Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Скульптурный мир Валерия Пчелина

К 60-летию со дня рождения кубанского скульптора

Творчество, скульптура для меня – создание собственной реальности, в которой существует и великое, и ничтожное, но в условиях, их объединяющих. Сюжетная линия и выбор тем второстепенны – всё, попавшее в эту реальность, приобретает её черты.

В. Пчелин

Валерий Павлович Пчелин родился 5 июля 1962 года в селе Джусалы в Казахстане в семье военнослужащего. До 12 лет жил в городе Ленинске (космодром Байконур), где в изостудии дворца пионеров начал свой творческий путь. В 1974 г. семья переехала на Кубань. В 1987 году с отличием закончил Краснодарское художественное училище, до 1992 года учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).

По возвращении в Краснодар работал реставратором в Краснодарском историко-краеведческом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына, промышленным дизайнером, дизайнером мебели и интерьеров. В этот период художник, испытывая влияние европейских модернистов Г. Мура и М. Марини, а также африканского искусства и школы немецкой готической скульптуры, создал из дерева «Волчицу», «Овраг» (1995), «Атиллу» (1996), Девочку с крысой (1996) и др. «Я много изучал лучшие образцы деревянной скульптуры разных эпох. И отдаю предпочтение африканской и готической северо-европейской традициям. И если Африка для меня – это витальная геометрия, то готика – экзальтация и экспрессионизм», – писал скульптор.

Конец 1990-х ознаменовался для Пчелина «аргентинским» периодом – в течении двух лет скульптор трудился в Буэнос-Айресе, украшая местные церкви, делая для частных фирм авторские образцы деревянной посуды и мебели.

И снова – возвращение в Краснодар, работа в скульптурном цехе, участие в персональных и групповых выставках в России, Чехии, Великобритании, Китае, Германии, Южной Корее, Аргентине, Швейцарии.

Начало нового века художник ознаменовал рядом новых работ из дерева, изображающих людей и животных в экстремальных, пограничных состояниях. Это «Ноев завет», «Братец Кролик, Братец Кольт» (2002), «Всадник», «Соседка» (2003), «Бабий исход» (2005), «Одинокая» (2006), «Кот на крыше» (2007), «Катерина» (2008), «Гоголь-мистик» (2009). Его деревянный проект «Вдова дровосека» вошёл в десятку лучших работ на симпозиуме в швейцарском Давосе в 2010 г. «Раньше я был озабочен изобретением тем, мне казалось, что это помогает обрести свою индивидуальность, почерк. Став опытнее и увереннее, я обнаружил, что, чем банальнее сюжет, тем яснее задача и её пластическое решение. В конце концов, художник не может создать мир заново, но увидеть его по-новому, под своим углом зрения – это и есть интереснейшая и увлекательнейшая задача. Скульптура для меняне просто профессия. Это возможность пластически выразить своё отношение к событию или предмету», – делился своими размышлениями Валерий Пчелин.

Работает мастер и с бронзой. В 2007 году Валерий Пчелин по заказу администрации Краснодара изготовил юмористическую скульптурную композицию «Гуляющие собачки», сразу привлёкшую к себе внимание и ставшую одним из неофициальных символов города, а в 2008 году создал «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», по мотивам картины И. Репина.

С 2009 года Валерий Пчелин – участник международных арт-событий и скульптурных симпозиумов. В течение шести лет был приглашенным художником крупной международной выставки современного искусства Nord Art (Бюдельсдорф, Германия), где создал ряд арт-объектов для скульптурного парка и выставочных пространств.

После того как Алан Корнаев и Валерий Пчелин приняли решение о совместной работе, на улицах и скверах Краснодара появились такие скульптуры, как памятник кубанскому историку и статистику Фёдору Щербине, горельефы «Старый Екатеринодар» для фонтанного комплекса Дома книги, композиция «Студенты» по мотивам кинокомедии Леонида Гайдая рядом со зданием Краснодарского государственного технологического университета, мемориальный комплекс памяти генерала Лавра Корнилова и воинов Добровольческой армии, погибших при штурме Екатеринодара в 1918 г., памятник наказному атаману Григорию Рашпилю, памятник «Славным сынам Отечества казакам и горцам – героям Первой мировой войны». Одной из последних работ Валерия Пчелина стал мемориальный комплекс «Пашковская переправа» (2020), посвящённый героической защите города в 1942 г.

 


Профессиональные награды и звания

Валерий Пчелин – член Союза художников России (1995 г.), несколько лет подряд избирался членом правления, член Международной Ассоциация пластических искусств при ЮНЕСКО.

Стал обладателем государственной стипендии администрации Краснодарского края в области культуры и искусства (в течение 1996 г.).

Завоевал Гран-при на краевом конкурсе «Биеннале-2009»; Первую премию по скульптуре на этом же конкурсе в 1995, 2005, 2007 годах; премию МВД России за мемориал «Рыцарь дорог», посвящённый погибшим сотрудникам ГИБДД (Краснодар, 2009); Серебряную медаль «За веру и добро» 2010 г. губернатора Кемеровской области А. Тулеева за создание памятника святителю Николаю для ОАО «Российские железные дороги» в городе Тихорецке (совместно с Аланом Корнаевым); Первую премию по скульптуре (совместно с Аланом Корнаевым) на краевом конкурсе изобразительного искусства «Городской романс» в 2013 году за создание скульптурных горельефов для фонтанного комплекса перед Краснодарским Домом книги; Первую премию по скульптуре на Новороссийской биеннале (2015).

 

Библиографический список

 

Валерий Пчелин. Скульптура / фот. Т. Зубкова, Д. Майстренко. –Краснодар, 2009. – 40 с.

Ковина, Н. «В Аргентине я понял, что я – краснодарец» / Н. Ковина // Краснодарские известия. – 1999. – 22 мая. – С. 1,3.

Кубанский художник и скульптор по дереву В. Пчелин вернулся из Аргентины в Краснодар.

Пчелин, В. Интересно то, что сложно : беседа с кубанским скульптором, дизайнером, декоратором В. Пчелиным / В. Пчелин ; записала О. Бурякова ; фот. Д. Нащанский // Небо Кубани. – 2006. – № 10. – С. 66-70.

Пчелин, В. Между вымыслом и реальностью : беседа с краснодарским скульптором В. Пчелиным / В. Пчелин // Аэропорты Юга. – 2008. – № 4 (апр.). – С. 95-98 : фот.

Пчелин, В. Скульптор Пчелин: о работе и о жизни : беседа с В. Пчелиным, дизайнером, членом правления Краснодарского отделения Союза художников / В. Пчелин ; записал И. Мочалова // Вольная Кубань. – 2017. – 1 янв. – С. 18 : фот.

Пчелин, В. Эпоха чувственного дизайна : беседа с краснодарским скульптором В. Пчелиным / В. Пчелин ; записала Ю. Остапенко // Небо Кубани. – 2012. – № 64 (июнь-июль). – С. 222-224 : фот.

Пчелин Валерий Павлович // Духовное имя : [к 80-летию со дня образования Краснодарского края] / ответственный за выпуск Н. Г. Денисов. – Краснодар : Диапазон-В, 2017. – С. 91.

Творческий тандем // 225 имён. Екатеринодар-Краснодар / сост. Ю. В. Лучинский, И. Т. Краев. – Краснодар : Традиция, 2018. – С. 320-321.

 

Составитель

В.А. Яценко,

библиограф отдела краеведения