Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

НАШ СОВРЕМЕННИК РОДИОН ЩЕДРИН

1.jpgРодион Щедрин родился в семье музыканта. Отец, Константин Михайлович, был известным лектором-музыковедом. В доме Щедриных постоянно звучала музыка. Именно живое музицирование было той питательной средой, которая формировала вкусы будущего композитора. Семейной гордостью было фортепианное трио, в котором участвовали Константин Михайлович и его родные братья. В 1941 году Родиона приняли в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но началась Великая Отечественная война, и семья Щедриных эвакуировалась в Куйбышев. Дважды мальчик бежал на фронт и дважды был возвращен в родительский дом. Позже Щедрин не раз вспомнит о войне, не раз боль пережитого отзовется в его музыке. По возвращении в Москву мальчик снова учится в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в хоровом училище жюри под председательством А. Хачатуряна присуждает первую премию Родиону Щедрину. На четвертом курсе его принимают в Союз композиторов. С 1950 по 1955 год Родион Щедрин был студентом сразу двух факультетов Московской консерватории – фортепианного и теоретико-композиторского. В 1965–1969 преподавал в консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов.

2.jpgЩедрин очень рано завоевал известность, и прежде всего в театральных жанрах: его балеты «Конек-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967), опера «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидели свет балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1986), опера «Мертвые души» (1977). В 1960-е годы большим успехом пользовались сочинения, основанные на фольклорном материале: концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963) и оратория «Ленин в сердце народном» (1969), за которую автор получил Государственную премию, а также «Поэтория» для чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи А. Вознесенского (1968). В этот период стиль Щедрина, поначалу ориентированный на традиционный фольклоризм, стал характеризоваться совмещением элементов народного искусства и авангарда.

3.jpgЖестко-ударным, но конструктивным и виртуозным стилем отмечены его многочисленные фортепианные произведения: пять концертов для фортепиано с оркестром, цикл «24 прелюдии и фуги» (1970), а также «Поэтория» для чтеца, женского голоса, хора и оркестра (1968). Композитор и в настоящее время работает в самых разных жанрах. Оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа, в том числе связанные с образами традиционного русского или древнерусского искусства. В 1993 Щедрин написал оперу «Лолита» по роману В.В. Набокова. Сам композитор определяет свой стиль как поставангардный, что отнюдь не отрицает наличия большого композиторского мастерства и виртуозной техники оркестрового и инструментального письма.

4.jpgВ ряде балетов главные партии написаны специально для супруги Родиона Константиновича – великой балерины Майи Михайловны Плисецкой.

Родион Щедрин – автор хоровых, камерных, фортепианных, симфонических сочинений, а также музыки к фильмам. Щедрин написал либретто для многих своих сочинений, в том числе, для оперы «Мертвые души». Перечислять его награды и звания можно долго. Он является лауреатом Государственной и Ленинской премий Советского Союза, премии имени Шостаковича, «Crystal Award» Всемирного экономического форума и орден «За заслуги перед отечеством» третьей степени. Родион Щедрин – член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, почетный член общества имени Ф. Листа, народный артист Советского Союза, почетный член Международного музыкального совета, член Берлинской академии искусств, почетный профессор Московской консерватории, «Композитор года» Питсбургского симфонического оркестра. В 1989 году от Союза композиторов Родион Щедрин был избран в Верховный Совет СССР, он вошел в Межрегиональную группу народных депутатов «За перестройку». Щедрин участвовал в реабилитации на родине высланных из страны Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. С 1991 года живет в Мюнхене, при этом сохраняя российское гражданство. О жизни и творчестве Р.К. Щедрина написано много книг. Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные из них:

5.jpgМонография Тараканова М. «Творчество Родиона Щедрина» (Москва, 1980) является фундаментальным трудом о творчестве композитора, где детально анализируются все его произведения, написанные до 1980 года. В книге убедительно раскрыта эволюция творчества Щедрина от первого фортепианного концерта (1954 г.) до оперы «Мёртвые души» (1976 г.), метко охарактеризован образный строй его музыки, подробно и аргументировано прослеживаются её связи с классическими традициями, в особенности с произведениями С. Прокофьева. В ходе разбора сочинений Щедрина Тараканов также обращает внимание на драматургические новации музыки композитора, с яркими контрастами и непредсказуемыми поворотами. В Заключительной главе автор формулирует основные черты стиля композитора.

Богатый материал для исследователя, занятого проблемамисовременной музыки даетаналитический труд Ромадиновой Д.Г. «Полифонический цикл Р. Щедрина» (Москва, 1973). Традиционная форма полифонического цикла приобретает в нем новое звучание, отражая в себе музыкальное мышление композитора наших дней. Труд является основой, отправным пунктом для познания закономерностей полифонического стиля Щедрина.

