Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Детский портрет в русской живописи

 

   8 июля в России и других странах отмечается День семьи, любви и верности. Этот праздник приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии.

   Главным смыслом семьи, живущей в любви и верности, являются дети. Они становятся центром ее внимания, продолжением семейного рода. Благодаря детям семья сохраняет честность и открытость, ведь ребенок не умеет скрывать свои эмоции, он делится ими с окружающими, и вокруг него всегда атмосфера радости и добра.

   Однако с давних времен дети для портретистов были второстепенны. На первом месте для художника – взрослый человек. Детей даже рисовали во взрослых одеждах, пошитых по "взрослой моде". Этой идейной установки придерживались многие художники, однако с 50-х годов XVIII века мнения начали меняться. Все чаще и чаще из- под кисти живописцев стали выходить детские портреты, фиксирующие не только физические признаки ребенка – особенности черт лица и типичные пропорции тела, но и пластичность детских тел, уязвимость эмоций, спрятанных за взрослой одеждой и навязанными взрослыми манерами.

   Внушительную долю детского портрета занимают портреты детей купцов, бояр, царей, дворян и другой знати. Художники получали неплохую плату за эти портреты, для многих это был единственный источник заработка. Картины заказывали целыми сериями в одном стиле для гостиных и парадных залов, коридоров и кабинетов.

   Одним из ярких представителей авторов детского портрета является Дмитрий Левицкий (1735 – 1822). Едва ли не первым в России он смог показать непосредственность поведения, внутреннее состояние и различия характеров детей, придавая им ту самую индивидуальность, на которую раньше внимания не обращали. Левицкого увлекала возможность воссоздать образы детей с их чистотой и непосредственностью. На примере "Портрета Анны Артёмовны Воронцовой" (1780-1790 гг.) можно увидеть, как художник делал акцент на лице, как передавал волнующее сдержанное детское любопытство в глазах девочки. Противоположные эмоции мы можем увидеть на "Портрете великой княжны Елены Павловны в детстве" (1791 г.). Величественный взрослый взгляд, царская осанка, орден Екатерины II на груди – в этом портрете нет той интимности и непосредственности, которой отмечено живописное изображение Воронцовой.

   Еще один классический камерный детский портрет того времени – "Портрет неизвестной с ребенком" (1804-1805 гг.) кисти В.Л. Боровиковского. На груди малыша можно увидеть детально прорисованный мальтийский крест. Боровиковский смог передать юный возраст мальчика буквально в нескольких важных деталях – легкие пушковые волосы на голове ребенка, округлые щеки, широкий лоб.

   К первым художникам, раскрывающим образ ребенка, относится и Орест Кипренский (1782–1836). Его "Портрет мальчика Челищева"(1808 г.) полностью передал образ 10-11 летнего Александра – мечтательного мальчика с надеждой в глазах. Внутренний мир ребенка для Кипренского является универсальной темой, раскрыть которую художник считал для себя главной творческой проблемой.

   Стоит отметить и такие важные камерные портреты, как "Портрет двух детей из семьи Толстых (1854 г.) Ивана Макарова, "Портрет великой княжны Марии Николаевны" (1905 г.) К. Маковского, который уже отличался от классического камерного портрета. Еще больше раскрывала образ изображаемого ребенка – маленькой княжны одна из самых знаменитых работ Карла Брюллова – "Всадница".

   Нельзя не отметить огромный вклад в воплощение этой темы Валентина Серова. Его детский портрет не просто образ маленького человека – это целая сюжетная композиция. В его картинах "Девочка с персиками" (1887 г.) и "Портрет Мики Морозова" (1901 г.) наблюдается живая детская оживленность, которая сохраняется независимо от возраста. В темных глазах Веры Мамонтовой томится непоседливость, хоть она и сохраняет спокойствие в выбранной позе, а вот у Мишеньки ярко выражается желание разразиться фейерверком эмоций, но его вдруг задерживает некий отвлекающий предмет – мальчик замер и даже приоткрыл рот от интереса.

   Похожей по эмоциям картиной можно назвать "Девочку с кувшином" Константина Егоровича Маковского. В четко прорисованном взгляде девочки читается невинная серьезность и спокойствие. Совсем другие эмоции отражены в другой картине художника – "Дети, бегущие от грозы (1872 г.). Девочка, несущая младшую сестренку на спине, с опаской оглядывается на надвигающуюся стихию, вступая на деревянный мостик – здесь чувствуется нарастание тревоги от надвигающейся грозы, чернеющего неба и гнущейся под сильным ветром травы.

   Передать атмосферу события так же легко смог Николай Петрович Богданов-Бельский. В его серии картин, посвященных крестьянскому быту, вошло много детских портретов, например – "Виртуоз" (1891 г). Сидя под березой, четверо босоногих ребят сосредоточили свое внимание на пятом мальчике с балалайкой. Здесь можно отметить мастерство художника в той детальности, с какой переданы разносторонние эмоции ребят.

   Говоря о сюжете, нельзя не отметить картину Николая Ярошенко – Всюду жизнь (1888 г.). У решетного окна арестанского вагона, в окружении других заключенных мать держит на руках совсем маленького ребенка, который кормит голубей вместе с рядом стоящим мужчиной. Отражение сильных эмоций в этой картине хранится в выражении лица малыша. Детский интерес и беззаботность противоположны выражению лица его матери – в ее взгляде отражается вся печаль, вызванная страхом и неизвестностью, что ждет семью на каторге.

