Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Татьяна Маврина: в сказках душа и совесть народа

К 120-летию со дня рождения российской художницы-иллюстратора

Первые книжки, которые мы берем в руки в детстве, − это сказки, и в них всегда масса картинок. Картинки эти запоминаются на всю жизнь.

Татьяна Алексеевна Маврина (1900–1996) – живописец, график, иллюстратор, плакатист, декоратор. Татьяна Алексеевна родилась в семье педагога и литератора в Нижнем Новгороде. В 1921 году Маврина переехала в Москву и поступила на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Началась ее жизнь в искусстве, продолжавшаяся 75 лет.

Художница полюбила не только русскую иконопись, лубки, вышивки, глиняные игрушки. Эти вещи стали для нее камертоном ее собственного творчества, многое ей подсказывали. Ее особенно увлекали городецкие росписи прялок − к альбому «Городецкая живопись» Маврина написала интереснейший сопроводительный текст. Она писала, что очарована совсем другой, неведомой ей техникой, совсем другим способом «крашения», дарующим «большой звук». Со временем она сама пришла к «большому звуку» − стала брать цвета в полную силу, превращая свои листы в подобия самоцветов.

Имея живой нетерпеливый характер, художница предпочитала работать не масляной живописью, а «быстрыми» техниками: тушью, пером, гуашью, темперой, акварелью. Постоянно путешествуя по древнерусским городам, она создала множество фантастических зарисовок, оживляя своими иллюстрациями сказки и мифы разных народов.

Свою жизнь Маврина делила на три периода: первый был связан с Нижним Новгородом, где она родилась и прожила до 1921 года, второй начался в 1921 году, когда семья переехала в Москву, и продолжался до 1941 года, третьему положил начало военный 1942 год. Маврина перестала заниматься живописью и увлеклась графикой, обратившись к архитектурным пейзажам Москвы и древнерусских городов.

Книжная графика всегда оставалась ведущей, но не единственной сферой ее творческих интересов.

Стихия народного искусства с его фантастическими зверями и узорами пробудила в Мавриной дремавший дар сказочницы. Книжки русских сказок и сказок Пушкина принесли художнице мировую известность. Плодотворным было ее сотрудничество с писателем Юрием Ковалем. Маленькие рассказы Ю. Коваля о природе, лирические и шутливые, хорошо сочетались с композициями Мавриной, которые она делала в своих неустанных поездках по городам, селам и проселкам России.

В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. Для Татьяны Алексеевны работа над детскими книжками была скорее удовольствием, чем тяжелым трудом. Она любила уходить мыслями и чувствами в детские годы, даже кропотливая работа с макетом книги – высчитывание строчек, букв, страниц – не тяготила ее. Маврина всегда делала это сама, часто писала тексты от руки, чтобы не получилось «нескладицы» с выставлением типографского набора в рисунок.

В предвоенные годы Т.А. Маврина проиллюстрировала много книг любимых с детства классиков литературы: Лермонтова, Стендаля, Бальзака, Золя, Гофмана. Все чаще она предпочитает масляной живописи рисунок и графику как более динамичные способы художественного творчества. Таковы иллюстрации к «Отцу Горио» Бальзака, к произведениям Гофмана: «Ошибки и тайны», «Крошка Цахес» и др.

В 1939 году были сделаны рисунки к «Фоме Гордееву» М. Горького, но они так и остались ненапечатанными.

В послевоенные годы сказочные темы заняли главное место в творчестве Т.А. Мавриной. Юмор и поэзия русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина были знакомы и близки ей с детских лет. «Уже и не вспомнишь, когда выучила наизусть пролог к «Руслану и Людмиле», кажется, с ним и родилась. Сначала был Пушкин, потом уже сказки, − писала Маврина в одной из журнальных статей.

Первой была проиллюстрирована «Сказка о мертвой царевне», вышедшая в 1949 году, затем был мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке» с рисованной заставкой «Лукоморье». Мультфильм поучил первую премию на кинофестивале в Карловых Варах, выдвигался на Сталинскую премию и дошел почти до финиша. Вторая сказочная книга − «Царевна Лягушка», от обилия материала, накопленного для сказок, «она вся перегружена». Эти первые книжки открыли Т.А. Мавриной двери в разные издательства.

