Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

«Легендарный скрипач»

40092540066689.gifНайдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников.

 Ф. Лист.

История музыки знает немало примеров человеческой гениальности, но имя итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини даже спустя два с лишним века со дня его появления на свет окружено немеркнущим сиянием славы человека-легенды.

Паганини родился в итальянской Генуе, в семье мелкого торговца. С четырех лет мандолина, скрипка и гитара были спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец, а затем Дж. Коста - скрипач собора Сан-Лоренцо. Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было всего 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола». Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки соло. Постепенно слава о Паганини разлетелась за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но достойного конкурента не нашлось. Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой. Одни считали его гением, другие – шарлатаном. Имя Никколо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте, его личность была окружена легендами еще при жизни. Впечатляла, прежде всего, сама внешность Паганини - мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, неестественная худоба, угловатые движения и тонкие сверхгибкие пальцы невероятной длины. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие, что его искусство - музыка небес. Скрипичные произведения Паганини труднейшие для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполняя сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.

Если бы Никколо Паганини была дана возможность воскреснуть и ознакомиться с литературой, ему посвященной, он остался бы доволен ее количеством, но не всегда качеством содержания. Правдивый рассказ о жизни музыканта соседствует с вымыслом, фантастическими легендами, противоречивыми суждениями. И в этом нет ничего удивительного, слишком необычной была личность этого человека и его искусство. Интерес к Паганини, человеку и исполнителю, не ослабевает до сих пор, вызывая к жизни новые публикации материалов о нем.

Первое знакомство с Паганини лучше начать с чтения книги Пальмина А.Г. «Никколо Паганини» (Ленинград, 1968). Свою работу автор определил как краткий очерк жизни и творчества музыканта и адресовал ее юношеству. Опираясь на открытия предшественников, письма Паганини и другой документальный материал, ему удалось написать не просто интересный и познавательный очерк, но «создать близкую к истине картину жизни и деятельности» гениального артиста. В предисловии к книге Александр Пальмин пишет: «Если Паганини-артиста современники оценили по достоинству, то, как человек он был ими оклеветан. Его упрекали в алчности: он назначал двойную, тройную плату за вход на свои концерты, а иногда увеличивал ее в пять раз и составил себе огромное состояние. Но кто определит, сколько стоит мученическое детство, какова цена юности и здоровья, принесенных в жертву скрипке, и огромного нервного напряжения, доводившего Паганини до полного изнеможения после концертов?! Не темные, невежественные толки о дьявольщине, загадочности, алчности, а именно его высокие душевные качества положены в основу современного суждения о Паганини-человеке».

Челябинское издательство «Урал LTD» в 1999 г. опубликовало в серии «Иллюстрированные Биографии великих музыкантов» книгу Джона Сагдена «Паганини» (Челябинск, 1999). Почему именно работа английского писателя привлекла внимание российского издательства? Прежде всего, богатейшим иллюстративным материалом, среди которого преобладают портреты самого Паганини разных лет, представлены также портреты музыкантов и царственных особ, встреченных им на жизненном пути, гравюры, фотографии городов Европы, где он жил и концертировал. Многое из этого богатого собрания публикуется впервые. Но самая большая ценность этого издания заключена в текстовом материале. Автор имел уникальную возможность ознакомиться со ставшими библиографической редкостью первыми биографиями Паганини, написанными его современниками Ю.М. Шотки и Ф.-Ж. Фетисом, а также книгами А. Кодиньолы и Дж. Де Курси. Писатель создал одну из самых правдивых биографий гениального скрипача, противоречивости его личности посвящено немало страниц этой книги. Обращаясь к своим читателям, Джон Сагден пишет: «Цель этой книги можно будет считать достигнутой, если прочитавшие ее захотят поближе познакомиться с музыкой Паганини и миром скрипки, величайшим представителем которого он был. А иные скажут, что его дух незримо довлеет и над нынешними обитателями этого мира».

В обширной литературе о великом музыканте, книга итальянской писательницы Марии Тибальди-Кьеза «Паганини» (Москва, 1981) принадлежит к числу наиболее интересных и достоверных и предназначена для широкого круга читателей. Можно без преувеличения сказать, что самая лучшая книга о Паганини написана женщиной. Мужчины-писатели были правдивы, объективны и бесстрастны, а Мария Тибальди-Кьеза не просто талантливо рассказала о великом музыканте, она сделала это с огромной любовью к его необыкновенной личности и неповторимому искусству, с пониманием всех его человеческих достоинств и недостатков. Написанию книги предшествовала кропотливая работа в музыкальных архивах, собранный материал был творчески переосмыслен, и в результате на свет появилась книга, сочетающая в себе достоинства художественного произведения и музыковедческого исследования. Захватывающий роман о Паганини основан на документальном материале, письмах, цитатах из вышедших ранее книг, газетной хронике того времени. Писательница показывает ярчайшие картины внешней и внутренней жизни музыканта, почти зримо описывает всю фантастическую необычность его облика в минуты высочайшего артистического волнения. Без всяких преувеличений, с тонким чутьем и вкусом писательница воссоздает образ звучащего Паганини. Жизненное и артистическое кредо Н. Паганини: «Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других» служило путеводной звездой и для М. Тибальди-Кьеза, когда она писала книгу о своем великом соотечественнике. Ее чувство любви и восхищения маэстро скрипки Никколо Паганини передается и нам, ее читателям. На русском языке книга впервые появилась в 1981 году в серии «ЖЗЛ».

