Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

   Представляем еще одно имя в рамках проекта «Музы и пушки»: театральный художник Анатолий Бердыченко, участник Сталинградской битвы.

   Толик Бердыченко родился 28 апреля 1924 года, и к началу Великой Отечественной войны едва успел окончить два курса художественного училища в Ростове. Из этого города и ушел в особый зенитный полк Военно-морского Флота. Там пригодился острый глаз художника: младший сержант при помощи прожектора искал в ночном небе цель для зенитного орудия.

   В Сталинград попал в составе отдельной роты ПТР (18 единиц противотанковых ружей). Ночью 14 сентября 1943 года, переправляясь через Волгу на паромах, вступили в первый бой с немцами. Заняли мельницу, продержались там до октября, когда роту перебросили на оборону «Дома Павлова».

   Три долгих месяца они делили сутки на два часа дежурства и два часа отдыха, иногда делали вылазки, ходили в разведку боем. Однажды целый день бились за Дом железнодорожников. Займут первый этаж – немцы на втором засядут. Займут второй, а они через другой ход – снова на первый. Трудно давалась каждая пядь сталинградской земли.

   В январе, уже добравшись до городских окраин, он получил тяжелое ранение в ногу. Так закончилась для младшего сержанта Анатолия Бердыченко война, всю жизнь напоминавшая о себе медалью «За оборону Сталинграда», болью и неотступным желанием: все, что видел, перенести на бумагу, а после – на сцену. Чтоб никогда не забылось.

   Вернулся в Ростов, работал художником, с 1944 года оформлял спектакли вновь сформированного Таганрогского драматического театра им. А.П. Чехова, работал на разных сценах страны. С середины 1980-х служил в Краснодарском драматическом театре им. М. Горького, где стал автором сценографии спектаклей «Ловушка», «Моя профессия – синьор из общества», «Долорес и ее сыновья», «Вечер», «На бойком месте» и многих других.

   В 1985 году в театре состоялась выставка «Художники театра Кубани – 40-летию Победы». В экспозиции – эскизы декораций к спектаклям «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Нашествие» Л. Леонова, выполненные художником Бердыченко. Анатолию Никоновичу были близки пьесы о войне, которая и в мирные годы ложилась на его работы отсветом страшных пожарищ.

   Что читать в Пушкинской библиотеке об А.Н. Бердыченко

Ляшенко, С. Художник-фронтовик. «Комсомолец Кубани», 1 марта 1985 г., с.4.