![]() Как записаться в библиотеку Экскурсия по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам оказания государственной услуги Часто задаваемые вопросы ![]() Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте ![]() Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/277678 Краснодар литературный Поиск по сайту
Авторизация
|
Музыкальный феномен Стравинского (к 130-летию со дня рождения русского композитора И. Ф. Стравинского)
Я был рожден для музыки. Я посвятил ей всю свою жизнь. И. Стравинский
Творчество этого русского композитора в значительной степени определило пути художественных исканий и открытий музыкальной культуры нашего времени. На протяжении многих десятилетий Игорь Стравинский силой своей разносторонней артистической индивидуальности оказывал огромное влияние на весь ход музыкальных событий современности. Значение Стравинского, его место в развитии художественной мысли XX в. особенно отчетливо видны именно теперь, спустя многие годы после появления его лучших творений. Вызвав в свое время бурные споры, столкновение мнений, они стали затем классическими образцами музыки XX века, примерами новаторства, выросшего на благодатной почве русских национальных традиций. Широко известны его прославленные ранние балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная, сочинения на русские народные темы «Свадебка», «Байка про лису», «История солдата». Нотно-музыкальный отдел предлагает вам обзор книг, посвященных Стравинскому.
Книга известного советского музыковеда профессора М. Друскина «Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Исследование» (Л., 1974) написана в форме литературного эссе и затрагивает кардинальные проблемы музыки. Автор освещает жизнь и творчество, эстетику и стиль крупнейшего композитора современности Игоря Стравинского, углубленно исследует сложную эволюцию художника, рассматривает преемственные связи искусства Стравинского с русской культурой, театральными и музыкальными направлениями. Книга состоит из тринадцати глав, которые раскрывают этапы творческой биографии Стравинского. Книга заканчивается полным списком произведений композитора.
Содержание книги «Игорь Стравинский. Диалоги» под общ. ред. М.С. Друскина (Л., 1971) составляют беседы композитора со своим секретарем – дирижером Робертом Крафтом. Однако, по существу, это монолог. Крафт лишь задает краткие вопросы, высказывается же один Стравинский. Он касается множества тем: вспоминает подробности своего детства, юности, первых музыкальных учителей и русских композиторов начала века, сотрудничество с Дягилевым и участниками его балетной антрепризы, музыкантов и литераторов, с которыми встречался и общался в эмиграции. Детально освещает творческую историю многих своих сочинений, делится взглядами на музыкальное искусство, проблемы композиции и композиторской техники. Выражает свое отношение к классической музыке и к современному состоянию музыкальной культуры. Высказывания Стравинского содержат обильный фактический материал, свидетельствуют о широте общекультурного кругозора и эрудиции композитора. Книга является библиографической редкостью.
«Ранние балеты И. Стравинского» И.Я. Вершининой (М., 1967)- одна из первых книг о Стравинском, изданных в нашей стране. В ней написано сразу о трех сочинениях композитора, ставших уже классикой. Это балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Достоинства музыковедческого проникновения в предмет сочетаются в книге с широтой общекультурного кругозора, позволяющей рассмотреть ранние балеты Стравинского на фоне художественной жизни второго десятилетия XX века. Рожденные в России, первые балеты Стравинского всякий раз начинали свою жизнь под чужим небом, на сценах французской столицы и возвращались домой с неизменным опозданием. Популярнейшие «Жар-птица» и «Петрушка» долго странствовали по театральным подмосткам Лондона, Кейптауна, Берлина и Буэнос-Айреса, прежде чем судьба забросила из на родину. Впервые были поставлены после революции, в начале 20-х годов на сценах Мариинского и Большого театра. В книгу включен подробный художественный и музыкальный анализ этих произведений.
Ранним балетам композитора посвящен сборник статей трех известных авторов Б. Асафьева, Г. Добровольской, Г. Замуля «Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского (Л., 1963).
Анализу его первых шагов в композиторском творчестве, как малоизученному вопросу в музыкознании посвящен очерк В. Смирновой «Творческое формирование И.Ф. Стравинского» (Л., 1970). Книга является библиографической редкостью.
Наряду с книжными изданиями в фонотеке нашего отдела имеется свыше 40 виниловых грампластинок и компакт-дисков с записями произведений Стравинского в исполнении выдающихся музыкантов мирового уровня. Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор, партию скрипки исполняет Д. Ойстрах. Балет «Петрушка» (потешные сцены) в исп. Гос. симфонического оркестра СССР под управлением К. Иванова. «Симфония псалмов», сольную партию исп. Г. Вишневская. Симфония в трех частях (для фортепиано, духовых инструментов и контрабасов) в исполнении Симфонического оркестра Всесоюзного радио под упр. Г. Рождественского, партию фортепиано исп. Г. Юдина. «История солдата» (сюита) в исп. ансамбля Большого театра СССР под упр. дирижера А. Лазарева. «Жар-птица» (сюита из балета), «Игра в карты» (балет в трех «сдачах») в исполнении оркестра Чешской филармонии, дирижер Г. Делогу. «Весна священная» (балет) в исп. оркестра филармонии г. Славоника, дир. Х. Гмюр. Симфония до-мажор в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Г. Ф. Караяна, и др.
Так же, отдел располагает богатой коллекцией нотных изданий великого композитора.
Обзор подготовила гл. библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Иллич А.И. | |