Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

 

Роль и значение прокуратуры

как правоохранительного органа в современной России

 

История российской прокуратуры начинается с создания Петром I "Ока Государева" Указом от 12 января 1722 г. В дальнейшем прокуратура переживала разные времена, менялась ее структура и компетенция прокурорских работников, а также степень влияния на состояние законности в государстве. В XXI в. в целях обеспечения законности круг средств прокурорского воздействия расширился, что обусловлено развитием общества и постиндустриального формата государства.

В статье И.Д. Мальцагова "Становление и развитие прокуратуры и института прокурорского надзора в России" (Закон и право. 2018. № 3. С. 94-96) выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определена структура дореволюционного прокурорского надзора, раскрыты особенности развития отечественной прокуратуры в советский период. Сделан вывод о важнейшем значении прокуратуры в системе правоохранительных органов России, а также значении законодательных актов, касавшихся данного надзорного органа.

На страницах периодической печати прокуратуре отводят особое место в системе правоохранительных органов, отмечая ее первостепенную функцию – правозащитную деятельность. Так, К.Н. Карпов в статье "Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности" (Закон и право. 2018. № 12. С. 135-138) исследовал наиболее спорные в юридической науке теоретические положения о целях, задачах и объектах прокурорского надзора, раскрыл различные взгляды на данные положения. Автор сделал аргументированный вывод о сути прокурорской деятельности и сформулировал теоретические понятия "задачи прокурорского надзора" и "объекты прокурорского надзора".

В статье "Юридическая характеристика основных функций прокуратуры Российской Федерации" Д.Ю. Паршунин (Закон и право. 2020. № 1. С. 140-146) рассмотрел ключевые функции прокуратуры, такие как надзор за соблюдением законов, судебное рассмотрение дел, уголовное преследование, координация деятельности, участие в правотворческой деятельности, административное преследование, международное сотрудничество. Особое внимание автор уделил правозащитной функции прокуратуры, которая рассматривается через ее назначение, состоящее не только в восстановлении нарушенных прав и свобод человека, но и в обеспечении соответствия деятельности органов государственной власти и иных инстанций тем стандартам в области защиты, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и иных законах.

В статье "Анализ состояния законности как деятельность органов прокуратуры" Л.Л. Леонтьев (Законность. 2020. № 10. С. 14-18) анализирует понятие законности, рассматривает проблемы правоприменительной практики при осуществлении прокурором анализа состояния законности и предлагает пути решения имеющихся проблем.

Новая функция прокуратуры – законодательная. К.С. Иналкаева в своей публикации "Участие прокуратуры в законодательной деятельности" (Современное право. 2019. № 11. С. 37-41) исследует вопросы участия прокуратуры в законодательном процессе, ее деятельность по устранению противоречий в законодательстве путем вынесения протестов и представлений на законы субъектов Российской Федерации в законодательный орган. Автор констатирует, что участие прокурора в законодательном процессе положительным образом влияет на качество принимаемых законов, стабильность правовой системы, уровень правовой защищенности граждан.

Информационные технологии прочно вошли во все сферы общественной жизни. Взаимодействие прокуратуры с гражданами не стало исключением, однако на практике возникает немало проблем. С.Г. Бывальцева в статье "Обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение органами прокуратуры: проблемы правового регулирования" (Конституционное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 31-35) поднимает проблемы, с которыми сталкиваются органы прокуратуры при осуществлении деятельности по обеспечению права граждан на обращение. Отмечается, что наиболее часто эти проблемы связаны с неурегулированностью вопросов порядка подачи и рассмотрения обращения, что приводит к противоречивой практике правового регулирования данного вопроса в деятельности различных государственных органов и существенно затрудняет реализацию гражданами права на обращение. По результатам анализа действующего законодательства, прокурорской и судебной практики автор приходит к выводу, что необходимо реформирование законодательства об обращениях граждан, в связи с чем в статье предложены конкретные рекомендации по его совершенствованию.

В статье "Взаимодействие прокуроров с гражданами через портал Госуслуг" М. Шакирьянов (Законность. 2020. № 11. С. 16-19) рассматривает теоретические и практические аспекты проблем, связанных с реализацией гражданами права на обращения электронным способом в органы прокуратуры с жалобами на нарушения закона.

