Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Музыкальный феномен Стравинского

(к 130-летию со дня рождения русского композитора И. Ф. Стравинского)

Я был рожден для музыки.

Я посвятил ей всю свою жизнь.

И. Стравинский

Творчество этого русского композитора в значительной степени определило пути художественных исканий и открытий музыкальной культуры нашего времени. На протяжении многих десятилетий Игорь Стравинский силой своей разносторонней артистической индивидуальности оказывал огромное влияние на весь ход музыкальных событий современности. Значение Стравинского, его место в развитии художественной мысли XX в. особенно отчетливо видны именно теперь, спустя многие годы после появления его лучших творений. Вызвав в свое время бурные споры, столкновение мнений, они стали затем классическими образцами музыки XX века, примерами новаторства, выросшего на благодатной почве русских национальных традиций. Широко известны его прославленные ранние балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная, сочинения на русские народные темы «Свадебка», «Байка про лису», «История солдата». Нотно-музыкальный отдел предлагает вам обзор книг, посвященных Стравинскому.

фото 025.jpg«Книга о Стравинском» (Л., 1977), автор которой Б.В. Асафьев - блестящий ученый и музыкант, представляет собой цикл из тринадцати статей, или, как назвал сам автор, этюдов-вариаций. Статьи основаны на анализе крупных произведений Стравинского «Весна священная», «Пульчинелла», «Соловей». Некоторые статьи объединены временными периодами («Ранний Стравинский», «На грани»). В заключении дана общая эстетическая оценка творчества композитора. Асафьев представил Стравинского, как «крупное и необычное» явление в музыке первой половины XX в. В настоящее время «Книга о Стравинском» является библиографической редкостью.

Книга известного советского музыковеда профессора М. Друскина «Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Исследование» (Л., 1974) написана в форме литературного эссе и затрагивает кардинальные проблемы музыки. Автор освещает жизнь и творчество, эстетику и стиль крупнейшего композитора современности Игоря Стравинского, углубленно исследует сложную эволюцию художника, рассматривает преемственные связи искусства Стравинского с русской культурой, театральными и музыкальными направлениями. Книга состоит из тринадцати глав, которые раскрывают этапы творческой биографии Стравинского. Книга заканчивается полным списком произведений композитора.

фото 029.jpgПредлагаем читателю монографию Светланы Савенко «Мир Стравинского» (М., 2001). В книге освещается творческий и жизненный путь композитора (в виде хроники основных событий), а также анализируются проблемы его музыкального и литературного наследия.

фото 028.jpgМонография известного советского музыковеда Б. Ярустовского «Игорь Стравинский» (Л., 1982) явилась крупным вкладом в изучении музыки XX в. Творчество И. Стравинского явилось для исследовательской деятельности Ярустовского одной из центральных тем. Над ней автор углубленно работал, стремясь охватить новые явления и отразить изменения, внесенные временем в восприятие музыки композитора. Ученый придерживается периодизации творческого пути Стравинского, которая основывается на «географических» переменах в судьбе композитора. Соответственно первые четыре главы последовательно описывают русский, швейцарский, парижский и американские периоды жизни Стравинского. Последняя глава монографии Б. Ярустовского посвящена целостному рассмотрению наследия Стравинского и содержит наблюдения над музыкальным языком композитора, замечания о его эстетической системе и эволюции творчества в целом. Одним из первых в отечественном музыкознании Ярустовский отстаивает тезис об оправданности «многоликости» Стравинского, отмечая, что композитор «активно воздействовал на развитие западного искусства и нередко силой своего художественного чутья первым угадывал намечающиеся перемены художественных направлений».

фото 027.jpgНебольшая по формату, но емкая по содержанию книжка «Стравинский в квадрате» (М, 2008)– не законченный портрет композитора, а палитра красок к нему, набросанных современниками и потомками, поклонниками и критиками, мастистыми музыковедами и продвинутыми пользователями Интернета. Все это уложено в удобный «карманный» формат. Одним словом, перед вами «Классика в квадрате».