В 1957-1961 годах выходят в свет оформленные Т.А. Мавриной книги сказок «По щучьему велению», «Сорока-белобока», «Карусель» и другие. Потом было еще много книжек русских сказок. За иллюстрации к поэме Пушкина «Руслан и Людмила» Т.А. Маврина получила медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в Лейпциге, за книгу «Сказочные звери» (1965) − первую премию на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно (Чехия).

«В детской книжке, − писала художница, − рисунок обязательно должен быть рядом с текстом, о нем говорящим. Чтобы легче было читать и запоминать сказку, надо делать больше приметных остановок. Заглавную букву в начале абзаца я всегда делаю большую и цветную. Цветом же выписываю первую строку или строчку, которую надо особо отметить.

Энциклопедией русской сказки можно назвать «Сказочную азбуку» Т.А. Мавриной, вышедшую в 1969 году. В азбуке практически нет текста, только слова-подсказки с именами героев и названиями сказок, чтобы читатель сам вспомнил и пересказал сюжет. Добрые и озорные картинки вводят маленького читателя в волшебный мир сказок. Это одна из лучших книг с иллюстрациями Т.А. Мавриной.

В 1970 году в издательстве «Малыш» вышла книжка Т.А. Мавриной «Лукоморье». Книга вначале была воспринята неоднозначно. «Товарищи по цеху», художники Б.А. Дехтерев и Е.М. Рачев обвинили Маврину в формализме. Главный художник Дехтерев отказался подписывать книги Мавриной в печать. «Лукоморье» спасли положительные отзывы в печати: статьи академика А.А. Сидорова, писателя Е.Я. Дороша, положительная рецензия в журнале «Детская литература». В 1974 году Т.А. Маврина снова проиллюстрировала все сказки Пушкина для издательства «Детская литература» и вновь включила в книгу пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Главное отличие оформленных Т.А. Мавриной сказочных книг – яркость, красочность, богатство цветового оформления. В 1975 году за иллюстрации к русским сказкам и станковую графическую серию «Сказка, Родина, Красота» Т.А. Мавриной присуждена Государственная премия СССР. В 1978−1989 годах Маврина в содружестве с писателем Ю. Ковалем выпускает в издательстве «Детская литература» серию книг для юношества: «Стеленный пруд», «Заячьи тропы», «Журавли», «Снег», «Бабочки», «Жеребенок».

Творческая энергия Татьяны Алексеевны была неиссякаема. Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии, автор иллюстраций более чем к 100 книгам русской и мировой классики, Маврина была награждена международными медалями и премиями на выставках в Лейпциге, Брно, Братиславе, Белграде, Лиссабоне. Она – один из первых русских художников ХХ века, получившая премию Ганса Христиана Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрации детской книги» в 1976 году.

Работы Татьяны Мавриной хранят аромат эпохи, особый тип духовности, времени, уже «унесенного ветром», чего-то такого, что может быть утрачено навсегда, не сохраненное современным искусством.

  

 


Список литературы:

Государственный музей А. С. Пушкина, Москва : к 50-летию создания музея / автор текста и составитель каталога Л. Карнаухова, под общей редакцией Н. Михайловой. – Москва : Белый город, 2006. − 64 с. : ил.

Дмитриева, Н. А. Татьяна Маврина : графика, живопись : альбом / Н. А. Дмитриева. – Москва : Советский художник, 1981. − 128 с. : ил.

Маврина, Т. А. Гуси, лебеди да журавли : акварели, гуаши, темпера / Т.А. Маврина. – Москва : Московский рабочий, 1983. − 112 с. : ил.

Маврина, Т. А. Мгновение, остановленное цветом : альбом / Т. А. Маврина, автор-составитель А. Ю. Чудецкая; под общей редакцией И. Е. Даниловой. − Крань : Интербук-бизнес, 1997. − 144 с. : ил.

Маврина, Т. А. Пути-дороги : из путевых альбомов художника / Т. А. Маврина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. − 180 с. : ил.

Маврина, Т. А. Этюды об искусстве : материалы к биографии художника / Т. А. Маврина, предисловие В. Курбатова. – Москва : Красный пароход, 2019. − 349 с. : ил.

Сочинский художественный музей: альбом: к 35-летию / автор текста и составитель С. Шелихова. – Москва : Белый город, 2006. − 64 с. : ил.

 

Информацию подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству