Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Юбилей маэстро

 

История искусств знает немало художников, творчество которых словно озарено лучами солнца. Сквозь бури и грозы истории несут они веру в жизнь, в торжество свободы и счастья. Таким творцом был выдающийся композитор Арам Ильич Хачатурян.

По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян - один из самых известных композиторов XX века, а его «Танец с саблями» чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

Хачатурян обладал драгоценным даром слышать время, чувствовать его пульс. Его музыка – это взволнованная, искренняя речь, обращенная к человечеству.

   В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта,поступил в Московский университет.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин.

Под его руководством, а позже, уже в период обучения в Московской консерватории, под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером.

Хачатурян был уже вполне зрелым музыкантом, когда однажды по случайному поводу ему пришлось впервые встать за дирижерский пульт. И это оказалось началом множества выступлений и концертных поездок по всему миру с исполнением собственных произведений. Как говорил сам композитор, он побывал на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. На гастролях он представлял не только самого себя как композитора и дирижера, но и всю культуру большой страны, в которой творил и работал.

   Лауреата Государственных и Ленинской премий, Героя Социалистического труда, народного артиста СССР Арама Ильича Хачатуряна не стало1 мая 1978 года.

   О Хачатуряне написаны десятки книг. Представляем вам наиболее интересные и значимые из тех, которые хранятся в фондах библиотеки:

   Альбом «Арам Хачатурян. Жизнь и творчество» (Москва, 2003) вышел в свет к 100-летию мастера. Здесь смонтированы воспоминания композитора, фрагменты из музыковедческих книг, отзывы современников и учеников. Впервые публикуются письма, фотографии из семейного архива и другие редкие материалы. Образ складывается монументальный, как музыка из «Спартака». Крупные черты лица, эпический стиль, активная жизненная позиция... Не человек, а глыба. Этакая мощная кавказская гора. И сама биография Хачатуряна в этой книге подана эпически, как восхождение от вершины к вершине.

   Книга Арутюнова Д. «А. Хачатурян и музыка Советского Востока: язык, стиль, традиции» (Москва, 1983) представляет собой теоретическое исследование системы выразительных средств и стиля А. Хачатуряна, а также их преломление в творчестве композиторов восточных регионов СССР. Большое внимание уделяется выявлению осуществленного Хачатуряном синтеза традиций восточной и европейской культур, что, собственно, и составляет «изюминку» его творчества. Книга снабжена справочником и резюме на английском языке.

   В работе Карагюлян Э. «Симфоническое творчество Арама Хачатуряна» (Ереван, 1961) анализируются симфонические произведения композитора, выявляются особенности стиля и музыкальной драматургии произведения, где огромное значение приобретает творческое, своеобразное использование композитором народных истоков. Народность музыки Хачатуряна автор видит не только в широком последовательном обращении к фольклорным мелодиям, но главным образом в выборе актуальных тем, существенно важных для народа, и воплощении их с большой художественной правдой. В первой главе рассматриваются собственно симфонические произведения, во второй – инструментальные концерты.

   Книга Тигранова Г. «Арам Ильич Хачатурян» (Ленинград, 1978) в краткой и доступной форме освещает основные этапы, важнейшие события из жизни композитора. Автор знакомит читателя с наиболее значительными произведениями Хачатуряна, с их идейным и творческим содержанием, особенностями стиля, языка, а также характеризует их роль в истории советской и мировой музыкальной культуры XX века. Творческий путь Арама Хачатуряна рассматривается в связи с историческими условиями социальной и художественной жизни нашей страны.

   В брошюре Тигранова Г. «Балеты А. Хачатуряна» (Москва,1960) дается полный творческий и музыкальный анализ балетов «Спартак» и «Гаянэ».

   Монография Хубова Г. «Арам Хачатурян» (Москва, 1962) разносторонне освещает основные этапы жизни и творчества композитора. Автор анализирует его наиболее известные сочинения и ведущие творческие принципы. В книге использованы фрагменты многочисленных писем, интервью и выступлений Хачатуряна, а также бесед с ним автора монографии.