Роман Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини» (Москва, 1957) занимает особое место среди книг о выдающемся мастере скрипичной игры. Впервые книга вышла в свет в 1937 году и с той поры неоднократно переиздавалась. Российский писатель сделал главным героем своего повествования гениального музыканта, жизнь которого была богата событиями и необычайными приключениями. Форма художественного произведения позволила соединить в единое целое документальную хронику и авторский вымысел. На страницах популярного романа живет, действует, радуется и страдает, одерживает победы над человеческой завистью и подлостью простой и великий одновременно, грешный и святой в своем искусстве великий скрипач Никколо Паганини.

Фундаментальная монография известного российского музыковеда Ямпольского И. «Паганини: жизнь и творчество» (Москва, 1968) - -капитальный научный труд, который отличается доступной манерой изложения материала. Прочитав это исследование, не только профессиональные музыканты, но и любители музыки сделают для себя немало открытий. По словам автора «предлагаемая читателю книга состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных частей – биографии артиста и характеристики его исполнительского и композиторского творчества. Если в биографической части имелась возможность использовать разработанный документальный материал, то в разделе, посвященном творчеству, приходилось, по существу, заново восстанавливать облик Паганини, как исполнителя и композитора». Музыковед и скрипач И. Ямпольский как музыкант-профессионал сумел в полной мере оценить редкий исполнительский и композиторский дар великого итальянца. Сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни вознесли его на самую вершину славы.

В дополнение предлагаем рекомендательный список аудиозаписей произведений Н. Паганини из фондов библиотеки:

Паганини Н. 24 каприса: для скрипки соло: op. 1 / Н. Паганини, исполн. С. Аккардо, скрипка. - Германия, 1978. – (Инв. № 7985 – НОТ).

Паганини Н. 24 каприса: для скрипки соло: op. 1 / Н. Паганини, исполн. Ш. Минц, скрипка. - Германия, 1982. – (Инв. № 7987 – НОТ).

Паганини Н. Каприсы: для скрипки соло: соч. 1. Интродукция и вариации на тему арии "Как сердце замирает": из оперы Дж. паизиелло "Прекрасная мельничиха": для скрики соло / Н. Паганини, исполн. С. Стадлер, скрипка. - Л., 1986. – (Инв. № 5080 –НОТ).

Паганини Н. Квартеты: оp. 4 № 3, № 7, № 14: для скрипки, альта, виолончели и гитары / Н. Паганини, исполн. Б. Пиньята, скрипка, Л. Лугли, альт, П. Моска, виолончель, Д. Бриаско, гитара. - Италия, 1994. – (Инв. № 7144 – НОТ).

Паганини Н. Концерт № 1: для скрипки с оркестром: ре мажор: соч. 6 / Н. Паганини, исполн. Л. Коган, скрипка, оркестр Об-ва конц. Парижской консерватории; дир. Ш. Брюк. - М., 1982. – (Инв. № 4039 – НОТ).

. Паганини Н. Концерт № 2: для скрипки с оркестром: соч. 7: си минор / Н. Паганини, исполн. Ю. Ситковецкий, скрипка, Симф. орк. ВР; дир. М. Паверман. - М., 1956. – (Инв. № 7417 – НОТ).

Паганини Н. Концерт для скрипки с оркестром № 5: a-moll: / Н. Паганини, исполн. С. Аккардо, скрипка, Лондонский филарм. оркестр; дир. Ш. Дютуа. - Германия, 1975. – (Инв. № 7989 – НОТ).

Паганини Н. Концерт: для скрипки с оркестром e-moll: op. post. (№ 6) / Н. Паганини, исполн. С. Аккардо, скрипка, Лондонский филармонич. орк.; дир. Ш. Дютуа. - Гамбург, 1975. – (Инв. № 7990 – НОТ).

Паганини Н. Концерты: для скрипки с оркестром / Н. Паганини, исполн. И. Менухин, скрипка, Королевский филармонический оркестр; дир. А. Эреде. - Голландия, 1987. – (Инв. № 10561 – НОТ).

Паганини Н. Концерты: для скрипки с оркестром: № 3: E-Dur,4: d-moll / Н. Паганини, исполн. С. Аккардо, скрипка, Лондонский филарм. оркестр; дир. Ш. Дютуа. - Германия, 1975. – (Инв. № 7988 – НОТ).

Паганини Н. Леонид Коган играет произведения Паганини / Н. Паганини, исполн. Л. Коган, скрипка, А. Иванов-Крамской, гитара, А. Мытник, фортепиано, В. Ямпольский, фортепиано. - М., 1983. – (Инв. № 3095 – НОТ).

Паганини Н. Пальпити / Н. Паганини, исполн. М. Кварта, скрипка, С. Редаэлли, фортепиано. - Австрия, 1999. – (Инв. № 9846 – НОТ).

Паганини Н. Пляска ведьм: соч. 8 / Н. Паганини, обр. Ф. Крейслер; исполн. Ю. Ситковецкий, скрипка, Б. Давидович, фортепиано. - М., 1956. – (Инв. № 7419 – НОТ).

Паганини, Н. Сонаты дя скрипки и гитары / Н. Паганини, исполн. Л. А. Бьянчини, скрипка, М. Преда, 1995. – (Инв. № 10512 – НОТ).

Паганини, Н. Сочинения для скрипки и фортепиано / Н. Паганини, исполн. В. Пикайзен, скрипка; партия ф-но Т. Пмкайзен, С. Черняховская. - М., 1982. – (Инв. № 3091 – НОТ).

Обзор подготовила гл. библиотекарь Иллич А.И.