Еще одну проблему поднимает Ф.Г. Мышко в работе "Использование электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в органах прокуратуры Российской Федерации" (Закон и право. 2019. № 4. С. 154-156). Автор утверждает, что деятельность прокуратуры должна соответствовать задачам, поставленным президентом, а именно скорейшему внедрению в деятельность государственных органов цифровых технологий. А также обосновывает необходимость принятия нормативного правового акта, которым будут урегулированы вопросы получения, использования электронных цифровых подписей в органах и организациях прокуратуры.

Сотрудниками центра правовой информации и электронных ресурсов подготовлен библиографический список публикаций по данной теме. Все перечисленные материалы предоставляются в центре как в печатном, так и в электронном виде.

  


Роль и значение прокуратуры как правоохранительного органа

в современной России

 

Библиографический список

 

1.     Азизов, Дж. Г. Уголовно-процессуальная функция обвинения и ее реализация в деятельности военного прокурора / Дж. Г. Азизов // Государство и право. – 2020. – № 5. – С. 153–158.

2.     Амирбеков, К.И. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с институтами власти и общества / К.И. Амирбеков // Российская юстиция. – 2018. – № 8. – С. 4–7.

3.     Артеменков, В.К. Феномен нормативного правового акта Генеральной прокуратуры РФ в законодательстве и судебной практике / В.К. Артеменков // Законность. – 2020. – № 1. – С. 9–12.

4.     Белов, С.Д. Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами / С.Д. Белов // Законность. – 2018. – № 8. – С. 3– 6.

5.     Бондарь, Е.О. О проблемах законодательного урегулирования компетенции органов прокуратуры / Е.О. Бондарь, А.Г. Андреев // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 127–130.

6.     Бывальцева, С.Г. Защита органами прокуратуры права граждан на обращение в форме электронного документа / С.Г. Бывальцева // Законность. – 2019. – № 12. – С. 25–30.

7.     Бывальцева, С.Г. Обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение органами прокуратуры: проблемы правового регулирования / С.Г. Бывальцева // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 4. – С. 31–35.

8.     Бывальцева, С.Г. Рассмотрение органами прокуратуры и иными государственными органами обращений граждан, поданных на иностранном языке и языке народов Российской Федерации / С.Г. Бывальцева, М.М. Черепанов // Законность. – 2020. – № 7. – С. 27–31.

9.     Гасанов, Т.Ф. Отдельные аспекты прокурорского надзора за органами дознания / Т.Ф. Гасанов // Закон и право. – 2019. – № 9. – С. 143–144.

10.                       Дегтярев, С.Л. Взаимодействие юридического вуза и органов прокуратуры при организации работы юридической клиники / С.Л. Дегтярев, П.Г. Решетников // Вестник гражданского процесса. – 2020. – № 1. – С. 51–58.

11.                       Демичев А.А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры / А.А. Демичев // Экологическое право. – 2018. – № 3. – С. 17–19.

12.                       Елькина, А.В. Правовое обеспечение организации работы прокуратуры закрытого административно-территориального образования / А.В. Елькина, А.А. Тювин // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 1. – С. 161–167.

13.                       Ильина, О.В. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции / О.В. Ильина // Российская юстиция. – 2019. – № 2. – С. 61–63.

14.                       Иналкаева, К.С. Участие прокуратуры в законодательной деятельности / К.С. Иналкаева // Современное право. – 2019. – № 11. – С. 37–41.

15.                       Карпов, К.Н. К вопросу об оптимизации функции участия прокурора в судопроизводстве / К.Н. Карпов // Закон и право. – 2019. – № 11. – С. 147–149.

16.                       Карпов, К.Н. Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности / К.Н. Карпов // Закон и право. – 2018. – № 12. – С. 135–138.

17.                       Карташова, А.Г. Роль прокуратуры в законодательном урегулировании криптовалюты / А.Г. Карташова, О.П. Копылова, С.В. Медведева // Безопасность бизнеса. – 2018. – № 6. – С. 12–15.

18.                       Княжиченко, К.Ю. Совершенствование конституционно-правового регулирования судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации / К.Ю. Княжиченко // "Черные дыры" в Российском законодательстве. – 2018. – № 1. – С. 55–56.

19.                       Козлова, Н.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Н.С. Козлова // Закон и право. – 2018. – № 2. – С. 129–131.

20.                       Коломоец, И.И. Особенности реализации надзорной функции прокуратуры за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия / И.И. Коломоец // Закон и право. – 2018. – № 2. – С. 125–128.

21.                       Королев, И.А. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – вопрос законодательного разграничения / И.А. Королев // Закон и право. – 2019. – № 6. – С. 150–152.

