Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Обзор выставки отдела литературы по искусству
«Остановить мгновение» - так называется выставка, посвященная 185-летию со дня рождения одного из известнейших художников XIX века Эдуарда Мане. Французский художник, гравер, Эдуард (Эдуар) Мане (1832-1883) родился и жил в Париже, там же учился в Школе изящных искусств. В 1850-е годы молодой художник объездил всю Европу, посетил многие музеи, а работы Тициана, Рембрандта, Веласкеса и Гойи произвели на него неизгладимое впечатление. В своих ранних работах, используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, художник стремился наполнить их современным звучанием («Любитель абсента», 1859, «Музыка в Тюильри», 1860-1862), обращался и к эпизодам современной ему истории («Расстрел императора Максимилиана», 1867). Но все же особое внимание художника к жизни проявилось в сценах из будничной жизни, почти лишенных действия, но полных лирической одухотворенности и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», «Балкон», обе 1868). Очень быстро Э. Мане стал одним из известнейших живописцев своего времени, но его имя приобрело скандальную славу за работы «Олимпия» и «Завтрак на траве», обе 1863), вызвавшие у большинства зрителей бурное негодование. Но Мане выступал за свободное искусство, он утверждал, что художник волен выбирать любой сюжет, и не обязан постоянно обращаться к «высоким» мотивам. С начала 1870-х годов Мане много работал в области портрета, писал натюрморты и пейзажи, выступал и как рисовальщик, мастер литографии и офорта. В это время художником создан ряд шедевров, поражающих красотой и светоносностью цвета («Аржантей», 1874, «Нана», 1877, «Бар в Фоли-Бержер», 1881). В мире искусства Эдуард Мане считается предшественником и вдохновителем импрессионистов, но в выборе сюжетов и композиционных решений он все же расходился с импрессионистами, т.к. его больше интересовала модель, как в психологическом, так и в социальном аспекте, («Портрет Эмиля Золя», 1868, «Портрет Д. Мура», «Подавальщица пива», обе 1879 и др.). В последние годы жизни Э. Мане увлекся выполнением иллюстраций.
Более подробно о жизни и творчестве этого интереснейшего художника читатели могут узнать из книг и альбомов, использованных при подготовке выставки:
• Великие французские художники: [альбом / текст и сост. Е. П. Рачеевой]. - М., 2004. - 144 с. : ил.
• Импрессионизм: [альбом] / текст и сост. Т. М. Котельниковой. - М., 2004. - 128 с. : ил.
• Мане / текст Д. Николетти. - М., 2000. - 64 с.: ил.
• Перрюшо, А. Жизнь Мане [Текст] / А. Перрюшо, пер. с франц. М.Н. Прокофьевой. - М., 1988. - 368 с. : ил.
• Рей, Р. Мане / Р. Рей, пер. В. Н. Тяжелова. - М., 1995. - 96 с. : ил.
• Хилл, Я.Б. Импрессионизм. Новые пути в искусстве / Я.Б. Хилл. - М., 1998. - 200 с.: ил.
• Чегодаев, А.Д. Эдуард Мане / А.Д. Чегодаев. - М., 1985. - 430 с. : ил.
• Эдуард Мане: альбом / авт. вступ. ст. М.Н. Прокофьева. - М., 1988. - 48 с. : ил.
Ждём Вас ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца
с 9.30 до 19.00 часов тел. (861) 268-09-33
Дополнительные услуги
- Копирование информации на компакт-диск читателя.
- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.
- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.
- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки, внесение поправок в набранные тексты. |