Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

СОГРЕЕТ ВСЕХ МОЕ БЕССМЕРТЬЕ

 

Каждая строчка - пощёчина. Голос мой - сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

               И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

И. Северянин "В блесткой тьме"

 

И. Северянин.jpgИгорь Северянин(Игорь Васильевич Лотарев), которому 16 мая 2017 исполняется 130 лет со дня рождения, поэт сложный, двусмысленный, очень  тонкий и многим непонятный. Он остро ощущал дух своего времени, высмеивал пошлость и мещанство, пародировал декадентскую мораль.

На выставке, посвященной творчествузнаменитого русского поэта начала 20 века, читатели увидятприжизненные изданияпроизведений И. Северянина. Это  «Громокипящий кубок» с предисловием Ф. Сологуба (Москва, 1913)– первая книга, принесшая автору ошеломляющий успех (сборник выдержал десять изданий общим тиражом 31348 экземпляров),«Златолира» (Москва, 1915).

Читатели могут ознакомиться с коллекцией прижизненных изданий поэтов, которых Игорь Северянин считал своими предтечами:«Стихотворения. Маленькие поэмы»  (С.-Петербург, 1896)Константина Фофанова, выпущенные издательством А. С. Суворина,  «Стихотворения. 1898-1900» (С.-Петербург,1900) и «Стихотворения. 1902-1904» (С.-Петербург, 1904)Мирры Лохвицкой.

Для книговедов и всех, кто интересуется поэзией «серебряного века», будут интересны прижизненные издания соратников  И. Северянина.Среди них «Версты» (Москва 1922)и «Царь-девица: поэма-сказка» (Москва, 1922) Марины Цветаевой, «Для голоса» (Берлин, 1923), «Война и мир» (Ленинград, 1924) Владимира Маяковского, «Последние мечты.Лирика 1917-1919 года» Валерия Брюсова (Москва, 1920), «Собрание стихов 1889-1903 гг.» Зинаиды Гиппиус (Москва, 1904) «Сатиры» Саши Черного (С.-Петербург, 1910), «Великий благовест» Федора  Сологуба  (Москва:Петроград, 1923).

Имена этих поэтов - гордость русской литературы, поэтому их прижизненные издания являются библиографической редкостью и включены в Общероссийский свод книжных памятников РФ.

Многие поэты начала 20 века свои произведения печатали в литературных журналах и альманахах, таких как «Аполлон», «Русская мысль». Эти издания, ориентированные на массового читателя, также можно увидеть на нашей выставке. В них встречаются прижизненные публикации А. Белого, А. Блока, Ф. Сологуба, Н. Гумилёва, В. Иванова, К. Бальмонта, З. Гиппиус и др.

Игорь Северянинбыл одним из основоположников, так называемых, «русских реситалей» - выступлений со своими стихами в концертных залах.Вместе с В. Маяковским он принял участие  в турне по городам России. Это было время расцвета движения футуристов. Поэт посетил Екатеринодар с поэзоконцертамив феврале 1917 года.

Громокипящий кубок.jpgЭти гастроли получили название Олимпиады российского футуризма, отличительной особенностью которой стало объединение на короткий срок литературных соперников - кубофутуристов  В. Маяковского и Д. Бурлюка с эгофутуристами И. Северяниным, В. Баяном, И. Игнатьевым. События тех дней запечатлены в воспоминаниях  и статьях  современников о В. Маяковском, объединенных в книге «Маяковскому: сборник воспоминаний и статей» В. Б. Азарова (Ленинград, 1940).

Пиком своего всероссийского признания И. Северянин считал избрание его «королем поэтов» в Политехническом музее в Москве в 1918году.

Издание «Автографы поэтов серебряного века: дарственные надписи на книгах»(Москва, 1995) посвящено хранящимся в Российской государственной библиотеке автографам поэтов «серебряного века». В немфаксимильно воспроизведены5 дарственных надписей И. Северянина, адресованные В. Я. Брюсову, В.И. Иванову и А. Ранниту. Они позволяют не только познакомиться с содержанием автографа, но и увидеть образ, почерк  поэта, что открывает дополнительные возможности для восприятия его личности. Дарственные надписи сопровождаются отрывками из стихов, писем, воспоминаний. Этим подчеркивается связь содержания автографа с жизнью и творчеством автора и адресатов.

Одной из важных особенностей поэзии И. Северянина является его словотворчество. Он  экспериментировал с языком, создавая парадоксальные неологизмы. При этом изобрел почти три с половиной тысячи новых слов: снегурочность, оцариться, свирельница, Миррэлия, Эклерезита, смеюнья, грёзность и т.д. Специальному филологическому анализу словообразования поэта посвящена работа профессора Р.Ф. Брандта «О языке Игоря Северянина», опубликованная в сборнике «Критика о творчестве Игоря Северянина» (Москва, 1916). Это издание включает также статьи В.Я. Брюсова, С. Боброва, рецензии А. Измайлова, А. Крайнего (З. Гиппиус), Р.В. Иванова-Разумника, С.Я. Рубановича, В. Шмидта, В. Гиппиуса, А. Амфитеатрова и др.

Программа поэзовечера.jpg

Поэт объявил себя футуристом, с дополнительным местоимением «эго» («Я»), дав тем самым название новому направлению поэзии- эгофутуризм. Книжки футуристов издавались незначительными тиражами, с каждым десятилетием они становятся все большей редкостью, поэтому важно зафиксировать все сохранившиеся издания. Этой цели служит «Русская футуристическая книга» из серии «История книжного искусства: монографии и очерки» Е.Ф. Ковтуна  (Москва, 1989), в которой публикуется обстоятельный каталог девятнадцати литографированных и гравированных на линолеуме изданий 1910-х годов. Издание будет интересно профессионалам издательского дела, искусствоведам, культурологам и коллекционерам.

Для читателей, желающих подробнее ознакомиться с футуризмом  как поэтическим течением и произведениями его представителей, предлагаются издания «Футуризм без маски» В. Шершеневича (Москва, 1913), «Футуризм»  Г. Тастевена (Москва, 1914), «Собрание сочинений. - Т. 4. Версификация (Искусство писать стихи)» Н. Шебуева (Петроград, 1915).

Современники по-разному относились и к поэзии И. Северянина, и к его новому зрелищному открытию – эстрадной литературе. Для одних он был кумиром, для других - «калифом на час».Его неоспоримая одаренность и  приверженность ресторанной тематике вызывала неоднозначные отклики. Критическая литература, посвящённая творчеству поэта, представлена в экспозиции следующими изданиями:«Литературно-критические очерки» Н.Я. Абрамовича (Москва, 1909), «Своими глазами: книга воспоминаний»А.М.Арго (Москва, 1965), «Поэзия русского империализма» А. Волкова (Москва, 1935), «Лица и маски» К. Чуковского (С.-Петербург, 1914), «Озимь: статьи о русской поэзии» Б. Садовского (Петроград, 1915) и др.

Из тридцати восьми лет литературной деятельности И. Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, куда переехал в 1918 году. В Россию он больше не вернулся.И. Северянин стал иным, и иными стали его стихи. Он умер в декабре 1941 года и был похоронен в Таллине на Александро-Невском кладбище.

Всех, интересующихся творчеством поэтаприглашаем  в отдел редкой книги.

 

Материал подготовила библиотекарь

 отдела редкой книги Н.А. Парахонская.

 

Ждем Вас:

г. Краснодар

ул. Красная, 8

 

 

График работы отдела редкой книги:

Понедельник – четверг, воскресенье с 9.30 до 19.00

Выходные дни: пятница, суббота