Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Прикладное искусство Германии

Произведения прикладного искусства прошлого таят неисчерпаемые возможности для понимания особенностей этого вида искусства. Виртуозное владение техникой производства, продуманное использование выразительных средств, создание произведений, созвучных времени, – эти качества мастеров прикладного искусства прошлого сообщают их произведениям непреходящую познавательную и эстетическую ценность.

В Эрмитаже собраны первоклассные произведения западноевропейского прикладного искусства. Поступления первых вещей начались при Петре I, коллекция складывалась постепенно, на протяжении почти трёх столетий, достигнув количества, превышающего 60 тысяч экспонатов. Автор вступительной статьи и общей редакции издания «Эрмитаж. Западноевропейское прикладное искусство XIIXVIIIвеков» (Л., 1974) Н.Ю. Бирюкова прослеживает историю поступления мебели, шпалер, фарфоровой посуды и пластики, фаянса и стекла, художественной бронзы и серебра, ювелирных изделий. Отдельного упоминания во вступительной статье удостаиваются выдающиеся образцы художественных ремёсел Германии. Помещённые в альбоме воспроизведения экспонатов подробно аннотируются в каталоге.

                  001 Завеса0001.jpg     002 Бюро0001.jpg     003 Кувшин-умывальник0001.jpg     004 Стакан0001.jpg

005 Крест0001.jpgСредневековое прикладное искусство являлось непосредственным атрибутом церковных обрядов, имело преобладающее значение по сравнению с другими средствами художественного воздействия и стояло в одном ряду с живописью и скульптурой. Специфике средневекового прикладного искусства, воплощавшего в земных образах неземную красоту, больше всего соответствовал металл. Блеск золота и серебра, сияние полированных эмалей и цветных камней наиболее полно приближали храм к воображаемому «Небесному Иерусалиму».

006 Книга0001.jpgИзделиям из металла посвящён альбом «Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже» (М., 1971), автором которого является специалист музея Э.А. Лапковская. Материалы альбома включают как менее известные, но подлинные шедевры, так и публикуемые ранее произведения прикладного искусства. В каталоге список художественных изделий из металла разбит на три группы: медные изделия с эмалью, изделия из бронзы и изделия из серебра. Аннотации позволяют легко вычленить произведения немецких мастеров. Во вступительной статье по каждой группе даются общие краткие сведения и характеристика выдающихся произведений, интересных с художественной, исторической и иконографической точек зрения.

008 Книга 20001.jpg007 Потир0002.jpgКоллекция немецкого художественного серебра в Оружейной палате, насчитывающая более тысячи экспонатов, является крупнейшей в мире. Ценность коллекции – в обширности материала, его широких хронологических рамках и высоком художественном уровне произведений, о чём свидетельствует книга Г.А. Марковой «Немецкое художественное серебро XVIXVIIIвеков» (М., 1975). Продукция немецких мастеров была ориентирована на высокопоставленных потребителей, поэтому для немецкого серебра характерна особая нарядность, пышность, повышенная декоративность. В системе средств художественной выразительности, используемых серебряных дел мастерами, усложнённая, нередко вычурная форма, до предела насыщенный декор и разнообразие приёмов обработки металла. Эти черты национальной самобытности наглядно и полно воплощены в художественных изделиях из собрания Оружейной палаты.

                    009 Кубок-корабль0001.jpg            010 Блюдо0001.jpg            011 руком0001.jpg

Один из древних способов получения орнамента на ткани – нанесение на поверхность холста узоров краской. Узор печатался, или «набивался», на полотно при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом – отсюда наименование «набойка». Старые набойки, выполненные ручным способом, с их живым и ярким узором обладали удивительным свойством – скупыми и лаконичными средствами достичь замечательного декоративного эффекта.

                   012 Книга 30001.jpg     013 платок0001.jpg     014 Богиня мира0001.jpg     015 Ткань0001.jpg

Публикацию лучших образцов богатой и достаточно разнообразной коллекции западноевропейских набивных тканей Государственного Эрмитажа, предпринятую Н.Ю. Бирюковой в альбоме «Западноевропейские набивные ткани 16 – 18 века», определила малая доступность «непрочных» сокровищ художественного ткачества. Собрание западноевропейских набоек Эрмитажа (в их числе и набивные ткани Германии) насчитывает 460 образцов, в данном издании впервые публикуются наиболее характерные набойки, позволяющие проследить трёхвековое развитие орнамента и техники этого типа тканей.

