Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ВАЛЕНТИНА ДЖОЗЕФОВНА КОНЕН (1909-1991) (К 105-летию со дня рождения советского музыковеда и педагога)
Валентина Конен родилась в Баку 11 августа 1909 года в семье революционера-подпольщика, вынужденнного в 1921 году эмигрировать в США. Поэтому образование она получила в Америке. Окончив Джульярдскую школу в Нью-Йорке по классу фортепиано, начала выступать в американской периодике как музыкальный критик. В 1931 году, после возвращения семьи в СССР, Конен поступила в Нефтяной институт, но затем вновь обратилась к искусству. В 1938 году окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории и осталась преподавать. В 1940 году, в связи с арестом отца, Конен была уволена из консерватории, но в 1944 году вернулась к работе. В том же году приступила к преподаванию в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В период с 1949–го по 1951-й годы она выезжала с лекциями в Уральскую консерваторию. С 1960 г. до последних лет жизни она работала в Институте истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания). Научная деятельность выходит на первое место. Сфера научных интересов В. Конен поражает широким кругом тем и глубиной их постижения. В ее исследовательском «портфеле» более 100 публикаций о музыкальной культуре Европы и США, которые охватывают все эпохи и многие стилистические направления в развитии профессиональной зарубежной музыки. В их числе монографии о Шуберте, Монтеверди, Перселле, а также музыкальных традициях. Это книги «Театр и симфония», «Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века», «Пути американской музыки», «Рождение джаза», большое количество научных статей (в т.ч. энциклопедических о Бахе и Генделе), рецензий на книги и музыкальные спектакли. Сквозная тема исследований Конен - «история, освещенная современностью». В далеких эпохах Валентина Джозефовна находила ключ к пониманию современного искусства, умея сделать их близкими и понятными современному читателю. Отстаивая и защищая исторический ракурс изучения музыкального искусства, она стремилась переориентировать общепринятый европоцентристский подход к истории музыки. Данная позиция исследователя имела большой резонанс в музыкально-научных кругах и в настоящее время становится всё более устойчивой среди музыковедов. Как исследователя В. Конен отличала не только терпимость, но и высокая степень восприимчивости ко всему новому в музыке. Конен – автор множества книг и статей по истории западноевропейской и американской музыки, от 18 века до современности, а также учебников для музыкальных училищ и консерваторий по этому же периоду. Она ввела в российский научный обиход ряд тем, ранее в нем отсутствовавших или слабо представленных. В частности, большое влияние на целые поколения музыковедов оказали ее монографии о К. Монтеверди и Г. Пёрселле. Такие книги, как «Театр и симфония» о роли оперы в формировании классического симфонического цикла, «Пути американской музыки», «Рождение джаза» и «Этюды о зарубежной музыке», до сих являются востребованными у современных музыковедов и преподавателей. Мало кто из специалистов в области истории зарубежной музыки может сравниться с ней по популярности среди читателей. Помимо многочисленных ее заслуг и открытий в области музыкознания, ей принадлежит честь «открытия музыкальной Америки», и в том числе - джаза. Имя В. Конен было известно в 50 - 80-е годы 20 века самому широкому кругу любителей джаза, когда одна за другой выходили ее книги и статьи на американскую тему. В своей музыкальной американистике Валентина Джозефовна была в СССР первооткрывателем в разных «жанрах». Ей принадлежат: первая музыковедческая статья «Легенда и правда о джазе» (1955), первые статьи о Дж. Гершвине (1956 и 1959), первая докторская диссертация об американской музыке (1947) и на ее основе - первая монография «Пути американской музыки» (1961), первая книга об истоках джаза «Рождение джаза». Работы В. Конен, написанные живым и ярким языком, не только представляют разные сферы американской музыки, но и включают их в мировой музыкально-исторический процесс, что по силам было сделать только ученому высочайшей эрудиции, культуры и оригинальности мышления. Их список насчитывает 24 названия из почти 150-ти ее работ, охватывающих период от Средневековья до конца ХХ века. В книжном фонде нашего отдела представлены почти все значимые работы Валентины Джозефовны Конен. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные из них:
Книга Конен В. «Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии)» (Москва, 1972). Основная идея книги сформулирована в ее подзаголовке и заключается в том, чтобы на примере классической симфонии показать читателю, в какой мере «чистая» (непрограммная) музыка обусловлена образами литературы и оперного театра эпохи Просвещения. В рамках рассмотрения проблемы «внемузыкального в музыке» (так названа первая глава книги) автор прослеживает процесс формирования и накопления выразительных средств музыки. Согласно концепции В.Дж. Конен, не только музыкальный язык, но и вся драматургия классической симфонии кристаллизовалась в рамках оперного жанра XVII–XVIII веков. Книга состоит из самостоятельных очерков, связанных общей идеей.
