Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

СОЛНЕЧНЫЙ ГЕНИЙ МУЗЫКИ

Информационно-библиографическая подборка


img_08022011_1.jpg

Моцарт Вольфганг Амадей. Родился в Зальцбурге (Австрия) в семье композитора Леопольда Моцарта. С самого раннего детства начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Шести лет Моцарт уже выступает в качестве пианиста, а восьми – пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил в одиннадцатилетнем возрасте, а год спустя выступил в качестве дирижера оркестра. В этот период он совершает многочисленные гастрольные поездки по Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии и Англии. В 1770 году в Болонье, перед лицом крупнейших музыкантов, Моцарт успешно выдержал необычайно трудный экзамен и получил звание члена Болонской филармонической академии. В Риме он поразил всех, записав по памяти «Мизерере» Аллегри, прослушанное им всего один раз. Это произведение запрещено было публиковать и исполнять где-либо вне Сикстинской часовни.

img_08022011_2.jpg

В 1769 году Моцарт становится дирижером при дворе Зальцбургского архиепископа. Частые и далекие артистические турне не мешали его творческой работе. Когда в 1777 году архиепископ не разрешил ему поехать на гастроли, Моцарт бросил службу и отправился в путешествие по европейским городам. В 1779 году Моцарт возвратился в Зальцбург и стал придворным органистом. Однако два года спустя из-за столкновения с архиепископом он оставляет родной город и переезжает в Вену. Моцарт занимает в Вене должность придворного композитора камерной музыки. В 1782 году он женится на Констанции Вебер.

Творчество Моцарта необычайно многогранно. Он написал 19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля»), мессы, «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки, 49 симфоний, множество произведений для оркестра ( прежде всего серенады во главе с «Маленькой ночной музыкой» для струнных инструментов), 25 концертов для фортепиано (из них один – для двух фортепиано и один – для трех фортепиано), скрипичные концерты, концерты для других инструментов, квартеты, разнообразные трио, фортепианные и скрипичные сонаты, а также более ста арий и песен.

Стиль Моцарта представляет собой синтез немецкой и итальянской музыки. Совершенные с точки зрения формы произведения Моцарта как бы перенасыщены богатым музыкальным содержанием. Каждое его произведение наполнено индивидуальными выразительными средствами – от необычайной легкости до пронизывающей слушателя трагической глубины. Технические возможности инструментов Моцарт использовал во всей их полноте. С точки зрения гармонии Моцарт далеко опередил свою эпоху. Его «Реквием» с полным основанием мог быть произведением эпохи романтизма, а в своей музыкальной шутке «Секстет деревенских музыкантов» Моцарт использует такие созвучия, которые в начале XX века были признаны многими композиторами-экспериментаторами.

Произведения: оперы «Аполлон и Гиацинт» (1767), «Митридат, царь понтийский» (1770), «Идоменей, царь критский» (1781), «Милосердие Тита» (1791), «Притворная простушка» (1768), «Мнимая садовница» (1775), «Свадьба Фигаро» (1786), «Все они таковы» (1790), «Дон Жуан» (1787), «Бастьен и Бастьена» (1768), «Похищение из сераля» (1782), «Волшебная флейта» (1791); 17 месс, среди которых «Коронационная»(1779), «Реквием» (1791); 49 симфоний, среди которых «Парижская» (1778), № 36 «Хаффнер» (1782), № 37 «Линцская» (1783), № 38 «Пражская» (1786), № 39 (1788), № 40 (1788), № 41 «Юпитер» (1788); концерты для фортепиано с оркестром; 6 концертов для скрипки с оркестром; концерт для двух скрипок с оркестром (1774), концерт для скрипки и альта с оркестром (1779), концерт для флейты с оркестром (1778), концерт для гобоя с оркестром (1778), концерт для кларнета с оркестром (1791), концерт для фагота с оркестром (1774); 4 концерта для валторны с оркестром; 10 серенад для струнного оркестра, в том числе «Маленькая ночная музыка» (1787); 7 дивертисментов для оркестра; различные ансамбли духовых инструментов, трио, дуэты; 19 сонат для фортепиано; 15 циклов вариаций для фортепиано; рондо, фантазии, пьесы; более 50 арий; ансамбли, хоры, песни.


Приглашаем читателей подробнее узнать о жизни и творчестве В.А. Моцарта и прослушать записи его произведений в отделе нотных изданий и звукозаписей нашей библиотеки.

Предлагаем вашему вниманию биобиблиографический список книг, который для удобства пользователей мы снабдили шифрами хранения.



СОЛНЕЧНЫЙ ГЕНИЙ МУЗЫКИ

(биобиблиографический список)


«Едва ли можно поставить кого-нибудь рядом с великим Моцартом»

Й. Гайдн


Акопян Л.О. Моцарт : путеводитель / Л. О. Акопян. - М.: Классика-XXI, 2006. - 240 с. : ил. - (Легенды и бренды классической музыки).

(85.313(3)-8; 78И(092); А 406 2173000-НОТ; 2173001-НОТ)


Бальтазар Г.У. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте: пер. с нем. / Г.У. Бальтазар, К. Барт, Г. Кюнг. - М.: Библейско-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2006. - 159 с. - (Современное богословие).

(85.313(3)-8; 78И(092); М 862

2164603-НОТ; 2164604-НОТ; 2164605-НОТ; 2164652-НОТ)


Брион М. Моцарт : пер. с фр. / М. Брион. - М.: Мол. гвардия, 2004. - 338,[2]., [24] л. ил. : ноты - (Жизнь замечательных людей).

(85.313(3)-8; 78И(092); Б 879 2111196-НОТ)


Вудфорт П. Моцарт : пер. с англ. / П. Вудфорд. - Челябинск: Урал, 1999. - 154 с.: ил. - (Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

(85.313(3)-8; 78И(092); М 862 Б2068967-ОИ; Б2068968-НОТ; Б2068969-НОТ)


Корти М. Сальери и Моцарт / М. Корти. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2005. - 160 с.: ил.

(85.313(3)-8; 78И(092); К 696 М2145675-НОТ; М2145676-НОТ)


Моцарт. Реквием : [перевод] / лит. текст П. Луцкера. - М.: Классика-XXI, 2008. - 22, [1] с. - (История одного шедевра).

(85.313(3)-8; 78И(092); М 862 М2173068-НОТ; М2173069-НОТ)


Моцарт в квадрате : [высказывания известных деятелей о личности и музыке композитора] / сост. Н. Енукидзе. - М. : Классика-XXI, 2008. - 88, [3] с. : портр. - (Классика в квадрате).

(85.313(3)-8; 78И(092); М 862 М2173020-НОТ; М2173021-НОТ; М2173192-НОТ; М2173193-НОТ)


Моцарт В.А. Письма / В. А. Моцарт. - М. : Аграф, 2000. - 448 с. - (Волшебная флейта).

(85.313(3)-8; 78И(092); М 862 2080577-ОИ; 2080578-НОТ; 2080579-НОТ; 2080580-НОТ; 2080581-НОТ; 2084604-НОТ)


Торниус В. Вольфганг Амадей : роман / В. Торниус; пер. с нем. Е. Факторовича. - М.: Армада, 1998. - 394 с.: ил. - (Великие композиторы в романах).

(85.313(3)-8; 78И(092); М 862; И(НЕМ); Т 609 2046452-НОТ)


Чигарева, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика / Е. И. Чигарева. - М.: Урсс, 2000. - 280 с.

(85.313(3)-8; 78 И (092); М 862 2067058-НОТ)




Информацию подготовила В.Г. Шлейфер, зав. отделом.