Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Уважаемые читатели! 25 февраля мир живописи празднует 180-летие удивительного художника, тонкого мастера света, импрессиониста Пьера Огюста Ренуара.

Отдел литературы по искусству представляет виртуальную книжно-иллюстративную выставку "Художник радости и света", посвящённую этой дате.

Ренуар стал одной из ключевых фигур живописи XIX века. Его имя стоит в одном ряду с именами Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и других основоположников импрессионизма.

Пьер Огюст Ренуар родился в Лиможе 25 февраля 1841 года в семье портного, где стал шестым ребенком из семи. С самого детства Ренуар был приучен к труду, и в 14 лет его определили на учёбу в мастерскую по росписи фарфора. Кроме живописи, он занимался скульптурой, графикой и даже пением в церковном хоре, производя огромное впечатление на регента.

Первой успешной работой Ренуара, высоко оценённой французским обществом, стал портрет его возлюбленной «Лиза с зонтиком». Строгое изображение молодой девушки в белом платье ненадолго стало визитной карточкой живописца. В это время Ренуар находился под влиянием художников Барбизонской школы, а также Эжена Делакруа и Гюстава Курбе.

Импрессионисты нередко изображали друзей и их жён. Так, Огюст писал Фредерика Базиля, Клода Моне и его избранницу, Альфреда Сислея и его жену. Последняя пара позировала для одной из самых популярных картин Ренуара (1868). Главным персонажем на картине, безусловно, является Мари Эжени – её взгляд, яркая, пышная юбка, выделяющаяся на общем фоне полотна. Здесь же игра света и линий более сбалансирована, чем в "Лизе", ярко выражена композиция  – это влияние поездки Ренуара в Лувр, где он вдохновился мировыми шедеврами живописи.

Совместные занятия живописью Клода Моне и Огюста Ренуара вылились в серию картин (1869), изображающих Лягушатник, плавучий ресторан и прокат лодок. Три картины каждого художника практически не различимы между собой: люди на берегу реки и пристани, кабинки для переодевания, купальщики, гребные лодки и так далее.

В "великий период импрессионизма" Пьер Огюст создаёт свои самые значимые шедевры.

На картине "Ложа", написанной в 1874 году, изображён родной брат художника Эдмон Ренуар и модель Нини Лопес. На её лице заметны отблески газовых светильников, поза расслаблена. Опустив бинокль, она подаётся вперед, желая быть центром внимания, в отличие от мужчины, который скрыл своё лицо биноклем.

Судьбоносной для всего творческого пути Ренуара, стала встреча с актрисой  Леонтиной Паулиной Жанной Самари. Они познакомились в 1877 году, когда Самари была популярна не менее Сары Бернар. Сам же Ренуар признавался, что Самари на сцене не видел – ему не нравился театр Комеди Франсез, где выступала Паулина, однако это не мешало восхищаться её внешностью, воспевать её образ в своих полотнах.

Самые прекрасные портреты – "Мечтательница" и "Портрет Жанны Самари в розовом платье" – хранятся в фондах российских ГМИИ им А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Используя яркие краски палитры, Ренуар превращает маленькую, полноватую комедиантку в утончённую молодую даму. Особенно это заметно на портрете в бледном розовом платье, где актриса изображена в полный рост, в одеянии с глубоким вырезом и в белых перчатках.

Картина "Бал в Мулен де ла Галетт" была написана благодаря одному из приятелей художника, который обнаружил набросок в мастерской и настоял на создании полноценной картины. Полотно стало классикой импрессионизма. Всё в картине подчинено движению: благодаря игре света и красок складывается ощущение, как будто и за рамкой картины продолжается жизнь.

Подобно "Балу", где персонажи буквально в движении, Ренуар пишет такой же живой "Завтрак гребцов". Причина популярности картины среди зрителей заключалась в свободе и удовольствии. На ней изображена группа молодых, флиртующих между собой, свободных парижан, наслаждающихся вкусной едой и отдыхом. Среди них можно увидеть художников Эжена Лестринга, Поля Лота, Гюстава Кайботта, актрису Жанну Самари, известную натурщицу Анжель и даже Алину Шариго – жену Ренуара.

В ряду самых знаменитых работ Ренуара стоят картины из серии "Вальсирующие". "Танец в Буживале", "Танец в городе" и "Танец в деревне" – очередная попытка художника обратиться к теме развлекающихся горожан. Но, в отличие от предыдущих работ, где внимание рассеивается по картине, здесь зритель находит точку, на которой останавливает свой взор.