   Монография Гаяне Чеботарян «Полифония в творчестве А. Хачатуряна» (Ереван, 1969) освещает творчество композитора с новой стороны. На тщательном анализе основных его произведений Г. Чеботарян показывает, что все они пронизаны полифоническими приемами письма, являющимися как бы тайными, но очень важными пружинами музыкального развития.

 

В фонотеке нашего отдела хранятся аудиозаписи произведений композитора. Все аудиозаписи доступны нашим читателям для прослушивания


Хачатурян А. Валенсианская вдова: сюита из музыки к пьесе Лопе де Вега. Маскарад: сюита из музыки к драме М. Ю. Лермонтова / А. Хачатурян, исполн. МГСО; дирижер В. Дударова. - Москва, 1990. - (Инв. № 8253 – НОТ);        

Хачатурян А. Гаянэ: сюиты №№ 1-3 / А. Хачатурян, исполн. Санкт-Петербургский Гос. симф. орк., дирижер А. Аниканов. - Германия, 1993. – (Инв. № 8810 – НОТ);

Хачатурян А. Гаянэ: фрагменты из балета / А. Хачатурян, исполн. Орк. Ленингр. Гос. театра оперы и балета; дирижер Б. Хайкин. – Москва, 1956. – (Инв. № 8414 – НОТ);

Хачатурян А. Детский альбом / А. Хачатурян, исполн. М. Воскресенский, фортепиано. – Москва, 1981. – (Инв. № 3751 – НОТ);    

Хачатурян А. Концерт: для скрипки с оркестром. Концерт-рапсодия: для скрипки с оркестром / А. Хачатурян, исполн. М. Мартин, скрипка, Украинский Национальный симфонический оркестр; дирижер Ф. Кухарь. - Германия, 2003. – (Инв. № 10323 – НОТ);

Хачатурян А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Климов, скрипка, Гос. академ. симф. орк. СССР; дирижер Е. Светланов. – Москва, 1981. – (Инв. №3318 - НОТ);

Хачатурян А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Пикайзен, скрипка. - Россия, 1999. – (Инв. № 8254 – НОТ);

Хачатурян А. Концерт: для фортепиано с оркестром: ре бемоль мажор / А. Хачатурян, исполн. Л. Оборин, фортепиано, оркестр Чешской филармонии; дирижер Е. Мравинский. - Германия, 2004. – (Инв. № 10240 – НОТ);

Хачатурян А. И. Соната-фантазия: для виолончели соло: соч. 1974 г. / А. И. Хачатурян, исполн. Н. Шаховская, виолончель. – Москва, 1978. – (Инв. № 1561 – НОТ);

Хачатурян А. Соната: для скрипки фортепиано. Квартет: для двух скрипок, альта и виолончели "Памяти отца". Трио: для валторны, скрипки и фортепиано -.. – Москва, 1983. – (Инв. № 4314 – НОТ);  

Хачатурян А. И. Сталинградская битва: сюита из музыки к кинофильму: соч. 1949 г. Марши для духового оркестра / А. И. Хачатурян, инстр. Г. Калинкович; исполн. Отдельный показательный оркестр Мин. обороны СССР; дирижер Н. Сергеев. – Москва, 1978. – (Инв. № 1951- НОТ);

Хачатурян А. Спартак: отрывки из балета / А. Хачатурян, исполн. Королевский филарм. орк.; дирижер Ю. Темирканов. - Германия, 1991. – (Инв. № 8068 – НОТ);

Хачатурян А. Сюита: из балета «Спартак». Сюита: из балета «Гаянэ»/ А. Хачатурян, исполн. Лондонский симф. оркестр; дирижер А. Хачатурян. – Москва, 1999. - (Инв. № 10210 – НОТ);

Хачатурян А. Сюита: из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» / А. Хачатурян, исполн. симф. орк. Всесоюзного радио; дирижер С. Самосуд. - М., 1956. - (Инв. № 8326 – НОТ);

Хачатурян К. Чиполлино: балет в 3-х актах / К. Хачатурян, по сказке Дж. Родари; исполн. Оркестр Большого театра СССР; дирижер А. Копылов. – Москва, 1978. – (Инв. № 1905 – НОТ)

 

Информацию подготовила ведущий библиотекарь сектора нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты, право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).