Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ИТАЛЬЯНСКАЯ СКУЛЬПТУРА В ЭРМИТАЖЕ
Текущий год является знаковым для развития российско-итальянского культурного сотрудничества. Культурный диалог между Россией и Италией имеет пятивековую историю, примером контактов служит богатое собрание итальянской скульптуры в Эрмитаже. Отдел литературы по искусству посвятил коллекции книжно-иллюстративную выставку. Собрание итальянской скульптуры в Эрмитаже складывалось постепенно. Начало формированию коллекции было положено в Петровские времена. Летний сад украшался многочисленными декоративными скульптурами и бюстами итальянской работы начала XVIII века из обширной коллекции Петра I. Аналогичного собрания декоративной скульптуры, как утверждает Андросов С.О., автор исследования «Итальянская скульптура в собрании Петра Великого» (СПб, 1999), нет нигде в мире, даже в самой Италии сохранились лишь отдельные её образцы. Часть петровской скульптурной коллекции со временем была перемещена в Эрмитаж. В настоящее время Эрмитаж располагает богатейшим собранием работ итальянских скульпторов. В альбоме «Западноевропейская скульптура в Эрмитаже» (Л., 1970) репродуцированы лучшие из музейных экспонатов, наиболее полно представлена итальянская школа XV-XIX веков. Одно из украшений эрмитажной коллекции – мраморный рельеф «Мадонна с младенцем» Антонио Росселино. Скульптор отказался от суровых аскетических образов скорбящих мадонн средневековья и изобразил мадонну вполне земной молодой женщиной в одежде флорентинки XV века. Поэтичность её трогательного облика подчёркивается исключительно тонкой обработкой мрамора. Кажется, что белоснежный мрамор светится, излучая не столько свет, сколько теплоту чувства. Рельеф невысок, но мастерство светотеневой моделировки производит впечатление объёмности. Великолепная мраморная группа «Мёртвый мальчик на дельфине» была создана для украшения фонтана. Лоренцо Лоренцетто – ученик, друг и помощник Рафаэля – исполнил скульптуру по рисунку и под непосредственным руководством своего учителя. Сюжет статуи, заимствованный из античного предания, повествует о том, как дельфин вынес своего маленького мёртвого друга на берег. К числу прославленных шедевров итальянского собрания Эрмитажа относится единственная в России бесспорная скульптура Микеланджело, известная под названием «Скорчившийся мальчик». Скульптура исполнена обычным для Микеланджело методом «извлечения» фигуры из мраморной глыбы путём удаления излишков камня. Несмотря на небольшие размеры, скульптура создаёт впечатление мощи и внутренней цельности. Поза мальчика тяготеет к античности, напоминая классический сюжет – мальчик, вынимающий из ноги занозу. «Скорчившийся мальчик» воспринимается обычно как трагический образ, выражение напряжённого страдания производит неотразимое впечатление. Оно усиливается уверенной передачей анатомии человеческого тела, изображённого в очень сложной позе, с драматической эмоциональностью, которая кроется в каждом движении напряжённых мышц. Шероховатая поверхность мрамора усиливает художественную выразительность образа. Эрмитаж обладает единственным образцом скульптурного автопортрета Джанлоренцо Бернини. «Автопортрет», выполненный в терракоте (обожжённая глина), относится к позднему периоду творчества скульптора. Образ полон динамики. Кажется, что запечатлено мимолётное, выхваченное из жизненного потока состояние человека. «Автопортрет» поражает интенсивностью внутренней жизни, передаёт вдохновенный облик ваятеля. Как повествует миф, прекрасный юноша Адонис, возлюбленный Венеры, был растерзан на охоте вепрем. Джузеппе Маццуола в скульптурной группе «Гибель Адониса» изобразил момент нападения разъярённого зверя на юношу. Скульптор умело передаёт бурное, вихревое движение. Ощущение динамики усиливает виртуозная, рассчитанная на игру светотени, обработка мрамора. Мастер сумел извлечь из камня почти живописные эффекты. Эрмитаж располагает пятнадцатью произведениями талантливого представителя римской скульптурной школы Антонио Кановы. Созданные им статуи высечены в изысканной технике и напоминают античные произведения. Образам Кановы присуща грациозность, ритмичность, чёткий гармоничный силуэт. Одна из лучших работ мастера – скульптурная группа «Поцелуй Амура и Психеи». Юный крылатый бог любви Амур, полюбивший девушку необычайной красоты Психею, поцелуем пробуждает её от вечного сна. Группа рассчитана на круговое обозрение, открывающее многообразие планов, контур её не замкнут, позы персонажей неустойчивы, что способствует общему впечатлению подвижности, изящества, лёгкости. За последние годы раздел современной итальянской скульптуры Эрмитажа существенно обогатился. Крупные мастера пластики Франческо Мессина, Эмилио Греко, Аугусто Мурер безвозмездно передали Эрмитажу ряд своих произведений. Юбилейное издание «Эрмитаж. История и современность» (М., 1990), содержащее подробные очерки истории музея в целом и его подразделений, информирует, что последний крупный дар – два бронзовых рельефа и три большие статуи – Эрмитажем получен от самого популярного мастера Италии Джакомо Манцу. Работы скульпторов ХХ века достойно завершают собрание итальянских скульптурных работ, перед которыми посетители Эрмитажа замирают в восторге и благоговении. Приглашаем и вас, уважаемые читатели, к восторженному созерцанию репродуцированных шедевров итальянской скульптуры. К перекрёстному Году Италии в России и России в Италии отделом литературы по искусству составлен библиографический список литературы, который вошёл составной частью в электронный ресурс – тематический путеводитель по фондам ККУНБ им. А.С. Пушкина из серии «Дружим странами и городами». Отдельный раздел списка посвящён скульптуре Италии.
Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
|