Мастер стремился показать праздничную сторону жизни горожан. Мы видим безмятежные сцены отдыха, пёстрых героев, динамичные прогулки, балы с танцами. Несмотря на то, что в разные периоды творчества Ренуар кардинально пересматривал многие свои приёмы, особенностью его письма всегда была эмоциональность, лёгкая мимолетность.

С начала 1980-х до начала 1890-х годов длится «энгровский период» творчества Ренуара, по имени Энгра, признанного лидера академизма. Сам же художник называл его «кислым». Под влиянием работ классиков эпохи Возрождения вкус живописца меняется. Ренуар решительно отказывается от импрессионизма и возвращается к реализму. Однако импрессионистические черты всё равно видны в его работах.

С жанром натюрморта у Ренуара были особые отношения – для него обращение к натюрморту было возможностью пробовать новые стилистические решения, новые цветовые сочетания. Стоит отметить, что картины именно этого жанра легче всего было продать за хорошую цену.

Ренуар играл с цветом, подбирал новые композиции, усложнял картины новыми, необычными элементами. Примечательно, что одной из последних картин, написанных Ренуаром, был натюрморт.

Как отмечали многие искусствоведы, Ренуар был не только мастером светского портрета. Его кисти так же подвластны и натюрморты, и пейзажи.

Из городских пейзажей художника особо примечателен "Новый мост в Париже", словно остановивший бурную жизнь французской столицы буквально на мгновение. Эдмон Ренуар вспоминал, что они располагались в небольшом кафе на набережной Лувра, и могли сидеть там часами, пока Пьер создавал новые эскизы для этой картины – дома вдалеке, статуи, машины. Доходило до того, что художник просил своего брата выйти и поговорить с прохожими – чтобы успеть сделать рисунок.

Пропитанные солнцем ландшафты Прованса позволяют краскам сиять во всём их великолепии. Так, на картине "Терраса в Кане" Ренуар играет с жёлтыми оттенками, буквально превращая картину в сказку, окутанную закатом.

Заключительный период творчества Ренуара принято называть «красным» – художник стал отдавать предпочтение тёплым красным и розовым оттенкам. Именно в это время он страдал то от одной болезни, то от другой и в результате оказался прикован к постели, и рисовать мог, лишь с большим трудом сжимая кисть ослабевшими пальцами.

В этот период он создаёт серию картин с прачками. Несмотря на примечательную тему тяжёлого труда, Ренуар делает акцент совсем на другом. Фигуры проработаны в мягком, плывущем ритме, а движения прачек утончённые, плавные.

Художник наделял изображения толикой сентиментальности, вызывающей безусловное расположение зрителей. В своих картинах Ренуар показывал человека с разных сторон – при общении с близкими и родными, в единстве с красотой природы, в безостановочном потоке городской жизни.

Художник часто повторял, что ничего не смыслит в живописи, его интересуют только женщины, дети и розы. Более того – любые разговоры об искусстве нагоняли на него тоску, а порой и вовсе приводили в бешенство.

До наших дней дошло более 1400 картин Ренуара, 1377 из них написаны в импрессионистской манере. За несколько часов до своей смерти он попросил дать ему кисть, краски и новую палитру, чтобы написать натюрморт с собранного для него букета. Его последними словами было: «Кажется, я начинаю в этом что-то понимать».

Составитель:

Компаниец М.В.,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Андерсон, Д. Ренуар / Д. Андерсон ; пер. Я. Метеор. – Москва : СПИКА, 1995. – 80 с.

Ренуар, Ж. Огюст Ренуар / Ж. Ренуар ; пер. с фр. О. Волкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 416 с. : ил.

Воллар, А. Ренуар / А. Воллар ; пер. с фр. Н. Тырсы. – Москва : Республика, 1995. – 256 с. : ил.

Лебедянский, М.С. Портреты Ренуара / М.С. Лебедянский. – Москва : Изобразительное искусство, 1998. – 175 с. : ил.

Ренуар / текст и сост. М.Ю. Торопыгина. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 128 с.

Готье, М. Ренуар / М. Готье ; пер. В.Н. Тяжелова. – М. : Слово, 1995. – 96 с.: ил.

Файст, Пите Х. Пьер Огюст Ренуар. 1841-1919. Мечта о гармонии : пер. с англ. / П. Х. Файст. – М. : Арт-Родник, 2001. - 96 с.: ил.

Нере, Ж. Ренуар. Художник счастья, 1841-1919 / Ж. Нере. – М. : Арт-Родник : Taschen, 2003. – 440 с. : ил.

Перрюшо, Анри. Жизнь Ренуара / А. Перрюшо ; пер с фр. С. А. Тарханова. – М. : Прогресс, 1976. – 464 с.: ил

Импрессионизм : [альбом] / текст и сост. Т.М. Котельниковой. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 128 с. : ил.