![]() Как записаться в библиотеку Экскурсия по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам оказания государственной услуги Часто задаваемые вопросы ![]() Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте ![]() Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/277678 Краснодар литературный Поиск по сайту
Авторизация
|
ШЕДЕВРЫ НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Немецкий Ренессанс не являлся подражанием итальянскому. Он обладал ярко выраженным своеобразием и имел свою предысторию. В Германии гораздо дольше, чем на родине гуманизма, сохранялся дух Средневековья. Религиозная составляющая была очень значительна в немецком Ренессансе. Художники-северяне передавали каждую деталь земной реальности с предельной точностью и религиозным благоговением. Немецкие художники свободно обращались с приёмами готики в тех случаях, когда хотели добиться максимальной экспрессии рисунка и цвета, необходимой для воплощения образа. Возник своеобразный симбиоз ренессансного жизнеподобия и готической иррациональности.
Альбом «Немецкая живопись» (СПб., 2004) вышел в серии «Национальные школы живописи», и автор текста Ходаковский Е.В. выявляет особенности немецкой культуры, свойства германского художественного почерка. Основным средством познания мира у германцев было не рационалистическое осмысление, а эмоциональная рефлексия, правдивость изображения игнорировалась ради эмоциональной насыщенности. Соответственно и в главе «Ренессанс в немецкой живописи» шедевры германской живописи рассматриваются автором сквозь призму её эмоциональной и духовной направленности.
Новую серию словарей, в которой представлены творческие биографии европейских художников от Средневековья до Нового времени, предлагает издательство «Азбука». В подготовке проекта задействованы сотрудники Эрмитажа и искусствоведы Санкт-Петербурга. Адресованы словари самому широкому кругу читателей. Один из предполагаемых семи томов посвящён живописи двух крупнейших европейских стран: Камчатова А., Котломанов А., Кроллау Н. «Германия. Англия: Биографический словарь» (СПб., 2008). Жизнеописания прославленных мастеров и менее известных художников, обзорные статьи и богатый иллюстративный ряд дают достаточно полное представление об истории изобразительного искусства Германии в эпоху Возрождения. Алфавитный принцип расположения материала, список иллюстраций и именной указатель облегчают поиск информации. В словаре приводятся сведения о месте хранения живописных произведений, списки литературы о творчестве каждого художника.
Эстетическая насыщенность, стремление к экспрессивности, умение примирить рисунок и цвет, плоскость и пространство – черты национальной самобытности немецкой живописи. Этими достоинствами обладают и произведения немецких художников, репродуцированные в альбоме «Немецкая живопись в музеях Советского Союза» (Л., 1972). Автор-составитель альбома Михаил Яковлевич Либман является разносторонним специалистом и знатоком искусства Германии от Возрождения до ХХ века, что и нашло отражение в рассматриваемом альбоме. Альбом сопровождается аннотациями, содержащими основную литературу о каждой картине.
Эрмитажное собрание немецкой живописи содержит много произведений выдающихся мастеров, ещё больше – второстепенных и малоизвестных. Обилие немецких картин в музее обусловлено многовековыми русско-немецкими связями. «Христос на Страшном суде» – одно из первых произведений старого немецкого искусства, попавших в Россию (оно было преподнесено в дар Петру I магистратом города Эльбинга) и поступивших затем в Эрмитаж. Раздел «Немецкая живопись XV – XVII веков» каталога содержит описание шедевров эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения рисунок становится важным средством познания действительности, исходным этапом творчества в любом виде изобразительного искусства. А. Дюрер поднял рисунок на необычайную высоту, уравнял его с другими видами искусства.
Немецкая коллекция художественного музея им. Ф.А. Коваленко невелика: около двадцати живописных произведений, несколько десятков графических листов, богаче представлен фарфор. Основу музейного собрания немецкого искусства составили поступления из Эрмитажа, чем обусловлено появление двух графических листов великого Альбрехта Дюрера: «Святое семейство с тремя зайцами» и «Христос-страстотерпец у колонны» – гордости краснодарского музея. Каталог состоит из трёх разделов, в нём принята сквозная нумерация, в цветном изображении воспроизводятся живописные произведения и часть фарфоровых изделий.
Ренессанс близок нам эмоциональной открытостью образов, вышедших из-под кисти и резца и поистине из глубины души его мастеров. Художники Севера и Юга за внешне различной оболочкой форм передали нам главное – богатство мыслей и чувств, извечную устремлённость человека к неведомым высотам духа.
Понять глубже, систематично и более детально эпоху Возрождения помогут издания: «Возрождение: 1401 – 1610: шедевры европейского искусства» (М., 2003), «Возрождение. XV век: Кватроченто (М., 2008), «Ренессанс: история, эстетика, мастера, шедевры» (М., 2009), подготовленные миланским историком искусства Стефано Дзуффи. Увлекательный, лаконичный, информативный текст, тонко продуманный подбор персоналий и иллюстраций, биографические статьи, словари – весь этот арсенал делает издания С. Дзуффи и незаменимым справочным источником, и занимательным чтением для любителей прекрасного.
| |