Первая русскоязычная монография о Клаудио Монтеверди - Конен В. «Монтеверди» (Москва, 1971). В книге подробно рассмотрены основные жанры творчества композитора и его «вершинные» произведения. Отдельные главы посвящены операм «Орфей» и «Коронация Помпеи». В исследовании продемонстрировано влияние творчества Монтеверди на музыку последующих эпох. В приложении к тексту содержится хронограф жизни и творчества композитора.
Сборник статей Конен В. «Этюды о зарубежной музыке» (Москва, 1975) освещает проблемы истории музыки с современной точки зрения. Выбор тем совпадает с центральными темами в учебном курсе истории музыки, причем ни один из этюдов не повторяет содержание учебников. Книга представляет большой интерес для музыкантов.
Классическая монография Конен В. «Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры» (Москва, 1965) освещает историю развития американской музыки от начала колонизации до середины ХХ века - художественное наследие Африки, негритянские спиричуэлс и англокельтский фольклор, хоровые гимны, менестрельные песни и джаз. Издание с иллюстрациями и нотными примерами.
Фундаментальный труд Конен, В.Дж. «Рождение джаза» (Москва, 1990) - первое в советской стране значительное исследование посвященное формированию джаза, его музыкально-выразительной системы, его эстетики. На широком историко-культурном фоне автор рассматривает процесс возникновения новых музыкальных видов и жанров, столь отличных от традиционно-европейских. Показано, что рождение джаза в США было предопределено предпосылками развития музыки в США, резко отличающегося от обычного для Европы. Это в свою очередь тесно связано с синтезом африканской и европейской культур, с особенностями социальной истории Америки. В центре книги вопрос о том, почему музыка, возникшая в провинциальной замкнутой негритянской среде, заняла столь видное место не только в США, но и в жизни других стран.
Книга Конен В. «Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века» (Москва, 1994) посвящена актуальным проблемам современной музыки. Исследуя исторические, национальные и социальные корни новых массовых жанров в музыке XX века, таких как джаз, рок-музыка. В. Конен проводит мысль о том, что помимо фольклора и профессионального композиторского творчества в музыкальной культуре всегда существовал самостоятельный художественный пласт, названный автором «третьим пластом».
Учебник Конен В. «История зарубежной музыки. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 года до середины XIX века» (Москва, 1981) рекомендован Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для консерваторий. В настоящее время учебник пользуется огромным спросом у студентов-музыкантов.
«Очерки по истории зарубежной музыки» Конен В. (Москва, 1997) изданы Государственным институтом искусствознания уже после смерти В. Конен и представляют собой собрание избранных статей автора, а также фрагментов последнего (7-го) издания ее учебника «История зарубежной музыки» (1989). Первый раздел книги содержит статьи, посвященные предмету и путям развития музыкально-исторической науки в ХХ веке. Во втором разделе собраны очерки по истории европейской музыки, охватывающие период с эпохи Возрождения до середины ХХ века. Третий раздел посвящен музыкальной культуре США, как «академической», так и «массовой», в том числе рок-музыке. Ждем Вас в Отделе нотных изданий и звукозаписей. Отдел работает с 11 до 19 часов. Выходной – пятница. Телефон 268-03-06. Дополнительные услуги отдела : · Тематический поиск по электронным базам данных. · Выдача справок (тематических, аналитических). · Изготовление копии звукозаписи из фондов отдела. · Изготовление копии тематической подборки звукозаписи. · Выдача литературы и СD из подсобных фондов отдела. Информацию подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И. |