Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Студентам о музыке учебно-методической литературы по курсу педагогики, композиции и истории и теории музыки
Учебник Алексеева А.Д. История фортепианного искусства в трех томах (Москва, 1988) появился в процессе многолетней исследовательской и педагогической работы и предназначен служить руководством для студентов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства. Вместе с тем, он является и научным трудом, освещающим пути развития этого искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов. В сборнике Барбана Н. Джазовые портреты. Сто очерков о выдающихся музыкантах американского, европейского и российского джаза (Санкт-Петербург, 2006) автор сочетает биографические подробности и личные характеристики с музыкальным и эстетическим анализом, стремясь очистить облик музыканта от ложных представлений, расхожих мифов и легенд. Книга воссоздает широкую панораму исторического развития джаза. Серия очерков Воробьева И.С. Композиторы русского авангарда (Санкт-Петербург, 2007) о русских композиторах, отразивших в своей музыке основные черты эстетики авангарда 1910 - 1920 г. Автор рассматривает творческие биографии М. Матюшина, А. Лурье, В. Щербачева, Г. Попова, А. Мосолова сквозь призму музыкальный и языковых новаций, характерных для одной из самых интересных эпох в истории отечественной культуры 20 века. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов музыкальных вузов по курсу «История отечественной музыки XX века».
Книга Дмитриева Л. Основы вокальной методики (Москва, 2004) по своему содержанию соответствует программе курса «Основы вокальной методики» для вокальных факультетов консерваторий, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР. Основой для нее послужили стенограммы лекций этого курса, читавшиеся автором в течение многих лет в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в Московской государственной консерватории и Московском Доме народного творчества. В книге Зиновьевой Л.П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании (Санкт-Петербург, 2007) большое внимание уделяется качеству вокальной работы с хором и подготовке студентов-хормейстеров на дирижерско-хоровых занятии к вокальной работе в хоре. Рассматриваются особенности хорового исполнения артикуляционных приемов в контексте произведения и во взаимосвязи их с развитием музыкального построения. Очерки Левой Т.Н. История отечественной музыки второй половины XX века (Санкт-Петербург, 2005) посвящены истории отечественной музыки второй половины XX столетия. Очерки последовательно знакомят читателя с культурно-художественной атмосферой эпохи «оттепели», позднесоветского и постсоветского периодов; анализируют жанровые и стилевые процессы композиторского творчества; представляют монографические портреты наиболее крупных отечественных мастеров. Книга адресована студентам музыкальных вузов.
В 1940 году вышел из печати учебник Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года: XVШ век» (Москва, 1979), в основе которого лежит курс лекций, читавшихся автором для студентов историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории. Пособие Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке: конспект полного курса (Санкт-Петербург, 2009) разработано по авторской программе и включает изучение опубликованных в XX веке методических работ русских и зарубежных авторов. Список этих работ прилагается к каждой теме. В пособии использованы методические работы, опубликованные в последние четверть века и оказавшие влияние на преподавание скрипки и альта в учебных заведениях России. В некоторых случаях дается освещение одних и тех же проблем разными методистами, что подчеркивает вариативность подхода к учебному процессу в ДМШ (ДШИ), сохраняя и развивая достижения русской скрипичной школы. Материал изложен в виде конспекта, простым языком, доступным для студентов. В монографии выдающегося дирижера-исполнителя и педагога, основателя отечественной дирижерской школы Мусина И.А. Язык дирижерского жеста (Москва, 2007) раскрывается специфика одного из сложных видов музыкального исполнительства - искусства дирижирования. Многолетний исполнительский и педагогический опыт позволил автору развернуть концепцию дирижерского искусства, над которой он как ученый-исследователь, педагог и исполнитель-дирижер работал многие десятилетия. Структурно-аналитический метод, примененный к анализу специфики дирижерской профессии, позволил глубоко и всесторонне раскрыть особенности основных компонентов искусства дирижирования. Большое внимание автор уделяет вопросам педагогики, последовательно анализирует проблемы воспитания и обучения дирижера-профессионала, начиная от развития исходных задатков обучающегося, классной и домашней работы и заканчива формированием языка жестов, воздействующего на исполнителей-оркестрантов в условиях репетиций и концертного выступления. Пособие доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Международной академии информатизации Петрушина В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов (Москва, 2008) раскрывает специфику музыкальной деятельности, особенности личности музыканта и его творчества, закономерности функционирования музыкально-психологических процессов, приемы эмоционально-волевой регуляции при подготовке к публичному выступлению. В Приложении даются тесты на выявление профессиональной специализации в различных областях музыкальной деятельности. Фундаментальный труд Рапацкой Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века (Москва, 2001) охватывает историю музыки России от древности до «серебряного века». Предлагается емкая информация об этапах развития отечественной музыки, анализ ее основных напрвлений, портреты выдающихся композиторов. Учебник Теория современной композиции (Москва, 2007) результат коллективного труда преподавателей кафедры теории музыки Московской консерватории. Сборник посвящен острейшим проблемам музыкального искусства 2-й половины XX века. В нем не только обобщены и систематизированы уже имеющиеся научные данные из авторитетных отечественных и зарубежных изданий, но и предлагаются новейшие, прежде не публиковавшиеся разработки авторского коллектива. В качестве учебного пособия может быть использовано для студентов - музыковедов, композиторов, а также музыкантов других специальностей, стремящихся познать специфику новейшего музыкального искусства. В книге Тутунова В.И. История военной музыки России (Москва, 2005) воссоздана картина развития военной музыки России в историческом контексте европейской музыкальной культуры. Учебник содержит большое количество нотных примеров и иллюстраций, предназначенных для курсантов и слушателей Московской военной консерватории. Его содержание соответствует программе учебной дисциплины «История отечественной музыки». Поэтому пособие может быть использовано и в других учреждениях высшего профессионального образования. Пособие Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра: издание 4-е (Москва, 2004) содержит основные сведения об устройстве инструментов симфонического оркестра, способе игры на них, истории их создания. В четвертое издание автором введен ряд уточнений и добавлений. Предназначается для учащихся музыкальных учебных заведений, а также для музыкантов, изучающих основы оркестровки. Книга известного фортепианного педагога Юдовиной-Гальпериной Т.Б. Музыка и вся жизнь: исповедь педагога (Санкт-Петербург, 2007) предназначена для широкого круга читателей - педагогов, пианистов и просто любителей музыки. Автор непринужденную беседу с читателем, затрагивая при этом сложные проблемы музыкального исполнительства.
Информацию подготовила вед. библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич
|