Экскурсия по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Сергей Бондарчук. Судьба и фильмы К 100-летию со дня рождения режиссера и актера С.Ф. Бондарчука
Без Сергея Бондарчука невозможно представить кинематограф второй половины XX века. Сам он считал главным для себя и в актерском творчестве, и в режиссуре – воздействовать на зрителей тем способом, что Лев Толстой определял как "заражение чувствами". Каждый его фильм, каждый эпизод вызывает отклик, сочувствие к происходящему на экране. Режиссер от природы был наделен поразительным чувством правды и красоты. ![]() Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в семье сельских тружеников на Украине. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехала в Таганрог, а затем в Ейск. Жители Кубани считают С.Ф. Бондарчука своим земляком, гордятся тем, что он провел годы детства и юности в приморском городке Ейске. Еще в школе будущий режиссер мечтал стать актером и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях. Первые театральные роли Бондарчука сыграны на сцене Ейского драматического театра. Став студентом Ростовского театрального училища, будущий режиссер отлично учился и параллельно играл в местном театре. Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел – в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена, в том числе "За оборону Кавказа". ![]() После войны Бондарчук решил вернуться к актерской работе, в 1947 году поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После фильма "Молодая гвардия", где он сыграл Валько, Сергея Бондарчука стали звать в кино, а после исполнения главной роли в картине "Тарас Шевченко" в 1951 году он стал всенародно знаменит. Режиссерский дебют Бондарчука – картина "Судьба человека". Рассказ Михаила Шолохова был опубликован в газете "Правда" в1956 году. В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на поразившем его искренностью и пронзительностью шолоховском материале. ![]() "Судьба человека" – это история простого русского солдата, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила семьи, но не сломила дух: он сохранил человеческое достоинство, отзывчивое сердце и способность любить. В этом фильме о большой русской душе Сергей Бондарчук и как исполнитель главной роли, и как режиссер без излишнего пафоса достигает высокой степени обобщения: судьба Андрея Соколова – это судьба народа, судьба страны. Фильм вышел на экраны в 1959 году, его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях "Судьба человека" удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. Вскоре после успеха первого фильма Сергей Бондарчук получил разрешение экранизировать роман-эпопею Льва Толстого "Война и мир". Фильм стал главной картиной его жизни и одной из самых масштабных кинолент за всю историю мирового кинематографа, ![]() Над экранизацией Бондарчук работал очень тщательно: несколько раз ездил в Ясную Поляну, изучал рукописи Толстого, консультировался с научными работниками, чтобы в точности воспроизвести наряды, обмундирование войск, обстановку имений. В съемках использовали как подлинные предметы начала XIX века, так и копии, которые изготовили специально для картины. Для участия в батальных сценах был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовали около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Для эпизодов отлили свыше пятисот тысяч холостых патронов. В создании исторических костюмов, военной техники, снаряжения принимали участие заводы, фабрики и мастерские всей страны. Результатом титанической работы режиссера и всей съемочной группы стало то, что спустя сто лет после написания книги Толстым, в 60-е годы ХХ века создателям фильма удалось передать атмосферу, описанную в книге, приблизиться к толстовским героям. ![]() Сам Сергей Бондарчук также играл в "Войне и мире" Пьера Безухова и читал толстовский текст "от автора". Напряжение было так велико, что однажды на съемках Бондарчук пережил клиническую смерть. Успех фильма был оглушителен. Четыре серии эпопеи с участием множества звезд советского кинематографа посмотрели свыше 135 миллионов зрителей. Образы героев фильма произвели такое впечатление, что Наташу Ростову и Андрея Болконского стали представлять именно как Людмилу Савельеву и Вячеслава