016 Книга 40001.jpg017 Книга 90001.jpgПрикладное искусство 17–18 веков имеет в истории западноевропейской культуры особое значение, что и подчёркнуто в специальном исследовании Н.Ю. Бирюковой «Западноевропейское прикладное искусство XVIIXVIIIвеков» (Л., 1972). В искусстве барокко, которому свойственны пышность, репрезентативность, преувеличенная экстатичность образов, преломилось новое мироощущение человека 17 века; в идейно-образном содержании, повышенной эмоциональности, динамике форм отразился пафос напряжения беспокойной эпохи. Каждой европейской стране в книге посвящена отдельная глава. В главе «Германия» прослеживаются характерные черты немецкого барокко – тяготение к крупным, несколько тяжеловесным объёмам, динамичному, насыщенному орнаментальными мотивами декору. В 18 веке, наряду с дальнейшим развитием форм барокко, в Германии возникает новое стилистическое направление – рококо. С наибольшим блеском и совершенством все особенности немецкого рококо воплотились в изделиях из фарфора. Именно немецким керамистам европейское прикладное искусство обязано расцветом фарфорового производства.

018 Пастушка0001.jpg019 Часы0001.jpgЭрмитажное собрание мейсенской фарфоровой пластики, отличающееся исключительным богатством и разнообразием, даёт возможность проследить развитие фарфоровой скульптуры в Мейсене, где и зародилась фарфоровая пластика, соединившая в себе элементы скульптуры и собственно прикладного искусства. Исследовательская работа такого рода проведена К.С. Бутлер, составительницей каталога «Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа» (Л., 1977). Блестящий расцвет в 18 веке фарфоровой пластики на Мейсенской мануфактуре явился результатом коллективного творчества ряда талантливых скульпторов во главе с Кендлером, создавших множество разнообразных групп и фигур ремесленников, музыкантов, горожан, крестьян, масок итальянской комедии, аллегорических персонажей, кавалеров и дам – так называемых кринолиновых групп. Тонко и виртуозно моделированные, поразительно пластичные, полные динамики, они позволяют почувствовать аромат эпохи, все особенности весёлого и грациозного стиля рококо. Материал каталога расположен в хронологическом порядке; в самостоятельный раздел, построенный также хронологически, выделены фигуры животных и птиц. Все включённые в каталог предметы сопровождаются иллюстрациями, аннотациями и литературой о модели, а в конце каталога приводится библиография.

020 Книга 60001.jpgКоллекция тюрингского фарфора Эрмитажа, начало которой было положено в 1918 году, позволяет оценить художественно-историческое значение фарфора девяти мануфактур Тюрингии. Тюрингские мануфактуры создавали не предметы роскоши, а сравнительно недорогие изделия, доступные широкому кругу покупателей. В фарфоровых изделиях Тюрингии сильны художественные традиции народного творчества, что придаёт им неповторимую самобытность. Включённые Р.С. Соловейчик в каталог «Фарфор заводов Тюрингии XVIII – начала XXвека в Эрмитаже» (Л., 1975) фарфоровые изделия проиллюстрированы, снабжены аннотациями; завершается каталог списком литературы.

021 Книга 70001.jpg022 Фарфор0001.jpgМейсенский фарфор, фарфор заводов Тюрингии и изделия других германских мануфактур составляют значительную часть немецкой коллекции Краснодарского художественного музея и отражены в каталоге «Искусство Западной Европы» (М., 2006). В каталоге принята сквозная нумерация, материал в разделе «Декоративно-прикладное искусство» сгруппирован по географическому принципу, внутри – по заводам-изготовителям, далее – по видам изделий.

Знакомство с альбомами, представленными на выставке, произведениями немецкого прикладного искусства, воспроизведёнными в них, дополнит общую картину развития искусства Германии.

Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем

отдела литературы по искусству