Содержание книги «Игорь Стравинский. Диалоги» под общ. ред. М.С. Друскина (Л., 1971) составляют беседы композитора со своим секретарем – дирижером Робертом Крафтом. Однако, по существу, это монолог. Крафт лишь задает краткие вопросы, высказывается же один Стравинский. Он касается множества тем: вспоминает подробности своего детства, юности, первых музыкальных учителей и русских композиторов начала века, сотрудничество с Дягилевым и участниками его балетной антрепризы, музыкантов и литераторов, с которыми встречался и общался в эмиграции. Детально освещает творческую историю многих своих сочинений, делится взглядами на музыкальное искусство, проблемы композиции и композиторской техники. Выражает свое отношение к классической музыке и к современному состоянию музыкальной культуры. Высказывания Стравинского содержат обильный фактический материал, свидетельствуют о широте общекультурного кругозора и эрудиции композитора. Книга является библиографической редкостью.

фото 026.jpgКнига известного крупного советского музыковеда В. Задерацкого «Полифоническое мышление И. Стравинского» (М., 1980) представляет собой исследование эстетических, историко-теоретических и технологических проблем современной полифонии на примере творчества Стравинского как одного из крупнейших композиторов XX века. Рассматривая эволюцию стиля композитора в сопоставлении с творчеством его выдающихся предшественников и в контексте важнейших эстетических и стилевых тенденция эпохи, автор книги вскрывает генезис его музыкального языка и показывает пути воздействия найденных им приемов на ряд явлений современной музыки. Издание рассчитано на музыковедов, композиторов и студентов музыкальных вузов.

«Ранние балеты И. Стравинского» И.Я. Вершининой (М., 1967)- одна из первых книг о Стравинском, изданных в нашей стране. В ней написано сразу о трех сочинениях композитора, ставших уже классикой. Это балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Достоинства музыковедческого проникновения в предмет сочетаются в книге с широтой общекультурного кругозора, позволяющей рассмотреть ранние балеты Стравинского на фоне художественной жизни второго десятилетия XX века. Рожденные в России, первые балеты Стравинского всякий раз начинали свою жизнь под чужим небом, на сценах французской столицы и возвращались домой с неизменным опозданием. Популярнейшие «Жар-птица» и «Петрушка» долго странствовали по театральным подмосткам Лондона, Кейптауна, Берлина и Буэнос-Айреса, прежде чем судьба забросила из на родину. Впервые были поставлены после революции, в начале 20-х годов на сценах Мариинского и Большого театра. В книгу включен подробный художественный и музыкальный анализ этих произведений.

Ранним балетам композитора посвящен сборник статей трех известных авторов Б. Асафьева, Г. Добровольской, Г. Замуля «Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского (Л., 1963).

Анализу его первых шагов в композиторском творчестве, как малоизученному вопросу в музыкознании посвящен очерк В. Смирновой «Творческое формирование И.Ф. Стравинского» (Л., 1970). Книга является библиографической редкостью.

фото.jpgОсобый интерес представляет трехтомное издание И.Ф. Стравинский «Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии» (М., 1998-2003). Предлагаемое издание в определенном смысле является полным собранием документов, связанных с И.Ф. Стравинским. Оно вобрало в себя письма композитора к русским корреспондентам, их ответы, упоминания имени Стравинского в письмах и дневниках его русских соотечественников. В приложении даны отзывы в российской прессе на исполнение сочинений Стравинского и на их первые публикации в России. Помимо этого, в разделе комментариев приводятся многие документы биографического характера из российских архивных собраний. Они расположены в хронологическом порядке. В подавляющем большинстве материалы публикуются впервые.

Наряду с книжными изданиями в фонотеке нашего отдела имеется свыше 40 виниловых грампластинок и компакт-дисков с записями произведений Стравинского в исполнении выдающихся музыкантов мирового уровня. Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор, партию скрипки исполняет Д. Ойстрах. Балет «Петрушка» (потешные сцены) в исп. Гос. симфонического оркестра СССР под управлением К. Иванова. «Симфония псалмов», сольную партию исп. Г. Вишневская. Симфония в трех частях (для фортепиано, духовых инструментов и контрабасов) в исполнении Симфонического оркестра Всесоюзного радио под упр. Г. Рождественского, партию фортепиано исп. Г. Юдина. «История солдата» (сюита) в исп. ансамбля Большого театра СССР под упр. дирижера А. Лазарева. «Жар-птица» (сюита из балета), «Игра в карты» (балет в трех «сдачах») в исполнении оркестра Чешской филармонии, дирижер Г. Делогу. «Весна священная» (балет) в исп. оркестра филармонии г. Славоника, дир. Х. Гмюр. Симфония до-мажор в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Г. Ф. Караяна, и др.

Так же, отдел располагает богатой коллекцией нотных изданий великого композитора.

Обзор подготовила гл. библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Иллич А.И.