   К детским портретам с выраженным сюжетом можно отнести и картины Николая Кошелева "Утро в деревне" (1880-е г.) и "Дети, катающие яйца" (1855 г.), где художник максимально передал атмосферу крестьянских поселений, которые он любил изображать в своих работах. А также картину "Крестьянская девочка" (1876 г.), где Платон Харитонов передал эмоции маленькой девочки – прижатая к груди рука с ложкой показывает удивление от разлитой тарелки, а взгляд говорит о том, что она расстроена этим моментом.

   Отдельный интерес представляют семейные портреты – многие художники отрабатывали профессиональные навыки на своих семьях, детях, близких родственниках.

   Одной из самых знаменитых работ Василия Тропинина является "портрет сына Арсения Васильевича"(1818 г.), которая была создана в момент творческого озарения. В отличие от его последующих заказных работ, таких как "Мальчик с жалейкой" (1820-е г.) и "Девочка с куклой" (1841 г.), этот портрет пропитан духом свободы, о которой так мечтал Тропинин и его семья, оставаясь крепостными.

   Еще один художник, чьё творчество не обошлось без портретов собственных детей – Илья Ефимович Репин. В его коллекции есть портрет "Надя Репина"(1881 г.), где он запечатлел только пробудившуюся маленькую дочь, и портрет сына, будущего художника Юрия Репина (1882 г.). Они считаются знаковыми в истории русской живописи, в них Илья Ефимович смог передать все тепло и свет детской души.

   Очень важны и портреты сыновей Виктора Васнецова, каждый из них напитан интеллигентностью и благородством. Несмотря на то, что в творчестве художника преобладали другие темы (Васнецов был религиозным и историческим живописцем), он смог раскрыть внутренний мир каждого из детей.

 

   В XX веке стилистика детского портрета начинает меняться. Один из ярких примеров тому – творчество Зинаиды Серебряковой. Ее стиль живописи абсолютно отличается от привычных работ XIX – начала XX вв., но картина "За завтраком" (1914 г.), где она изобразила своих троих детей за столом, стала классическим в области детского портрета.

   К выдающимся портретам начала XX в. также можно причислить работы Н. И. Фешина:"Портрет Катеньки" (1912 г.) и "Портрет Вари Одоратской" (1914 г.); работу Александра Головина – "Девочка и фарфор" (1916 г.).

   Среди кубанских художников одним из самых знаменитых портретистов является Геннадий Тихонович Квашура. Очень заметной в его творчестве стала картина "Сын Саша". Благодаря тонкому чутью мастера с полотна веет смиренностью, присущей маленькому ребенку.

 

 

Выставка "Детский портрет в русской живописи" открывается в отделе литературы по искусству и продлится с 1 июля по 30 июля.

 

Источники

Александр Головин : альбом / авт. текста А. Гусарова. – М. : Белый город, 2003. - 48 с.: ил.

Амшинская, А.М. Василий Андреевич Тропинин, 1776-1857 : Живопись, скульптура, графика / А.М. Амшинская, – М : Искусство, 1970 – 244 с.: ил.

Валентин Серов / авт. текста Е. Алленова ; отв. ред. Н. Надольская. – М.: Белый город, 2000. 64 с.: ил.

Григорьян, И.И. Русская жанровая живопись : альбом / И. И. Григорьян. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 96 с.

Государственная Третьяковская галерея [Текст] : Альбом / Третьяковская галерея. Москва, Г.А. Доленчук. – М.: Изобразит. Искусство, 1972. – 174 с.: ил   

Илья Репин / авт. текста Е. Алленова. – М.: Белый город, 2000. – 64 с.:ил.

Квашура / [предисл. И.А. Петрусенко, В.П. Громова]. – Краснодар : Б. и., 2014. – 324 с. : ил.

Лазуко А.К. Виктор Михайлович Васнецов : Альбом / А. К. Лазуко. – Ленинград : Художник РСФСР, 1998, – 208 с. ил.

Мой ангел : детский портрет в русской живописи : альбом. – М. : Белый город, 2004. – 335 с. : в основном цв. ил.

Орест Кипренский / авт. текста О. Алленова. – М. : Белый Город, 2000. – 48 с.: ил.

Нестерова, Е.В. Константин Егорович Маковский : альбом / Е.В. Нестерова. – СПб. : Золотой век : Художник России, 2003. – 288 с.: ил.

Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX века : Альбом / авт.-сост. А. Б. Стерлигов. – М. : ГОЗНАК, 1986. – 150 с.:ил

Русакова А.А. Зинаида Серебрякова, 1884-1967 / А.А. Русакова. – М. : Искусство - XXI век, 2006. – 375 с. : ил.

Чижова И.Б. Судьба придворного художника : В.Л. Боровиковский в Петербурге [Текст] / И. Б. Чижова. – СПб. : ЛЕНИЗДАТ, 2001. – 266 с.: ил.

Ярошенко / авт. текста Г. Вольф. – Москва : Белый город, 2008. – 48 с. : ил.

 

Подготовила М.В. Компаниец, библиотекарь

отдела литературы по искусству