Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ СЛАВА
(День славянской письменности и культуры)
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Иван Бунин «Слово»
В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 мая по новому стилю). После революции 1917 традиция была прервана. С 1963 стали нерегулярно проводиться научные конференции, посвящённые этому празднику.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».
Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык. Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу.
В отделе редкой книги краевой библиотеки им. А.С. Пушкина к этому знаменательному дню подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Славянской письменности слава».
Здесь вы можете увидеть богослужебные книги: Минея (Киев, 1893), Псалтирь (Киев, 1913), Евангелие (Москва, 1877), Евангелие (Москва, 1815).
Выставка знакомит с книгами, рассказывающими о создателях славянской письменности, о ее влиянии на русскую культуру (Иловайский Д. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю (М.,1882), Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки, 863-1963 (Москва, 1963), Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви (М.,1994).
На выставке представлены не особенно многочисленные, но богатые содержанием издания иллюстрирующие процесс становления письменности и книжности на Руси. В книге Лавровского П. «Кирилл и Мефодий, как православные проповедники у западных славян, в связи с современною им историей церковных несогласий между Востоком и Западом» (Харьков, 1863) освещается практически не тронутый в науке вопрос - об отношениях, в которых находились славянские первоучители при разделении церкви на Восточную и Западную.
Интересно издание Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С. А. «Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия» (М., 2000), которое включает в себя Житие ученика Кирилла и Мефодия Климента Орхидского, а также очерк развития славянской литературы в конце IX – X вв. и славянской рукописной традиции XI - XIII вв.
Наши читатели могут ознакомиться с публикациями о жизни создателей старославянского языка в дореволюционных журналах «Исторический вестник» и «Журнал народного просвещения», а также с факсимильным воспроизведением Радзивиловской летописи – памятника книжной культуры XV в. с миниатюрами о миссионерской деятельности святых братьев (Радзивиловская летопись (СПб., 1994).
Выставка открыта вниманию читателей библиотеки до конца мая 2016 г.
Материал подготовила библиотекарь
отдела редкой книги Парахонская Н. А.
Ждем Вас:
г. Краснодар
ул. Красная, 8
График работы отдела редкой книги:
Понедельник – четверг, воскресенье с 930 до 1900
Выходные дни: пятница, суббота
|