Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Богатырь русской музыки

Borodin-Bust.jpgБородин Александр Порфирьевич (1833-1887), выдающийся русский композитор и ученый-химик. Один из создателей русской классической симфонии и квартета.

«Богатырский», «великанский», «львиный» - именно так определяли современники творческий облик Бородина, особенно когда речь заходила о его симфониях и опере «Князь Игорь». При этом нельзя забывать о другой грани таланта композитора: многие страницы его произведений покоряют чуткой, трепетной музыкой, словно идущей из глубины взволнованного сердца. Например, романс «Для берегов отчизны дальной», дуэт Владимира и Кончаковны или ариозо Ярославны из оперы «Князь Игорь». Богатырская мощь, сила и проникновенная искренность высказывания – две стороны многогранной натуры композитора. Бородин гениален как художник и как человек, он выдающийся композитор, крупнейший ученый-химик, общественный деятель, наставник, воспитатель и друг студенческой молодежи. В любой области своей деятельности Бородин горячий патриот и гражданин.

Как он все совмещал, как успевал?

…Химия и музыка. Это удивительное сочетание поражало всех, кто соприкасался с личностью Бородина. Вот только что выдержавший экзамен на доктора медицины, защитив диссертацию, Александр Бородин направлен за границу для совершенствования в науке. Утро и день он проводит в неустанных исследованиях, занятиях химией, а вечером… вечером жители итальянского города Пизы видят его играющим на виолончели в оркестре пизанского театра. И каково же было удивление итальянских музыкантов, когда на глазах у одного из них молодой русский ученый за один час написал фугу – сочинение сложнейшей музыкальной формы.

И по возвращении на родину, когда Бородин становится профессором Медико-хирургической академии, химия и музыка все так же всецело владеют его сердцем и душой.

Сочинению музыки Бородин отдавал все свободные от работы часы. Но часов этих было так мало! В любое время дня и ночи к нему приходили люди, нуждающиеся в его совете, помощи. И бросив свои дела, Александр Порфирьевич спешил навстречу каждому, кто к нему обращался.

Творческий облик Бородина–композитора сформировался в эпоху 60-х годов 19 века, это была эпоха расцвета русской культуры. Не столь плодовитый, как его товарищи по «Могучей кучке», Бородин оставил шедевры во многих жанрах музыкального искусства. Его Первая симфония положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. В симфониях, особенно во Второй, названной В. Стасовым «Богатырской», со всей полнотой раскрылся дар Бородина как симфониста. Его перу принадлежат также два прекрасных струнных квартета, симфоническая картина «В Средней Азии», 16 романсов настоящих-жемчужин русской вокальной лирики.

Из-за огромной занятости создание большинства произведений длилось очень долго, а некоторые из них остались незавершенными и были восстановлены после смерти композитора его друзьями – Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым. Например, шедевр мирового оперного творчества опера «Князь Игорь» (1890) и Третья симфония (1887).

Предлагаем почитать о А. Бородине книги из фондов нашего отдела:

Монография Дианин С. А. «Бородин: Жизнеописание, материалы и документы» (Москва, 1955) является результатом многолетней самоотверженной работы, начатой еще отцом автора книги – учеником и другом Бородина Александром Павловичем Дианиным. Биография А. П. Бородина и любовно собранные сыном его преданного ученика и друга письма слагаются в повествование о жизни подлинно великого музыканта, ученого и патриота.

Публикация Ильина М. и Сегала Е. «Александр Порфирьевич Бородин. Письма» (Москва, 1989) знакомит читателя с жизнью композитора, ученого, педагога, общественного деятеля А. П. Бородина. Авторы книги создали цельный образ живого Бородина, каким его знали друзья и соратники.

В сборник «А. П. Бородин в воспоминаниях современников» под редакцией А. Зориной (Москва, 1985) вошли воспоминания музыкантов, ученых, родных, учеников и друзей А. П. Бородина. Впервые собранные вместе, эти материалы рисуют многогранный облик классика русской музыки и ученого-химика, общественного деятеля, патриота, гражданина, педагога и обаятельного человека. В сборник включены списки музыкальных произведений и печатных работ Бородина, а также указатель имен.

