Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Театр в боевом строю

 

Театральные деятели в годы Великой Отечественной войны своим творчеством поднимали боевой дух бойцов, помогали советскому народу превозмогать испытания военного лихолетья. Встречи с искусством становились праздником среди кромешного ада войны. Книжно-иллюстративная выставка «Театр в боевом строю» – продолжение цикла мероприятий отдела литературы по искусству в рамках Года театра в России.

сканирование0001.jpgС «первых дней годины горькой» стало ясно: музы молчать не будут.        Война вызвала к жизни и обогатила новые формы искусства: фронтовые театры и фронтовые концертные бригады. Фронтовые артистические бригады были мобильны, не требовали сценического оборудования и могли выступать рядом с передовой, играть под открытым небом, на лесных полянах, на палубах кораблей и аэродромах, в землянках и блиндажах, на вокзалах и в полевых медсанбатах. Репертуар фронтовых бригад состоял из стихов, фельетонов, рассказов на темы военного времени, значительное место занимали в нем советские и народные песни, включались арии из опер, юмористические или сатирические куплеты, частушки.

сканирование0002.jpgФронтовые театры существовали на правах передвижных филиалов крупнейших творческих коллективов страны. Театр с целыми спектаклями, включающими все компоненты сценического искусства – декорации и кулисы, музыкальное сопровождение, с артистами, загримированными и одетыми в соответствующие костюмы, играющими в непосредственной близости от переднего края, – такой театр был особенно дорог воинам, напоминал о мирной жизни, о величии культуры. В годы войны в воинских частях работали десятки фронтовых театров и тысячи фронтовых концертных бригад.

«Сценической площадкой» фронтовым артистам служили составленные грузовики с откинутыми бортами, железнодорожные платформы, наскоро сколоченные бревенчатые помосты. Часто во время представления «зал» мгновенно пустел, лётчики или пехотинцы срочно отправлялись на боевое задание, но когда они возвращались, спектакль возобновлялся.

Летопись военных лет запечатлела многие факты подлинной самоотверженности и смелости театральных деятелей. За свою работу на фронте многие артисты фронтовых театров и концертных бригад были награждены боевыми орденами и медалями.

432.jpg

Материалы сборников, представленных на выставке, проникнуты трепетной памятью о войне. Общая черта всех публикаций – достоверность, подлинность. Письма, фронтовые блокноты, дневники, воспоминания деятелей театра сохранили неповторимые черты времени, раскрывают тему взаимодействия «пушек» и «муз», дополняют героическую историю театра военных лет.

сканирование0006.jpgОсобая страница истории советского сценического искусства – театральная жизнь осаждённого Ленинграда. В блокадном городе самоотверженно работали актёры Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота. Через месяц после начала войны был создан Театр Народного ополчения, в труппу которого вошла часть артистов-ополченцев, одним из его организаторов стал Н.К. Черкасов. Все актёры были вооружены, занимались боевой подготовкой, некоторые участники этой героической труппы погибли в дни блокады.

сканирование0007.jpgОперетте, самому весёлому и зажигательному искусству, пришлось пройти с родным городом весь тяжкий путь блокады, презрев огонь и смерть. При минусовой температуре распевались вокалисты; оркестранты в перчатках настраивали инструменты, металл обжигал губы; артисты балета утепляли трико и в лёгких нарядах, на пуантах выпархивали на сцену. Спектакли шли без усечений, с балетом, хором, оркестром, в декорациях и костюмах. Ленинградские актёры быстро привыкли к тревожному вою сирен, легко мирились с вынужденными антрактами, невозмутимо начинали спектакль с прерванной реплики. Репетиции, концерты, спектакли сменялись дежурствами на крыше, в медпунктах, выездами на оборонные работы.  Ленинградский театр музыкальной комедии был подлинным фронтовым театром, давал свои спектакли в боевой обстановке переднего края, под обстрелами и воздушными налётами врага играл для тех, кто держал оборону героического города.

сканирование0008.jpgСам факт непрекращающейся деятельности театров в суровой обстановке блокированного города свидетельствовал о величайшей силе духа города-героя, частицей которого были театральные коллективы.

Вместе с войсками продвигались фронтовые артисты вперёд на запад. Последние фронтовые спектакли игрались в Берлине. Вслед за боевыми частями, победоносно вступившими в Берлин – столицу поверженного врага, – прибыл туда и фронтовой театр. Уже 3 мая театр поставил пьесу К. Симонова «Так и будет» для героических участников штурма рейхстага.

сканирование0009.jpgРечь идет о фронтовом театре ГИТИСа, главного театрального вуза страны. Один из его артистов, Владимир Михайлович Каплин, восстановил по своим дневниковым записям исполнение легендарного спектакля на ступенях рейхстага: «Своеобразность, необычность была во всём. Это был спектакль не просто на воздухе – таких мы за войну сыграли много, – это был спектакль, где сам воздух был другой, особый! Он был пропитан запахами пороха, гари и лёгким дурманящим ароматом весны. Этот спектакль смотрели и слушали тысячи людей, хмельных от радости. Они расположились на земле, на танках, в окнах рейхстага, на машинах, на корпусах разбитых «фердинандов» – кругом! Этот спектакль мы играли впервые «с переводчиком»: проигрывали часть сцены, останавливались и ждали, пока передние ряды зрителей передадут содержание сидящим сзади, а те сообщали нам автоматной очередью или отмашкой пилотками, что можно продолжать, и мы продолжали. Спектакль шёл долго, но как принимался! Наградой были трассирующие очереди автоматов, восторженный гул, аплодисменты и возгласы: «Даёшь, артисты!».

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).