6.jpgВ монографии Прохоровой И.А. «Родион Щедрин. Начало пути» (Москва, 1989) рассматриваются произведения Р. Щедрина, созданные в ранний период творчества, с 1954 по 1963 г. Особое внимание уделяется тем сочинениям, в которых применяются элементы русской народной музыки: балету «Конек-горбунок», опере «Не только любовь», концерту для оркестра «Озорные частушки», первому фортепианному концерту. В живой и увлекательной форме автор раскрывает содержание музыки, дает возможность читателю постичь смысл сложных произведений современного музыкального искусства.

Книга Лихачевой И. «24 прелюдии и фуги Р. Щедрина» (Москва, 1975). призвана познакомить читателей с одним из значительных фортепианных произведений талантливого композитора. Автор хочет помочь читателям разобраться в структуре прелюдий и фуг, проследить за полифоническими приемами, использованными композитором. Обращает внимание на стилистические особенности, касающиеся ладотональности, интонационного языка, ритмической организации тематизма и его развития. Дается также характеристика образного содержания прелюдий и фуг.

7.jpgКнига Лихачевой И.В. «Музыкальный театр Родиона Щедрина» (Москва, 1977) представляет творчество Щедрина как яркое, оригинальное современное и вместе с тем глубоко уходящее корнями в театральное прошлое России явление. Композитор отбирает из творческого наследия своих предшественников все наиболее принципиально ценное, ассимилирует его, создавая на этой основе современное построение своего стиля.

Исследовательский путеводитель Лихачевой И.»Опера «Мертвые души» Р. Щедрина» (Москва, 1981) представляет оперу «Мертвые души» по Н. Гоголю, как значительную веху в музыкально-театральном творчестве Щедрина, как высший оперный шедевр и пример идеального музыкально-литературного сплава. Родион Щедрин, обратившись к «Мертвым душам» пополнил сокровищницу мирового искусства не только как композитор, но и как либреттист. В своей книге И. Лихачева описывает способы сокращения литературного текста, к которым прибегает Р. Щедрин, а так же дает развернутый анализ структуры оперы, ее музыки и драматургии.

В книге Комиссинского В. «О драматургических принципах Творчества Р. Щедрина» (Москва, 1978) из многообразных проблем стиля Щедрина выделена одна главная, связанная с постижением выдвигаемых нашим временем новых драматургических законов в музыке. Музыкальная драматургия становится ключом анализа всех слагаемых музыки, пронизанной тем духом «лицедейства» и той театральностью, что так отличает сочинения московского мастера.

Произведения Р. Щедрина можно послушать, воспользовавшись услугами фонотеки нашей библиотеки:

Бизе Ж.- Щедрин Р. Кармен-сюита / исполн. Российский Национальный оркестр; дир. М. Плетнев. - Германия, 2001 (Инв. № 10209 – НОТ).

Щедрин, Р. Анна Каренина: лирические сцены: балет в трех действиях: соч. 1971 года / исполн. Оркестр Большого театра СССР; дир. Ю. Симонов. - Москва, 1973. (Инв. № 7507 – НОТ).

Щедрин, Р. К. Не только любовь: симф. сюита из оперы / исполн. симф. орк. Московской гос. филармонии; дир. К. Кондрашин. - Москва, 1961. (Инв. № 1292 – НОТ).

Щедрин, Р. Кармен-сюита. Озорные частушки / исполн. Украинский Гос. симф. оркестр; дир. Ф. Кухарь. - Германия, 1994. (Инв. № 10346 – НОТ).

Щедрин, Р. Мертвые души: оперные сцены / Московский камерный хор, солисты, хор и оркестр Большого театра СССР; дир. Ю. Темирканов. – Москва, 1982. (Инв. № 5512 – НОТ).

Щедрин, Р. Полифоническая тетрадь: двадцать пять полифонических прелюдий: соч. 1972 г. / авт. перелож. А. Чуловский; исполн. А. Чуловский, орган. - Москва, 1990. (Инв. № 6793 – НОТ).

Щедрин, Р. Прелюдия и фуга: до мажор. / исполн., фортепьяно Р. Щедрин. – Москва, 1961. (Инв. № 3754 – НОТ).

Щедрин, Р. Произведения для фортепиано / исполн. Р. Щедрин, фортепиано. - Москва, 1982. (Инв. 5077 – НОТ).

Щедрин, Р. Симфония N 2 / исполн. БСО Гостелерадио СССР; дир. Г. Рождественский. - Москва, 1990. (Инв. № 6792 – НОТ).

Щедрин, Р. Фрески Дионисия: для девяти инструментов / исполн. Ансамбль солистов ГАБТа; дир. А. Лазарев. - Москва, 1984. (Инв. № 5452 – НОТ).


Обзор подготовила гл. библиотекарь отдела Иллич А.И.