Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Обзор выставки отдела литературы по искусству

«В сражающемся Сталинграде: фронтовые кинооператоры»


  P1160141.JPGНа первом послевоенном кинофестивале в Каннах, где были представлены документальные фильмы стран-победительниц, французские журналисты писали об особенной роли «человеческого содержания» в советской хронике: ориентация на мир эмоций на экране, носителем которого является человеческое лицо. «В Сталинграде в съёмках уличных боёв, от которых оператор был на расстоянии «крупного плана», или, как мы говорили, «в метре от войны», рождался боевой кинорепортаж, подлинный документ, показывающий, раскрывающий образ солдата на войне», – так объяснял феномен советской военной кинохроники Валентин Орлянкин в записках фронтового оператора «А до Волги четыре шага…».

P1160143.JPG

  Летом 1942 года Сталинград

                             Встал фронтом поперёк России –

                             И всю её прикрыл собой. (С. Орлов).

  P1160147.JPGДействующим армейским частям с самого начала обороны Сталинграда были приданы пятнадцать фронтовых кинооператоров, и вместе с защитниками волжской твердыни они повторяли ставшую крылатой фразу: «За Волгой для нас земли нет». Операторы вели документальный кинодневник в течение почти полугода. Они сняли 35 тысяч метров плёнки, свыше ста боевых сюжетов о жизни и борьбе героического города. Снимки, сделанные военными кинооператорами Сталинграда, показывали, что расстояние от противника здесь часто определялось толщиной стены или потолка, что ожесточённые сражения шли за улицы, переулки, за каждый дом, этаж, лестничный пролёт. Развалины позволяли приблизиться к солдату, быть рядом с ним. Граница между солдатом и хроникёром практически стиралась, и события на экране представали увиденные глазами рядового участника боёв. Во фронтовом репортаже появились крупные планы, которые создавали эффект присутствия.

  P1160140.JPGОдному из пятнадцати солдат с кинокамерами – Валентину Орлянкину поручили съёмки в 62 армии генерала В.И. Чуйкова, бойцы которой, по словам оператора, зачислили его «на довольствие, на помощь, на дружбу…». Орлянкин участвовал в каждом штурме, который предпринимала его часть, многие великолепно снятые кадры уличных боёв, боёв за Дом Павлова, штурма «Г-образного дома» принадлежат этому прославленному репортёру Сталинградской битвы. Выставка проиллюстрирована несколькими кадрами из фронтовых кинорепортажей В. Орлянкина.        

4 февраля 1943 года съёмку митинга победителей в Сталинграде – последнюю съёмку героической эпопеи – производили все операторы, приданные сражающемуся городу.

P1160154.JPG

Сделанные кинодокументалистами кадры составили потрясающий фильм о величайшем   сражении Отечественной войны. И спустя 75 лет зрители картины «Сталинград» видят на экране сосредоточенное внимание кинокамеры к невероятному напряжению сил и духа защитников города, панораму конкретных фрагментов мучительно долгого, невероятно трудного сражения.

Фотоиллюстрации, представленные на выставке, достаточно выразительны, и читатели отдела с 20 января по 20 февраля смогут приобщиться к творчеству фронтовых кинооператоров.

P1160133.JPG