Повесть Добровенского Р. «Композитор, ищущий неизвестности» (Москва, 1978) рассказывает о жизненном и творческом пути А. П. Бородина, о главных его сочинениях – опере «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии. Книга адресована детям и юношеству.

Издательство «Детская литература» представляеть книгу Дуловой Е. В.

«А. П. Бородин: Повесть, из цикла «Великие музыканты» (Москва, 1990) о жизни и творчестве великого русского композитора А. П. Бородина.

Научно-популярное издание Зориной А. П. «Александр Порфирьевич Бородин» (Москва, 1987) адресовано широким кругам любителей музыки, знакомит читателей с жизнью Бородина, с тем, как создавались его музыкальные произведения, ставшие неотъемлемой частью русского классического наследия и занявшие заметное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Книга Поповой Т. В. «Бородин» (Москва, 1972) рассказывает о жизни и творчестве великого русского композитора А. П. Бородина. Книга рассчитана на школьников среднего и старшего возраста и на любителей музыки.

Очерк И. Бэлзы «А. П. Бородин» (Москва – Ленинград, 1944) посвящен жизни и творчеству великого русского композитора и ученого – А. П. Бородина, имя которого золотыми буквами вписано в славную историю отечественного искусства и науки, в историю мировой культуры.

Бородин А. П. Критические статьи (Москва, 1982). В настоящем издании собраны все музыкально-литературные работы Бородина, не издававшиеся уже более тридцати лет. Текст их сопровождается комментариями и именным указателем, размещенным в конце книги.

Аналитическая работа Головинского Г. Л. «Камерные ансамбли Бородина» (Москва, 1972) - капитальное исследование камерно-ансамблевого творчества Бородина. Наряду с обстоятельным разбором его струнных квартетов, автор анализирует и неопубликованные рукописи. Особое место занимают вопросы стиля композитора, эстетические проблемы, связанные с миропониманием художника. Книга предназначена профессионалам, она снабжена нотными примерами и иллюстрациями.

Популярное издание Соловцовой Л. А. «Камерно-инструментальная музыка А. П. Бородина» (Москва, 1960) предназначено любителям музыки.

С историей создания оперы «Князь Игорь» А. Бородина знакомит «Путеводитель по опере «Князь Игорь» под авторством Головинского Г. (Москва, 1962). в книге автор рассказывает о работе над сценарием и либретто, о музыкальных особенностях, сценической истории «Князя Игоря».

Книга для школьников Рзянкиной Т. А. «Князь Игорь»опера А. Бородина» (Москва, 1975) знакомит с историей создания замечательной оперы, ее содержанием и музыкальными образами. Свой рассказ автор тесно связывает с повествованием о жизни и творчестве А. Бородина, с литературным источником оперы – «Словом о полку Игореве».

В книге И. Бэлзы «Вторая («Богатырская») симфония Бородина» из серии «Библиотека слушателя концертов» (Москва, 1960) описывается история создания знаменитой «Богатырской» симфонии А. П. Бородина, о ее содержании и музыкальных образах и темах.

Для закрепления образа композитора, предлагаем читателям послушать основные произведения композитора, записи которых хранятся в фонотеке нашего отдела:

Бородин А. Симфония № 1: ми-бемоль мажор. Симфония № 2: си-минор «Богатырская» / исполн. ГАСО СССР; дир. Е. Светланов. – Москва, 1983 (Инв. № 8058- НОТ).

Бородин А. Князь Игорь: опера в 4-х д. с прологом /исполн. М. Кит, баритон, Г. Горчакова, сопрано, Г. Григорян, тенор, Б. Минжилкиев, бас, О. Бородина, меццо-сопрано, В. Огновенко, бас, Н. Гассиев, тенор, Г. Селезнев, бас, К. Плужников, тенор, Е. Перласова, сопрано, Т. Новикова, сопрано, Хор и орк. Мариинского театра; дир. В.Гергиев. – Германия, 1995. – (Инв. № 9454 – НОТ.)

Информацию подготовила вед. Библиотекарь отдела нотных изданий Иллич А.И.