Тихонова, а масштабная сцена Бородинской битвы воспринималась как историческая хроника. Картина завоевала признание в СССР и за рубежом, получила несколько престижных наград, среди которых признание на Московском и Каннском фестивалях, "Оскар" и "Золотой глобус" США. В 1975 году Сергей Бондарчук экранизировал роман Михаила Шолохова "Они сражались за Родину". Эта картина – о подвиге рядовых, о войне как о повседневной тяжелой работе: об усталости от постоянного недосыпания, о стыде за отступление перед солдатскими матерями, о ранениях. Сам Бондарчук, знавший о войне не понаслышке, в одном из своих интервью сказал: "Я знаю, чего стоит каждая пядь Родины". ![]() Каждый герой этой тяжелой и трагической истории стал родным и любимым отечественному зрителю. В каждом бойце – любовь к жизни, желание сражаться за Родину, надежда на мир и светлое будущее. В фильме снималась целая плеяда лучших советских актеров, многие – бывшие фронтовики. Прямо во время съемок умер Василий Шукшин. "Если ненависть к врагу мы несем на кончиках штыков, то любовь к Родине мы храним в своем сердце" – этими словами завершается фильм. Фильм о любви к Родине. ![]() В 1986 году Сергей Бондарчук экранизировал трагедию А.С. Пушкина "Борис Годунов", в которой исполнил главную роль. Литературный образ Бориса Годунова был одним из самых любимых у Бондарчука, мечтавшего сыграть этого героя много лет. В этой картине он выступил также в качестве автора сценария. Съемки фильма проводились совместно с киностудиями Чехословакии, Западного Берлина и Польши. Фильм был показан в рамках основной программы Каннского кинофестиваля 1986 года. Драма "Борис Годунов" по мотивам одноименной пьесы А.С. Пушкина – последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны при его жизни. С первых своих актерских и режиссерских работ Бондарчук задал тот невероятно высокий уровень, которого придерживался до конца, в работе над каждым фильмом стремился к достоверности и точности. Режиссер признавался, что не жил нормальной жизнью, а только работал и работал, что не сумел по-человечески похоронить родителей, потому что был на съемках, не увидел, как выросли собственные дети, два раза пережил клиническую смерть. ![]() Значение творчества Бондарчука настолько весомо, что мало кого из кинорежиссеров мира, работавших в XX веке, можно поставить рядом с ним. Достаточно было бы создать любой из его великих фильмов, чтобы войти в историю выдающимся деятелем кино. На Кубани бережно чтят память Сергея Федоровича Бондарчука, прочными узами связанного с небольшим тихим городком Ейском. Ведь здесь, на кубанском побережье Таганрогского залива, прошли его детство и юность, здесь до конца своих дней жили его родители, здесь начали сбываться его мечты о творчестве. В 2007 году именно в Ейске был открыт первый в России бронзовый памятник Мастеру. О яркой творческой судьбе великого человека и режиссера рассказывают книги, хранящиеся в отделе литературы по искусству.
Список использованной литературы:
ü Бондарчук, С.Ф. Воспитание правдой. – Москва : Просвещение, 1993. – 143 с. ü Бондарчук, С.Ф. Желание чуда. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 220 с. : ил. ü Высторобец, А.И. Сергей Бондарчук: судьба и фильмы. – Москва : Искусство, 1991. – 333 с. : ил. ü Котенко, Е.А. Замечательные люди Ейска. – Ейск : ЮгПолиграф, 2004. – 560 с. ü Котенко, Е.А. Земляки мои ейчане. – Ейск : ЮгПолиграф, 2010. – 560 с. ü Котенко, Е.А. Памятник Сергею Бондарчуку в Ейске. – Ейск : ЮгПолиграф, 2007. – 72 с. ü Котенко, Е.А. Шолохов и Бондарчук. – Ейск : ЮгПолиграф, 2005. – 52 с. ü Палатникова, О.А. Сергей Бондарчук. Его война и мир / О.А. Палатникова. – Москва : Алгоритм, 2017. – 368 с. ü Подвиг, В., Черненко, А. Мастерская Сергея Бондарчука. – Москва : Искусство, 1985. – 400 с. : ил. ü Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников / сост. О. Палатникова. – Москва : Эксмо, 2003. – 560 с. : ил. ü Сиркес, П.С. Режиссеры-собеседники. – Москва : Союз кинематографистов СССР, 1989. – 112 с. ü Толченова, Н. Мера красоты : Кино Сергея Бондарчука. – Москва : Советская Россия, 1974. – 287 с. ü Ханютин, Ю. Сергей Бондарчук. – Москва : Искусство, 1962. – 211 с. : ил.
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству
|