Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Здоровье как культурная традиция кубанского казачества»…
Выпуск 2




В прошлый раз отдел краеведения начал аналитический обзор публикаций на тему «Здоровье как культурная традиция кубанского казачества» с монографии А.А. Шахторина «Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX веков» (Краснодар, 2008. 213 с.), которая прослеживает историю развития общей и специальной подготовки казачьих офицеров и нижних чинов Кубанского казачьего войска, а также освещает воспитательное воздействие на допризывную казачью молодежь и детей станичного общества и семьи.

Мы рассмотрели методику преподавания в учебных заведениях военной подготовки, формирующей казака духовно и физически – как воина и патриота.

Сегодня наша задача – проследить воспитательное воздействие на допризывную казачью молодежь – детей и подростков – семьи и станичного общества в целом.

Автор, опираясь на архивные документы, указывает: «В Кубанской области в начале XX в. войсковой администрацией ККВ были также разработаны и введены в 1908 г. для повсеместного выполнения "Правила производства состязаний в станицах Кубанского казачьего войска", целью которых было "поддержание... лихости в подрастающем казачьем поколении" (Шахторин А.А. Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX – начале XX веков: монография. Краснодар, 2008. С. 53).

В больших казачьих семьях и станичных обществах прослеживалось стремление к воспитанию у молодежи таких благородных чувств как патриотизм, гордость за принадлежность к казачьему сословию, любовь к родной Кубани, готовность к самопожертвованию.

Автор монографии приводит примеры детских и молодежных игр, способствующих воспитанию этих чувств, а также необходимому физическому совершенствованию казачат: «Допризывная казачья молодежь готовилась к предстоящей службе, активно участвуя в


проводимых в станицах конных скачках, стрельбах по мишеням на меткость, кулачных поединках, состязаниях и других силовых упражнениях.

Как известно, кубанские казаки вели военный образ жизни в условиях пограничной службы и регулярных боевых действий. В силу этого отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превратились в средство военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. Типичной в этом отношении являлась детская игра середины XIX в. "Черкесы". Освоение приемов борьбы в игре происходило в ходе индивидуальных и групповых взаимодействий конфликтного характера с включением захватов и бросков» (Шахторин А.А. Подготовка казаков… С. 53-54).

Воспитывая мальчиков, будущих воинов, казаки стремились привить им отвагу и презрение к трусости. Как проверка физической подготовки и крепости характера на Кубани были распространены кулачные бои.

«Широкой популярностью на Кубани во второй половине XIX - начале XX вв. пользовались кулачные бои ("кулачки"), поэтому не случайно среди афористических жанров, бытовавших на Кубани, образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: "Богатырская рука однажды бьет", но также быстрота и ловкость: "То не козак, шо поборов, а той, шо вывернулся". Определяющая роль отводилась воспитанию мужества и храбрости у бойцов: «Бой отвагу любит».

Интересно были организационно построены кулачные бои. Так, противоборство в "кулачках" было разделено на три этапа: подготовительный ("зачин"), основной и заключительный. В этом виде состязаний участвовало подавляющее большинство мужского населения станиц, начиная с семилетних мальчиков. Дети и подростки участвовали в "зачине" боя, юноши - в основной части. На заключительном - кульминационном этапе - в поединок массово вступали взрослые казаки. Состязание проводилось по единым правилам, которые строго выполнялись. Запрещалось бить лежачего, ударять противника ногами, нападать сзади, использовать в бою какие-либо предметы и оружие. С появлением крови у

одного из соперников индивидуальные схватки прекращались. Старейшие казаки станичных обществ, осуществляя роль судей, контролировали соблюдение правил» (Шахторин А.А. Подготовка казаков… С. 54-55).

Таким образом, мы видим как сам уклад жизни в кубанских хуторах и станицах способствовал развитию у мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств, физического и духовно-нравственного здоровья.

В следующий раз мы рассмотрим скачки и джигитовки как формы специфического военного обучения, характерного для казачьего сословия Кубани, а также уникальную подготовку казаков-пластунов.