Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Графика А.С. Пушкина

9.Рисунки Пушина.JPGВ отделе литературы по искусству хранятся книги по теме «Графика А.С. Пушкина». Рукописи Пушкина с постоянными спутниками черновых набросков стихов – рисунками вызывают в памяти описание альбома Онегина:

В сафьяне, по краям окован,

Замкнут серебряным замком

Он был исписан, изрисован

Рукой Онегина кругом.

Меж непонятного маранья

Мелькали мысли, замечанья,

Портреты…

«Общепризнанными стали несколько положений, определяющих особенности пушкинской графики, – писал А. Эфрос, – и прежде всего то, что она является, «изобразительным дневником» поэта, иллюстрирующим его писания, или отражающим ассоциации его раздумий во время работы, или закрепляющим зрительные образы, попавшие в поле его внимания. Этот дневник делался для себя, а не для других…Пушкин чертил, когда задумывался, а задумываясь, выводил пером очертания людей и вещей, занимавших его мысль». Рисунки Пушкина изучены достаточно пристально, в особенности многочисленные портреты. Кто и когда был нарисован поэтом? Каковы обстоятельства жизни изображённых людей? Это целая область отечественной пушкинистики, привлекшая внимание крупных учёных. Исследователями замечена прямая связь между характером литературного произведения и рисунками на полях его черновиков. Пушкиноведы единодушно утверждают, что рисунки держатся на тройной связи: они либо повторяют текст, либо дополняют его, либо отталкиваются от него.

5.Рисунки Пушина.JPGИз самых интересных являются монографии А.М. Эфроса « Автопортреты Пушкина» (М., 1945) и «Пушкин портретист. Два этюда» (М., 1946). Имя художественного критика, искусствоведа Абрама Эфроса вошло в историю культуры как основоположника изучения графического искусства великого поэта. Абрам Маркович опубликовал около ста рисунков поэта, расшифровал их происхождение, определил, кто изображён на набросках, установил связь каллиграфии рисунка – росчерка (данная проблематика практически не рассматривалась пушкиноведением).

Дальнейшее изучение графики Пушкина ознаменовано выходом книги Т.Г. Цявловской «Рисунки Пушкина» (М., 1987). Автор подразделяет художественное наследие поэта на тематические рубрики: автоиллюстрации, портреты, автопортреты. В списке иллюстраций каждый рисунок атрибутирован и снабжён краткой аннотацией, включающей в себя необходимые сведения: дату и место создания, ссылку на произведение, архивный номер. По мнению Цявловской, «…рисунки являются зрительной фиксацией происходящих в сознании поэта образов, порой ещё не воплощённых в слове…». Любопытна одна подробность: в книгу введены сухие, деловые, схематичные рисунки пистолетов, остававшиеся вне поля зрения исследователей. В заключении Цявловская подводит нас к выводу, что рисунки Пушкина являются богатейшим источником для изучения биографии поэта.

4.Рисунки Пушина.JPGГоворя о графическом творчестве Пушкина, нельзя не остановиться на каталоге атрибуций Р.Г. Жуйковой «Портретные рисунки Пушкина» (СПб., 1996). В нём учтено 929 установлений принадлежности авторства Пушкину, появлявшихся с середины 1855 по 1993 гг. Предваряющая каталог вступительная статья автора захватывает читателя своей безусловной компетентностью в предмете исследования, научным подходом к теме и результатами поиска, которые приводят к открытию. Каталог построен по алфавитному принципу. О каждом рисунке приводятся следующие сведения: имя модели, характеристика и краткое описание рисунка; местонахождение в автографах Пушкина и название соответствующего произведения; дата, шифр листа рукописи по Пушкинскому фонду рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; автор атрибуции с отсылкой на публикацию; библиография; первое воспроизведение.

3.Рисунки Пушина.JPGПочитателям пушкинской графики, несомненно, известен труд писательницы Л.Ф. Керцелли «Мир Пушкина в его рисунках: 1820 – е годы» (М., 1983). В основе книги – определённые автором пушкинские рисунки – портреты выдающихся современников и друзей: А. Мицкевича, С.Г. Волконского, Н.Н. Раевского, А.И. Одоевского, и др. Интересны размышления и наблюдения создателя книги о «двуединстве» пушкинской графики, о проявлении в ней специфики творческого сознания поэта. Керцелли считает, что изучение уникальных рисунков, отражающих своеобразие его художественного видения, приближает к пониманию «духовной жизни» Пушкина.

Среди экспонируемых книг несколько особняком стоит факсимильное воспроизведение «Альбома Елизаветы Ушаковой» (СПб., 1999). В пушкиноведении он получил название «Ушаковский альбом». Поводом издания стал 200 – летний юбилей со дня рождения Пушкина. Альбом заполнен рисунками, автопортретами, подписями, принадлежащими перу А.С. Пушкина и сестёр Ушаковых. Ценность «Альбома Е. Ушаковой» заключается в том, что он единственный в своём роде памятник литературного быта пушкинской эпохи.

2.Рисунки Пушина.JPGДалее речь пойдёт об исследовании авторитетного пушкиниста С.А. Фомичева в соавторстве с С.В. Денисенко «Пушкин рисует. Графика Пушкина» (СПб., 2001). В задачу авторов книги входила не традиционная расшифровка пушкинских рисунков, а осмысление появления рисунка в рукописи, сделана попытка проследить ассоциативные связи между рисунком и словом. Удивляет оснащённость редким материалом книжной графики, с которой великий поэт делал копии. Анализ композиции листов пушкинских рукописей производился в соотнесении с литературным наследством поэта.

Пушкинская тема – в её связи с изобразительным искусством – стала постоянной в журнале «Русское искусство» (далее РИ). Статья Г. Поспелова «Рисунки Пушкина. Диалог с Абрамом Эфросом» (РИ. – 2006, № I) вписывает творчество А.С. Пушкина – графическое и поэтическое – в контекст искусства его времени. Определяется, каково было место рисунков Пушкина среди работ его современников, как соотносились они со стилевыми течениями в русской графике XIX столетия.

 1.Рисунки Пушкина.JPGПубликация пушкиниста Л. Певзнер под названием «Пушкин путешествует» (РИ. – 2006, № II) знакомит с пейзажными рисунками Пушкина, которые считаются подлинными шедеврами графики; акцентируется внимание на их документальном историческом значении. Главная мысль автора заключается в том, что «пейзажная графика поэта несёт в себе романтический, философский и эстетический смысл: через изображение конкретной местности создаётся поэтический образ свободной природы, прекрасного мира, погружённого в свою собственную жизнь».

Замыкает этот цикл материал Л. Певзнер, Н. Ежерец «А.С. Пушкин – художник книги» (РИ. – 2007, IV). Общеизвестно, что издавая свои сочинения, Пушкин с самого начала уделял большое внимание внешнему виду книги. Краткость, точность, простота – критерии эстетики Пушкина в оформлении его изданий. В заглавных рисунках присутствует индивидуальный стиль графика – оформителя; « в них есть «лицо» поэмы, отражено её содержание и романтическая поэтика». Включён графический комплекс титульных листов: «Стихотворения Александра Пушкина» (1817); «Кавказ» («Кавказский пленник») (1820); «Драматические сцены» («Маленькие трагедии») (1830); «Дон Гуан» (1830); «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830); «Сказка о золотом петушке» (1834).

8.Рисунки Пушина.JPGСправедливости ради следует оговориться, что, несмотря на большое количество работ о графическом творчестве поэта, исследование этой темы далеко не исчерпано.



государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина"

г.Краснодар, ул. Красная, дом 8

Ждём Вас!

ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33