Костомаров Николай Иванович, российский историк, этнограф, публицист, писатель. Родился 4 (16) мая1817 г. в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1836). В 1841 году подготовил магистерскую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России», которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки темы. В1844 г. защитил диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». С1846 г. – профессор Киевского университета, один из организаторов тайного Кирилло-Мефодиевского общества. В1847 г. был арестован и после годичного заключения сослан в Саратов под надзор полиции с запрещением преподавать. До1857 г. служил в Саратовском статистическом комитете, собирал сведения об истории губернии и ее экономике. В 1859-1862 гг. – экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета, с1860 г. – член Археологической комиссии в Санкт-Петербурге. В1862 г. историк отказался поддержать протест против ссылки профессора П.В. Павлова, что вызвало возмущение передовых студентов, и вынужден был уйти из университета. В последующие годы Костомаров целиком отдался любимому делу – исследованию и освоению малоизвестных страниц отечественной истории. Умер 7 (19) апреля1885 г. в своей петербургской квартире на Васильевском острове. Похоронен на Волковском кладбище у «Литературных мостков».
Имя Николая Ивановича Костомарова занимает достойное место рядом с именами выдающихся российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Общественно-политический деятель, поэт, просветитель – в сфере его научных интересов была не только история, но и археология, этнография, фольклористика. Научное и литературное наследие Костомарова обширно и многообразно и заслуживает самого пристального изучения.
Внимание ученого к народной истории – антитеза этатизму как дворянской, так и государственной историографии. Конкретным выражением этой идеи Н.И. Костомарова является исследование «Русская республика (Северорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада)» (Москва, 1994). Автор утверждает, что естественное историческое развитие Древней Руси вело к федерации русских княжеств-государств, каждое из которых должно было сохранить и политическую свободу, и экономическую независимость. Однако нельзя утверждать, что Костомаров не видел отрицательных черт вечевого строя, его «безладицу и непрочность». Исследовательская интуиция ученого позволила ему понять, что исторический процесс сведения русских земель в единое Московское (Российское) государство, при всей своей драматичности, был неизбежен, иначе Российской державы и славянского мира могло не быть вообще. Освободиться от чужеземного ига, противостоять непрерывным иностранным покушениям и притязаниям можно было только ценой концентрации народных сил всей Руси.
Крупная работа «Смутное время Московского государства в начале XVII в.» (Москва, 1994) свидетельствует, что автора привлекает в первую очередь тот исторический материал, где с особой силой и определенностью проявляются действия народных масс. В этом сочинении Костомаров убедительно доказывает, что именно народное ополчение, сформированное Мининым и Пожарским, спасло Россию, впавшую в бездну безвластия, от гибели, от исчезновения как самостоятельного государства.
В книгу под условным названием «Раскол. Исторические монографии и исследования» (Москва, 1994), кроме статей об истории противоборства в религиозно-духовной жизни России XVI– XVII вв., вошли работы историка о первоначальной русской летописи, об установлении единодержавия на Руси, о личности царя Ивана Грозного, о первой русской императрице Екатерине Алексеевне и другие.