22.                       Крошкин, К.В. Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений / К.В. Крошкин // Законность. – 2018. – № 3. – С. 37–41.

23.                       Курышов, И.С. К вопросу о формировании кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации / И.С. Курышов // Закон и право. – 2018. – № 11. – С. 128-131.

24.                       Леонтьев, Л.Л. Анализ состояния законности как деятельность органов прокуратуры / Л.Л. Леонтьев // Законность. – 2020. – № 10. – С. 14–18.

25.                       Мальцагов, И.Д. Становление и развитие прокуратуры и института прокурорского надзора в России / И.Д. Мальцагов // Закон и право. – 2018. – № 3. – С. 94–96.

26.                       Мамыкин, А.С. К вопросу о роли Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ в укреплении законности и правопорядка в странах Содружества / А.С. Мамыкин // Закон и право. – 2018. – № 12. – С. 120–124.

27.                       Миронов, А.Л. О месте прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации / А.Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 5. – С. 190–192.

28.                       Мышко, Ф.Г. Использование электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в органах прокуратуры Российской Федерации / Ф.Г. Мышко, Е.Ю. Кудряшов // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 154–156.

29.                       Никитин, Е.Л. Типичные нарушения законодательства об оплате труда, выявляемые органами прокуратуры / Е.Л. Никитин, М.Н. Кустов // Трудовое право в России и за рубежом. – 2019. – № 3. – С. 38–41.

30.                       Отческая, Т.И. Обеспечение прокуратурой и судами свободы экономической деятельности / Т.И. Отческая // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 6. – С. 70–74.

31.                       Паршунин, Д.Ю. Юридическая характеристика основных функций прокуратуры Российской Федерации / Д.Ю. Паршунин // Закон и право. – 2020. – № 1. – С. 140–146.

32.                       Патрушев, Н.А. О понятии прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Н.А. Патрушев // Закон и право. – 2019. – № 6. – С. 184–186.

33.                       Патрушев, Н.А. О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Н.А. Патрушев // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 169–171.

34.                       Поляков, М.М. История противодействия коррупции органами прокуратуры в государственном управлении дореволюционной России XVIII – начала XX в. / М.М. Поляков // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 6. – С. 11–19.

35.                       Поторыкина, Е.Ю. Развитие правового регулирования процессуального статуса прокурора в стадии возбуждения уголовного дела / Е.Ю. Поторыкина // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 5. – С. 215–220.

36.                       Прушинский, Д.И. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений / Д.И. Прушинский, Б.А. Тугутов // Законность. – 2019. – № 5. – С. 17–21.

37.                       Савин, Д.В. Оспаривание прокуратурой отдельных условий договоров аренды лесных участков / Д.В. Савин // Законность. – 2020. – № 1. – С. 17–18.

38.                       Смирнов, А.Ф. Соотношение принципов законности и целесообразности в организации деятельности прокуратуры / А.Ф. Смирнов // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 8. – С. 188–194.

39.                       Тарасова, Д.М. Значение и применение теоретических подходов к определению понятия и сущности религиозного экстремизма в деятельности прокуратуры Российской Федерации / Д.М. Тарасова // Российский следователь. – 2020. – № 1. – С. 53–57.

40.                       Ульянов, А.Ю. Дискуссии о прокуратуре на этапах конституционного совещания 1993 г. / А.Ю. Ульянов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 9. – С. 43–48.

41.                       Ульянов, А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры / А.Ю. Ульянов // Российская юстиция. – 2018. – № 3. – С. 5–7.

42.                       Фомичева, О.А. Прокуратура как субъект права законодательной инициативы в законотворческой деятельности / О.А. Фомичева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 10. – С. 50–55.

43.                       Шакирьянов, М. Взаимодействие прокуроров с гражданами через портал Госуслуг / М. Шакирьянов // Законность. – 2020. – № 11. – С. 16–19.

44.                       Шушняев, Д.А. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов прокуратуры с органами муниципального земельного контроля / Д.А. Шушняев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 7. – С. 35–38.

45.                       Шушняев, Д.А. Некоторые проблемные вопросы, возникающие при реализации органами прокуратуры полномочий по защите в судебном порядке прав и законных интересов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере земельных правоотношений / Д.А. Шушняев // Российская юстиция. – 2019. – № 10. – С. 49–52.

 

Информацию подготовила

Щеголева И.В.,

зав. ЦПИЭРССК