блок В.М. Метод творческой работы С. Прокофьева : исследование / В. М. Блок. - М. : Музыка, 1979. - 144 с.

(78С(092); П 805 1510803-ОИ 1377448-НОТ 1377449-НОТ 1556525-НОТ)


Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева / И. В. Нестьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Совет. композитор, 1973. - 662 с., 25 л. ил. - Библиогр.: с. 653-654.

(78С(092); П 805 1209995-ОИ 1212797-НОТ 1199989-НОТ 1201878-НОТ 1212796-КХ)


Прокофьев в квадрате : [высказывания известных деятелей о личности и музыке композитора] / сост. Е. Ключникова. - М. : Классика-XXI, 2008. - 88, [3] с. - (Классика в квадрате).

(85.313(2)-8; 78С(092); П 805 М2173024-НОТ М2173025-НОТ М2173196- НОТ М2173197-НОТ )


Прокофьев С.С. Автобиография / С. С. Прокофьев. - М. : Классика-XXI, 2007. - 528 с. : ил.

(85.313(2)-8; 78С(092); П 805Б2173099-НОТ Б2173100-НОТ )


Сергей Прокофьев. Статьи и материалы / [сост. и ред. И. В. Нестьева, Г. Я. Эдельмана]. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Музыка, 1965. - 400 с. : ил.

(78С(092); П 805 860154-ОИ 862637-НОТ )


Сорокер Я.Л. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева / Я. Л. Сорокер. - М. : Совет. композитор, 1973. - 104 с., 4 л. ил. - Библиогр.: с. 103.

(78С(092); П 805М1229171-ОИ 1200125-НОТ 1200126-НОТ 1200127-НОТ 1200128-НОТ 1200129-НОТ )


Тараканов М.Е. Стиль симфоний Прокофьева : исследование / М. Е. Тараканов. - М. : Музыка, 1968. - 432 с.

(78С(092); П 805970560-ОИ 970659-НОТ 970660-НОТ )


Чемберджи В.Н. XX век Лины Прокофьевой / В. Н. Чемберджи. - М. : Классика-XXI, 2008. - 333, [2] с., [9] л. ил. - Библиогр.: с. 327-328.

(85.313(2)-8; 78С(092); Ч 42 2172916-НОТ 2172917-НОТ )


Черты стиля Прокофьева : сб. теорет. ст. / [ред.-сост. Л. Г. Бергер]. - М. : Совет. композитор, 1962. - 316 с. - Библиогр.: с. 312-315.

(78С(092); П 805 699946-ОИ 706207-НОТ )




Информацию подготовила В.Г. Шлейфер, зав. отделом.