Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
«СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»
В 1936 году на основе нескольких мультипликационных цехов разных кинофабрик в Москве была создана студия «Союзмультфильм» – крупнейший в Европе центр производства рисованных и кукольных фильмов.
Объединив силы мастеров этого своеобразного вида кино, студия стала своего рода аккумулятором художественного опыта. Традиции высокопрофессиональной отечественной мультипликации берут своё начало именно в первых фильмах и первых учебных курсах студии. Вместе со всем советским кино она прошла большой путь творческих исканий.
С годами расширялось производство, совершенствовалось мастерство. Появлялись новые имена. На «Союзмультфильме» развиваются и крепнут новые стили, направления, манеры. Ширится тематическое и жанровое разнообразие. Советская мультипликация научилась глубокому философскому взгляду на жизнь, она наравне с игровым кинематографом художественно осмысливала реальность, сохраняя при этом чувство юмора. О недавнем прошлом и об изменчивом состоянии студии начала 90-х годов прошлого века рассказывает книга «Сотворение фильма» (М., 1990). Она написана так, что её будет интересно прочесть всем, кто любит мудрое, красивое, весёлое искусство мультипликационного кино. О чуде рождения фильма рассказывают его творцы: драматурги, режиссёры, художники, операторы, композиторы.
В книге С.В. Асенина «Мир мультфильма» (М., 1986), сочетающей исторический анализ и теоретические проблемы, показана самобытность мультипликации нескольких стран, особенности развития национальных школ этого искусства. Первая глава издания посвящена путям развития советской мультипликации, рассмотрению её эстетических проблем.
В анимационном кино трудятся люди, преданные своему искусству, влюблённые в него, уверенные в его неограниченных возможностях. Исключительно важна роль режиссёра мультфильма. Книга «Мастера советской мультипликации» (М., 1972) содержит несколько портретов крупнейших мастеров советской рисованной мультипликации, стоявших у её истоков, пионеров и первопроходцев. На пересечении путей графики и кинематографа, в результате слияния их выразительных возможностей возникла новая форма киноискусства – графический фильм. Рисунок зашевелился и ожил на экране, получил сюжетно-драматическое развитие, способность существовать во времени. Роль художника мультипликационного кино раскрывается в альбоме «Художники советского мультфильма» (М., 1978). Творческие задачи художника-постановщика ответственны и разнообразны. Он формирует зрительный образ фильма, его изобразительный стиль, разрабатывает декорационную среду, графическую характеристику персонажа. В альбоме представлены раскадровки, эскизы декораций и типажей.
И.П. Иванов-Вано «Кадр за кадром» (М., 1980) – именно принцип покадровой съёмки, лежащий в основе мультипликации, стал названием и центральным образом книги размышлений патриарха отечественной анимации об искусстве рисованного и кукольного кино, которому Иванов-Вано посвятил более полувека творческой жизни. Режиссёрские мемуары содержат богатый конкретный материал, и читатели вслед за автором попадают в мир мультфильма, где кадр за кадром раскрывает свои необозримые просторы, язвительные парадоксы и хитроумные лабиринты человеческая фантазия. Более полувека проработал на знаменитой студии «Союзмультфильм» режиссёр самого длинного и самого известного отечественного мультсериала «Ну, погоди!» В.М. Котёночкин. Интересно и увлекательно рассказывает он о своих фильмах, о товарищах по студии, об истории отечественного мультипликационного кино в книге «Ну, Котёночкин, погоди!» (М., 1999). Ко времени написания книги «Союзмультфильм» распался на несколько небольших самостоятельных студий, но завершает повествование В.М. Котёночкин оптимистично: «Проработав полвека в мультипликационном кино, я могу, положив руку на сердце, сказать, что у нас есть своя отечественная школа мультипликации. Во всём мире о наших фильмах писали как о фильмах добрых, исполненных любви ко всему живому на земле.
В будущем у нашего российского мультипликационного кино очень большие возможности…».
Материал подготовлен В.П. Гугниной,
главным библиотекарем отдела литературы по искусству |